И. Спасибо, Зарина, за разговор, было очень интересно.

Приложение к главе 8

Таблица 1

Распределение смыслов свободы в группах, различных по возрасту (в % к числу опрошенных в каждой группе N=1200)

Смыслы свободы Молодежь (18-29лет) Верхний средний (30-44лет) Средний и пред. пенс. (45–59 лет) Пожилые и престар. (60 и стар.) Всего
Свобода как беспрепятственная реализация своей воли 18,5 13,3 14,2 16,0 15,3
Свобода политическая 14,9 17,1 17,4 12,4 15,5
Свобода как независимость 42,6 40,5 35,6 36,0 38,6
Свобода как самостоятельность 8,4 6,6 7,1 8,7 7,7
Свобода как самореализация 8,8 5,7 3,9 2,2 5,1
Свобода «сознательная» 0,8 1,9 1,4 0,7 1,2
Свобода «внутренняя» 6,0 6,0 7,8 7,3 6,8
Свобода как «сила» 4,8 7,0 6,4 4,4 5,7
Свобода как произвол 0,4 0,3 1,1 0,4 0,5
Свобода, ограниченная интересами другого 3,6 1,3 0,7 1,8 1,8
Свобода, ограниченная этическими рамками 0,4 0,6 0,4 0,4 0,4
Свобода, ограниченная нормами закона 0,4 0,3 0,7 0,7 0,5
Свобода как порядок 0,0 0,3 0,7 0,0 0,3
Свобода как независимость от государства 0,8 0,6 0,0 0,7 0,5
Свобода как правообеспеченность 0,4 0,6 0,4 1,5 0,7
Свобода как отсутствие физического принуждения 0,8 0,0 0,0 0,7 0,4
Свобода как равенство 0,0 0,3 0,0 0,0 0,1
Свобода как материальная обеспеченность 28,9 30,1 31,3 26,9 29,3
Свобода как традиционные ценности 9,2 13,0 13,2 24,0 14,9
Свобода как обладание властью 0,0 0,0 1,1 0,0 0,3
Свобода как «внесемейственность» 1,2 0,9 0,4 0,4 0,7
Свобода как «незанятость» 0,8 0,6 1,4 2,5 1,3
Свобода «внесоциальная» 0,0 0,0 0,1 0,0 0,1

Таблица 2

Распределение смыслов свободы в группах, различных по социальному положению

(в % к числу опрошенных в каждой группе N=1200)

Смыслы свободы Рабочие Специалисты с в.о. (технические) Специалисты с в.о. (гуманитарии) Специа-листы без в.о. Управленцы высшего звена Управ-ленцы среднего звена Управленцы низшег звена Предприниматели Военные, работники МВД Наемные работники торговых организац. МОП Всего
Свобода как бес­препятственная реализация своей воли 18,8 21,2 11,4 9,3 20,7 8,6 0,0 3,6 0,0 20,3 7,8 15,3
Свобода политическая 18,2 21,2 19,0 15,3 6,9 17,1 14,3 17,9 0,0 10,9 15,6 15,5
Свобод как независимость 37,0 32,7 43,0 36,0 34,5 45,7 14,3 25,0 60,0 45,3 40,6 38,6
Свобода как самостоятельность 5,0 7,7 11,4 5,3 13,8 2,9 7,1 17,9 0,0 3,1 9,4 7,7
Свобода как самореализация 3,3 9,6 8,9 8,7 3,4 11,4 7,1 7,1 0,0 4,7 4,7 5,1
Свобода «сознательная» 1,7 0,0 1,3 2,7 3,4 5,7 14,3 0,0 0,0 0,0 0,0 1,2
Свобода «внутренняя» 6,6 3,8 6,3 8,7 10,3 2,9 7,1 14,3 0,0 9,4 7,8 6,8
Свобода как «сила» 2,8 7,7 6,3 9,3 3,4 8,6 0,0 0,0 20,0 7,8 3,1 5,7
Свобода как произвол 1,1 0,0 0,0 1,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,6 0,0 0,5
Свобода, ограниченная интересами другого 0,0 1,9 5,1 2,0 3,4 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,6 1,8
Свобода, ограниченная этическими рамками 0,6 0,0 0,0 0,7 3,4 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 3,1 0,4
Свобода, ограниченная нормами закона 0,6 0,0 0,0 1,3 0,0 0,0 0,0 0,0 20,0 0,0 0,0 0,5


Свобода как порядок 0,0 1,9 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,3
Свобода как независимость от государства 0,6 0,0 0,0 0,7 0,0 0,0 0,0 3,6 0,0 3,1 0,0 0,5
Свобода как правообеспеченность 0,0 3,8 2,5 0,7 0,0 0,0 7,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,7
Свобода как отсутствие физического принуждения 0,6 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,4
Свобода как равенство 0,0 0,0 0,0 0,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1
Свобода как материальная обеспеченность 34,8 42,3 22,8 34,0 27,6 37,1 71,4 14,3 20,0 26,6 37,5 29,3
Свобода как традиционные ценности 12,2 3,8 8,9 10,0 17,2 20,0 14,3 21,4 0,0 20,3 9,4 14,9
Свобода как обладание властью 0,0 0,0 0,0 0,7 3,4 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,3
Свобода как «внесемейственность» 1,7 0,0 0,0 0,7 0,0 0,0 7,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,7
Свобода как «незанятость» 1,7 0,0 0,0 1,3 0,0 0,0 0,0 3,6 0,0 0,0 1,6 1,3
Свобода «внесоциальная» 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1


СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................ 3

Глава 1. Классическое (количественное) социологическое исследование как нововременная форма научного знания..................................... 9

1. К вопросу о методологии социологического
исследования.......................................................................... 9

2. Из истории становления классического социологического исследования 13

3. Критерии научного знания................................................. 17

Эмпирическая составляющая науки.................................. 18

Достоверность научного знания........................................ 20

Объективность научного знания........................................ 22

Практическая полезность научного знания....................... 24

Направленность на обнаружение законов......................... 25

Акцент на методах.............................................................. 27

Особый язык науки............................................................. 28

4. Основные черты методологии классического социологического исследования (онтологическая и эпистемологическая составляющие)..... 29

Социальная онтология....................................................... 29

Эпистемологическая составляющая методологии классического социологического исследования........................................ 37

Измерение в социологическом исследовании.................... 39

Качество социологического исследования........................ 41

Позиция исследователя в исследовательском
процессе............................................................................... 44

Глава 2. Качественное социологическое исследование: история становления, предпосылки, теоретические
истоки.......................................................................................... 49

1. Из истории становления...................................................... 49

2. Предпосылки становления.................................................. 54

3. Теоретические истоки.......................................................... 64

Концепция понимания в работах В. Дильтея и Г. Зиммеля 65

Проблема понимания и категория «социальное действие» в трудах М. Вебера............................................................................................. 68

Прагматизм У. Джеймса и Дж. Дьюи................................ 70

Символический интеракционизм Дж. Г. Мида и Г. Блумера 73

Драматургическая социология И. Гофмана...................... 76

Феноменологическая социология...................................... 80

Этнометодология Г. Гарфинкеля....................................... 85

Глава 3. Методологические основания качественного социологического исследования..................................................................................................... 93

1. Образы социальной реальности и предметной областикачественного исследования........................................................................ 93

Представление о социальной реальности.......................... 93

Предметное поле исследования.......................................... 96

2. Понимание как специфический способ познания............... 98

Почему исследователь может понять информанта?.......... 99

Понятие интерпретации.................................................... 102

Уровни репрезентации опыта.......................................... 104

Задачи интерпретации...................................................... 106

3. Логическая стратегия получения знания.......................... 110

Общая характеристика..................................................... 110

Логика на практике........................................................... 112

4. Проблема истины в качественном исследовании............. 115

Объективная истина и истина опыта................................ 115

Качество качественного исследования............................. 117

Позиция исследователя в исследовательском
процессе............................................................................. 124

Глава 4. Направления и целевые задачи качественного социологического исследования............................................................................. 128

1. Направления качественного социологического
исследования...................................................................... 128

Многообразие качественных исследований.................... 128

Типология направлений качественного исследования.... 133

2. Целевые задачи качественного исследования.................. 143

Цели классического социологического
исследования..................................................................... 143

Описание и объяснение в качественном исследовании... 146

Качественное исследование и управление....................... 149

Качественное социологическое исследование – в помощь конкретному человеку........................................................................................... 151

Глава 5. Типы качественного социологического
исследования............................................................................. 157

1. Grounded Theory («обоснованная теория») как тип качественного исследования............................................................................................ 157

Еще раз о типологиях качественного
исследования..................................................................... 157

Общая характеристика..................................................... 160

Логическая последовательность исследования
(логика исследовательского поиска)................................ 168

Важнейшие операции «обоснованной теории»............... 172

2. «История жизни» (life story) как тип качественного исследования 177

Общие положения............................................................. 177

Методологические подходы к историям жизни.............. 180

3. Автоэтнография как тип качественного социологического исследования 187

Общая характеристика..................................................... 187

Такие разные автоэтнографии......................................... 192

Глава 6. Методы качественного социологического исследования 203

1. Интервью в качественном исследовании.......................... 203

Общая характеристика метода интервью........................ 203

Виды интервью................................................................. 206

Оппозиции «мягкое» – «жесткое», «качественное» – «количественное» интервью........................................................................................... 209

Нарративное интервью..................................................... 212

Отношения интервьюер – информант в нарративном интервью 218

Проблема истины в нарративном интервью................... 224

2. Наблюдение в качественном исследовании...................... 226

Основные положения........................................................ 226

Включенное бесструктурное наблюдение....................... 231

3. Анализ документов в качественном исследовании.......... 235

Общая характеристика метода......................................... 235

Традиция изучения «человеческих документов»............ 239

Способы обработки документальной информации в качественном исследовании........................................................................................... 241

Глава 7. Экзистенциальное измерение качественного социологического исследования................................................................................................... 253

1. Экзистенция, экзистенциалы и качественное социологическое исследование 253

Еще раз об отношениях между познающим и исследуемым субъектами 253

Понятия экзистенции и экзистенциала............................. 257

Качественное социологическое исследование как поле экзистирования 266

2. Экзистенциальный опыт социолога в поле качественного исследования 270

Социолог в фокусе исследовательского интереса........... 270

Эмпирическое изучение экзистенциального опыта социолога 278

Глава 8. Опыт сочетания качественной и классической методологий в одном отдельно взятом исследовании: анализ процесса социально-экономической адаптации населения Самарской области................................................. 303

1. Качественная и классическая методологии социологического исследования: возможность сочетания...................................................... 303

Характеристика позиций.................................................. 303

Параллельное использование качественной и количественной методологий в одном исследовательском цикле...................................... 308

Последовательное сочетание качественной и количественной методологии в одном отдельно взятом исследовании............................. 309

2. Опыт последовательного сочетания классической
и качественной методологии в исследовании социально-экономической адаптации населения Самарской области........................................... 312

Особенности нашего методологического подхода к анализу социальной адаптации населения......................................................... 312

Классический этап исследования..................................... 319

Качественный этап исследования..................................... 331

3. Опыт последовательного сочетания качественной
и количественной методологий для анализа представленности смыслов свободы в индивидуальном сознании жителей области.................... 341

Индивидуальная свобода в контексте социальной адаптации 341

Качественный этап исследования..................................... 344

Количественный этап исследования................................. 351

Глава 9. Опыт качественного социологического исследования в автономном формате: описание отдельных граней социальной адаптации населения Самарской области................................................................................................... 360

1. Автоэтнография вторичной занятости как важнейшей адаптационной практики населения............................................................................ 360

Вторичная занятость в горизонте качественного исследования 360

Переживание вторичной занятости.................................. 365

Качественный анализ транскрипта интервью................. 383

2. Использование стратегии «история жизни»
для описания переживания времени жителями области.. 389

Понятие времени в различных теоретических
перспективах..................................................................... 389

Переживание времени населением Самары:
попытка эмпирического анализа...................................... 401

Приложение к главе 7.............................................................. 420

Приложение к главе 8.............................................................. 440

АННА ГОТЛИБ

Качественное социологическое исследование: познавательные
и экзистенциальные горизонты

Научное издание

В оформлении обложки использовано произведение
современного скультора L. Bojadjiev «Conversation»

Корректор Н.В. Голубева

Компьютерная верстка, макет В.И. Никонов

Подписано в печать 19.08.04

Гарнитура Times New Roman. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Печать оперативная.

Усл.-печ. л. 28,125. Уч.-изд. л. 20,31. Тираж 300 экз. Заказ № 200

Издательство «Универс-групп», 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1

Отпечатано ООО «Универс-групп»

[1] Конечно, прежде всего это касается интервью, используемого в классическом социологическом исследовании. Качественное интервью стремится преодолеть эту искусственность, «сгладить» ее, хотя не может ее преодолеть в принципе.

[2] Термин «качественное интервью» здесь используется как обобщающий, собирательный, заменяющий собой все разнообразные виды интервью, используемые в качественном исследовании.

[3] Здесь это означает невозможность использования контент-анализа в качественном исследовании.

[4] При разработке стандартизованного опросника социологу порой долго и мучительно приходится «отрабатывать» язык опросника, чтобы он был понятен респондентам.

[5] Для чистоты эксперимента, чтобы проанализировать именно процедуру совместного конструирования нарратива, я постаралась исключить влияние других граней ситуации интервью; в частности, одному и тому же информанту задавался одинаковый нарративный импульс – легенда о цели исследования, о том, как эти результаты будут использованы и т. д.

[6] Эта же ситуация оказалась характерной для всех 8 информантов, участвовавших в методическом эксперименте.

[7] В рамках качественного исследования, с его стремлением изучать людей в естественных условиях, лабораторное наблюдение не используется.

[8] Структурированное наблюдение, предполагающее четкое выделение и количественную фиксацию элементов наблюдаемого поведения, в наибольшей степени воплощает идеи классической методологии и потому используется только в классическом исследовании, в то время как бессструктурное может использоваться как в классическом исследовании (разведывательный этап), так и в качественном.

[9] Выделяются и промежуточные виды, характеризующиеся разным уровнем включенности наблюдателя в изучаемый процесс, и находящимся между выделенными полюсами. Эти промежуточные виды характеризуются ролями: участник-наблюдатель и наблюдатель-участник.

[10] В.А. Ядов выделяет еще один вид наблюдения – так называемое стимулирующее наблюдение. В рамках такого метода исследователь сознательно вносит возмущение в наблюдаемую ситуацию, чтобы потом наблюдать следствия такой «провокации». Стимулирующее наблюдение «вписывается» в принципиально другую методологию социологического исследования – активно-преобразовательную (action research) и потому мной подробно не описывается.

[11] «Уточнить проблему» означает, что социолог даже на этапе разведки все-таки имеет некоторое представление о проблеме, которую собирается изучать.

[12] Термин «импрессионистский анализ» принадлежит А. Страуссу и обозначает способ анализа документальной информации, основанный на понимании текста без использования специальных процедур обработки качественной информации: кодирования, сравнения и т.д.

[13] С помощью этого же вида анализа можно изучать и другие, не письменные документы: фото- и видеоматериалы, радио- и магнитофонные записи и т.д.

[14] В социологии, как известно, существует целый ряд классификаций документов, выделенных по разным основаниям: статусу документа, степени персонификации, характеру ситуации, в которой документ создавался и т.д. См.: Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.

[15] В частности, именно в этом качестве мной использовалась grounded theory в исследовании социально- экономической адаптации населения постсоветской России: с ее помощью анализировались тексты нарративных интервью – подробно об этом будет рассказано в главе 8.

[16] Исключение составляют лишь феминистские исследования как особая ветвь качественных исследований.

[17] Правда, М. Хайдеггер противился тому, чтобы его труды шли «по ведомству» экзистенциалной философии, рассматривая свое обращение к положениям этого направления в «Бытии и времени» лишь как методический прием, позволяющий перейти к универальной онтологии [7, с.6].

[18] Впрочем, экзистенциализм можно расматривать и в расширительном смысле как «движение в культуре»[12, с.49], представленноое в философии, психологии, литературе и искусстве.

