И. Спасибо, Зарина, за разговор, было очень интересно.
Приложение к главе 8
Таблица 1
Распределение смыслов свободы в группах, различных по возрасту (в % к числу опрошенных в каждой группе N=1200)
Смыслы свободы | Молодежь (18-29лет) | Верхний средний (30-44лет) | Средний и пред. пенс. (45–59 лет) | Пожилые и престар. (60 и стар.) | Всего |
Свобода как беспрепятственная реализация своей воли | 18,5 | 13,3 | 14,2 | 16,0 | 15,3 |
Свобода политическая | 14,9 | 17,1 | 17,4 | 12,4 | 15,5 |
Свобода как независимость | 42,6 | 40,5 | 35,6 | 36,0 | 38,6 |
Свобода как самостоятельность | 8,4 | 6,6 | 7,1 | 8,7 | 7,7 |
Свобода как самореализация | 8,8 | 5,7 | 3,9 | 2,2 | 5,1 |
Свобода «сознательная» | 0,8 | 1,9 | 1,4 | 0,7 | 1,2 |
Свобода «внутренняя» | 6,0 | 6,0 | 7,8 | 7,3 | 6,8 |
Свобода как «сила» | 4,8 | 7,0 | 6,4 | 4,4 | 5,7 |
Свобода как произвол | 0,4 | 0,3 | 1,1 | 0,4 | 0,5 |
Свобода, ограниченная интересами другого | 3,6 | 1,3 | 0,7 | 1,8 | 1,8 |
Свобода, ограниченная этическими рамками | 0,4 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Свобода, ограниченная нормами закона | 0,4 | 0,3 | 0,7 | 0,7 | 0,5 |
Свобода как порядок | 0,0 | 0,3 | 0,7 | 0,0 | 0,3 |
Свобода как независимость от государства | 0,8 | 0,6 | 0,0 | 0,7 | 0,5 |
Свобода как правообеспеченность | 0,4 | 0,6 | 0,4 | 1,5 | 0,7 |
Свобода как отсутствие физического принуждения | 0,8 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 0,4 |
Свобода как равенство | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,1 |
Свобода как материальная обеспеченность | 28,9 | 30,1 | 31,3 | 26,9 | 29,3 |
Свобода как традиционные ценности | 9,2 | 13,0 | 13,2 | 24,0 | 14,9 |
Свобода как обладание властью | 0,0 | 0,0 | 1,1 | 0,0 | 0,3 |
Свобода как «внесемейственность» | 1,2 | 0,9 | 0,4 | 0,4 | 0,7 |
Свобода как «незанятость» | 0,8 | 0,6 | 1,4 | 2,5 | 1,3 |
Свобода «внесоциальная» | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,1 |
Таблица 2
Распределение смыслов свободы в группах, различных по социальному положению
(в % к числу опрошенных в каждой группе N=1200)
Смыслы свободы | Рабочие | Специалисты с в.о. (технические) | Специалисты с в.о. (гуманитарии) | Специа-листы без в.о. | Управленцы высшего звена | Управ-ленцы среднего звена | Управленцы низшег звена | Предприниматели | Военные, работники МВД | Наемные работники торговых организац. | МОП | Всего |
Свобода как беспрепятственная реализация своей воли | 18,8 | 21,2 | 11,4 | 9,3 | 20,7 | 8,6 | 0,0 | 3,6 | 0,0 | 20,3 | 7,8 | 15,3 |
Свобода политическая | 18,2 | 21,2 | 19,0 | 15,3 | 6,9 | 17,1 | 14,3 | 17,9 | 0,0 | 10,9 | 15,6 | 15,5 |
Свобод как независимость | 37,0 | 32,7 | 43,0 | 36,0 | 34,5 | 45,7 | 14,3 | 25,0 | 60,0 | 45,3 | 40,6 | 38,6 |
Свобода как самостоятельность | 5,0 | 7,7 | 11,4 | 5,3 | 13,8 | 2,9 | 7,1 | 17,9 | 0,0 | 3,1 | 9,4 | 7,7 |
Свобода как самореализация | 3,3 | 9,6 | 8,9 | 8,7 | 3,4 | 11,4 | 7,1 | 7,1 | 0,0 | 4,7 | 4,7 | 5,1 |
Свобода «сознательная» | 1,7 | 0,0 | 1,3 | 2,7 | 3,4 | 5,7 | 14,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,2 |
Свобода «внутренняя» | 6,6 | 3,8 | 6,3 | 8,7 | 10,3 | 2,9 | 7,1 | 14,3 | 0,0 | 9,4 | 7,8 | 6,8 |
Свобода как «сила» | 2,8 | 7,7 | 6,3 | 9,3 | 3,4 | 8,6 | 0,0 | 0,0 | 20,0 | 7,8 | 3,1 | 5,7 |
Свобода как произвол | 1,1 | 0,0 | 0,0 | 1,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,6 | 0,0 | 0,5 |
Свобода, ограниченная интересами другого | 0,0 | 1,9 | 5,1 | 2,0 | 3,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,6 | 1,8 |
Свобода, ограниченная этическими рамками | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 3,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,1 | 0,4 |
Свобода, ограниченная нормами закона | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 1,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 20,0 | 0,0 | 0,0 | 0,5 |
Свобода как порядок | 0,0 | 1,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,3 |
Свобода как независимость от государства | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,6 | 0,0 | 3,1 | 0,0 | 0,5 |
Свобода как правообеспеченность | 0,0 | 3,8 | 2,5 | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 7,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,7 |
Свобода как отсутствие физического принуждения | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,4 |
Свобода как равенство | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 |
Свобода как материальная обеспеченность | 34,8 | 42,3 | