Социализация. Особенности субъектно-объектных отношений при социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, вхождение человека в общество.

Существует два подхода в социализации: субъект-объектный и субъект-субъектный. Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия какой-либо деятельности его в процессе социализации (Парсонс). Согласно Парсонсу (1902–1979), индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Основной общностью первичной социализа­ции является семья, хотя на уровне семьи социализация не за­канчивается. Она представляет собой постоянный процесс при­способления человека к существующим в обществе ценност­ным образцам поведения. Социализация происходит благодаря психологических механизмов познания и усвоения ценностей.

Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:

– познавательных механизмов (подражание, которые опираются на чувства уважения и любви);

– защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

– механизмов приспособления, которые сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.

Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения.

Все, кто считает, что человек активно участвует в процессе социализации, являются сторонниками субъект-субъектного подхода. Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно объяснить как развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация подразумевает согласование требований и ожиданий общества по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; самоанализ и притязания человека, с его возможностями и с реалиями социальной среды. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода, в котором социализация трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

16. Этапы социализации личности: содержание и особенности.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы.

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости.

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»)..

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой и т.п.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах.

Детство: первичная социализация. Это самый важный этап социализации, особенно первые три года жизни, когда ребенок овладевает целым рядом сложных навыков, прежде всего языком своего народа. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что если этот период пропустить, то последствия будут необратимы. Человек уже никогда не сможет стать полноценным членом общества, оставшись на уровне «Маугли». Детские обиды помнятся всю жизнь.

Юность: индивидуализация и вхождение в общество Следующий этап социализации. У человека появляется желание выделить себя из остального мира, его отличает критическое отношение к нормам поведения. Не всегда адекватно оценивает свои силы, возможности, недооценивает уровень трудностей. В юности появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в него». Интеграция проходит успешно, если поведение человека принимается группой, обществом. Если оно не принимается, то возможны следующие исходы: • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; • изменение себя, стремление «стать как все»; • внешнее соглашательство, адаптация.

Зрелость: трудовая стадия. Человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность. Это период, когда большинство людей достигают пика своей карьеры. Человек может критически оценивать свое прошлое, находя в нем разные ошибки: выбрал не ту специальность, не уехал в другой город, неудачно женился и т.д. Для каждого этот список индивидуален.

Старость: послетрудовая стадия. Старость — была и остается самым тяжелым периодом в жизни человека. Старость — это болезни, так как человеческий организм не может переносить с легкостью те нагрузки, которые легко воспринимал в период зрелости. Передача опыта.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, т.е. полный расцвет.

Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

Наши рекомендации