[19] Этой идее подчинения философии повседневному существованию Кьеркегор следовал и в собственной жизни, считая философию глу­боко личной, частной сферой: он даже принципиально издавал свои произведения частным образом, за свой собственный счет. Видимо, это позволило известному русскому философу Л. Шестову так определить его философию: «Свою философию он называл экзистенциальной – это значит, он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить» [17, с.19].

[20] В этой связи Ясперс говорит о «массовом безответственном бытиии» как о бытии без существования, а Хайдеггер вводит понятия «подлинного» и «неподлинного» бытия .

[21] Эта проблема обсуждалась на семинаре по качественной социологии, проведенном в 2003 году в Самаре благодаря усилиям социологов Самарского госуниверситета и Санкт-Петербургского Центра Независимых Социологических Исследований.

[22] Жанр рассказа как наиболее удачная форма передачи исследовательского опыта осознается и антропологами – см. работу П.Р. Де Вита «Неприкрашенный антрополог: рассказы со всего мира» ( The naked antropologist:Tales from around the world) [44].

[23] Практически в каждой главе книги анализируется несколько типов угроз, возникающих в конкретном исследовании; при этом одна из них рассматривается как ведущая, определяющая все остальные.

[24] Я полагаю, что своим, на мой взгляд, не очень удачным конструктом «профессиональная угроза» Г. Лезербай тем не менее обозначила серьезную проблему методологического раскола в английском социологическом сообществе, болезненный процесс становления социологии как полипарадигмальной области знания.

[25] Не выбивается из этой ситуации и недавно вышедшая работа В.И. Ко­валева «Моя профессия – социолог» [52]: в ней традиционно представлен должный образ социолога, требуемые личностные качества.

[26] Термин «социолог» здесь используется как обобщенный маркер познающего субъекта, который в методологии социологического исследования обычно представляется ролями исследователя (социолога) и интервьюера. Для целей моего анализа такое традиционное деление не имеет значения, да и вреальном качественном исследовании эти роли часто совмещаются.

[27] В целом, подводя в автобиографии итоги первой российкой главе своей жизни, П. Сорокин говорит об экзистенциальном потрясении – кризисе своего довоенного мироощущения: позитивистского, сциентистского и гуманистического, вызванного первой мировой войной и в первую очередь революцией 1917 года: «Я испытал на себе и видел слишком много ненависти, лицемерия, слепоты, зверств и массовых убийств, чтобы сохранить в неприкосновенности восторженное и бодрое ощущение» [58, с.150].

[28] Здесь и далее в целях сохранения конфиденциальности подлинные имена социологов заменены условными.

[29] В целом Законодательный и Интерпретативный разум, по З. Бау­ману, – более широкие понятия, соответствующие методологии классического и неклассического гуманитарного знания.

[30] Такая позиция противостоит модной, но, на мой взгляд, неверной точке зрения, настаивающей на обязательности интеграции методов (в формулировке авторов) как условии более полного описания и объяснения изучаемого социального феномена.

[31] Такие исследования проводились еще в 20-е годы в рамках ЦСУ и Тимирязевской Академии и связаны с именами А.В. Чаянова, В.С. Нем­чинова и др. В исследовании под руководством Т. Ша­ни­на чаяновские таблицы были скорректированы, и с их помощью собирались количественные данные о балансах семейного производства, об инвестициях, комбинировании натуральных и денежных расходов.

[32] Для этого информантов просят написать (или рассказать) о самых значимых для них событиях в их жизни (вот откуда вторая часть названия этой методики – «биографическая»). После этого интервьюер, используя метод глубинного интервью, пытается понять те смыслы, которыми информант наделяет выделенные события. Анализируя получаемую информацию, исследователь (он же, как правило, здесь и интервьюер) конструирует в итоге ценностные ориентации индивидов как некоторые обобщающие теоретические понятия.

[33] Вся эта информация была собрана в приюте для матерей-одиночек.

[34] Следует подчеркнуть, что это парсоновское выделение видов адаптации практически с тем же содержательным смыслом сегодня весьма популярно в российской социологии, анализирующей процесс адаптации населения страны.

[35] Несовершенство этой теории, на мой взгляд, состоит в излишнем педалировании возможных и реальных отрицательных социальных последствий социальных сдвигов: метафора травмы маркирует социальное изменение как исключительно разрушительное, деструктивное воздействие на социальное тело.

[36] Дело в том, что структурно-функционалистское определение адаптации как взаимодействия индивида и среды, направленное на гармонизацию этих отношений, установление определенного равновесия между ними практически невозможно операционализировать (что считать равновесным состоянием? каковы эмпирические признаки такого равновесия?), а значит и использовать в эмпирических исследованиях.

[37] Речь идет о монитогинге социально-экономической адаптации, проведенном по заказу адаминистрации Самарской области в 1999–2003 гг. под моим руководствои и при моем непосредственном участии и включающем 3 «точечных» исследования (1999 г., 2001–2002 гг., 2003 г.), осуществленных в рамках единой методологии и единого инструментария.

[38] Возможность выбора именно такого познавательного средства была продиктована рядом соображений: во-первых, в российской социологии уже есть некоторое теоретическое осмысление процесса социально-экономи­ческой адаптации, необходимое для выдвижения объекта типологии, типообразующих признаков; во-вто­рых, к моменту разработки методологии исследования у меня и у исследовательской группы, которой я руководила, уже был собственный опыт проживания, переживания новой для страны социальной ситуации, позволивший «перепроверить», «пропустить через себя» те или иные теоретические схемы; в третьих, стратегия типологического анализа позволяет выделить типологические группы, которые могут выступать ориентирами для принятия управленческих решений, – но именно в этом и состояла прикладная цель наших исследований.

[39] Сходный подход можно увидеть в исследовании социальной адаптации польских крестьян-иммигрантов У. Томаса и Ф. Знанецки. Они также говорят об успешности как субъективном феномене – см.: У. Томас и Ф. Знанецки. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994, с.335.

[40] Исследование проводилось методом полуформализованного интервью в его жестком формате. Объектом исследования выступало население Самарской области. Всего было опрошено 1200 человек, отобранных методом четырехступенчатой выборки: на первой ступени использовался районированный отбор по типу населения (городское, сельское); на второй – производилось районирование по типу территорий; на третьей – использовался типологический отбор городов и сел; на последней ступени использовался квотный отбор по признакам пола, возраста, образования.

[41] Общая картина, характерная для всего массива опрошенных, приобретает иные очертания применительно к разным типам территориальных общностей Самарской области: по доле успешных адаптантов резко «выбиваются» из общей картины Тольятти и сельские районы. В Тольятти удельный вес успешных адаптантов в 1,3 раза выше, чем в среднем по массиву (59,3%), в то время как в сельских районах напротив – в 1,4 раза ниже среднего для массива уровня (32,6%). Существенно различаются и доли самой «тревожной» типологической группы – неуспешных дезадаптантов: в малых городах и сельской местности удельный вес этой группы в 1,5 раз выше, чем в среднем по массиву (соответственно 20,4% и 21,0%). Основная причина таких различий известна: неравенство условий для осуществления публичных практик в сфере труда – малые города, так же, как и сельские районы, обладают гораздо меньшими возможностями для смены профессии, дополнительной работы, получения образования для новой профессии и т.д. В то же время это говорит и о том, что деревня, малые города «выживают» по-своему, используя не столько «городские», преимущественно институционализированные практики, сколько привычные, «домашние».

[42] Результаты этого исследования представлены в статье: А.С. Гот­либ Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании // Социология–4М. 2000. Т.12.

[43] Для определения такого «лица» в исследованиях в рамках мониторинга использовался метод структурных коэффициентов, предполагающий сравнение доли определенной социально-демогра­фичес­кой группы в общем массиве опрошенных и в конкретной типологической группе. Значение структурного коэффициента больше 1 означает, что данная конкретная социально-демографическая группа преимущественно представлена в той или иной типологической группе, является чертой ее своеобразия.

[44] Респондентам предлагалась диада вопросов по каждой публичной практике. Конечно, теоретически такая процедура содержит возможность так называемых ошибок памяти. Вместе с тем высокая значимость для человека адаптационного поведения, выступающего способом решения его жизненно важных проблем, позволяет нам считать эту возможность минимальной.

[45] Особенно значителен этот скачок для таких адаптационных практик, как «открытие своего дела» и «получение образования для приобретения новой профессии»: удельный вес жителей Самарской области, осваивающих эти «правила игры», соответственно в 7-5 раз выше в этот период, нежели в предыдущий.

[46] По данным наших исследований также в большинстве случаев созданные продукты и услуги не попадают в сферу рыночных отношений (на продажу), а производятся для себя.

[47] Качественный этап включался как составная часть в «крайние» исследования мониторинга: 1999 и 2003 гг.

[48] В исследовании 1999 года методом нарративного интервью опрашивались 60 человек: по 30 чел. в каждой группе. В исследовании 2003 года опрашивались 40 человек по 20 чел. в каждой группе.

[49] Часть людей подбиралась из числа тех респондентов, которые уже опрашивались на первом этапе исследования. Для них участие в наративном интервью было повторным участием. Другая часть подбиралась из новых потенциальных участников согласно требованиям «входного контроля»: с сответствующими значениями типообразующих признаков.

[50] Ранее я уже говорила, что «лицо» этой группы определяют прежде всего пенсионеры, чья дезадаптация понятна и объясняется прежде всего ограниченностью их психо-физиологических и социальных ресурсов. Учитывая это, при подборе информантов в две группы было введено дополнительное ограничение по возрасту: опрашивались люди возрастной группы 25–45 лет, что обеспечивало, кроме всего прочего, на мой взгляд, и определенную «чистоту выводов».

[51] В полном соответствии с концептуально-индикаторной моделью, лежащей в основе grounded theory в рамках открытого, а затем и осевого кодирования, нашей группой аналитиков (я и студенты) построчно (line by line) писались мемос, позволяющие концептуально направлять процедуру формирования категорий.

[52] Следует отметить и еще один важный момент нашего использования grounded theory: группа аналитиков, обрабатывающая данные интервью, включала в себя две подгруппы: тех, кто непосредственно участвовал в сборе информации, и тех, кто подключился только на этапе анализа. На мой взгляд, такое сочетание «включенных» и «отчужденных» в одной аналитической группе было весьма плодотворным. «Отчужденные» аналитики, обрабатывая тексты чужих интервью, не слишком «вживались» в роль, имея возможность «концептуального отстранения» (термин А. Страусса). Аналитики–участники поля, погруженные в материал, имеющие опыт данного исследования, напротив, соотносили возникающие коды и их смыслы со знанием конкретной ситуации.

[53] Большинство из них имеют по нескольку свидетельств об окончании учебных заведений, учебных курсов и т.д. При этом переучивание, получение дополнительных дипломов – результат их собственного выбора. Они сами выбирают профиль дополнительного обучения, сами, как правило, и оплачивают его.

[54] Осознается значимость образования и теми, кто не смог вписаться в новые условия: неслучайно практически все неуспешные дезадаптанты, организуя здесь и сейчас свое повествование, говорят о том, как неважно они учились в школе, как не хотели или не смогли получить новые востребованные специальности.

[55] Конечно, методология качественного исследования не дает возможности определить истинную (соответствующую реальному положению дел) меру распространенности этого фактора. Тем не менее, выявленный в исследовании симметричный характер его – значительная представленность в груп­пе успешных и незначительное присутствие в полярной группе, дают основание для выделения его как значимого социального фактора социаль­но-экономической адаптации.

[56] Вот яркий фрагмент рассказа о работе: «Мне казалось, что это буквально мой ребенок, который вот… с девяносто восьмого года занималась – все открывали мы сами, регистрировали, т.е. как ребенка было жалко бросать это все дело, поэтому тоже я, подумав, приняла решение выкупить этот бизнес у хозяев» (женщ., 30 лет, коммерсант, исследование 2003 г.).

[57] Для женщин это часто сопряжено с серьезным конфликтом ролей матери и работницы, причем конфликт разрешается в пользу работы: женщина страдает, испытывает своеобразный «комплекс несостоятельности» как матери, осознает это и, тем не менее, продолжает жить в том же ритме, работая по 10-12 часов ежедневно.

[58] Жизненные истории обнаруживают тот факт, что эти качества не возникли вдруг – они формировались в детстве,

Наши рекомендации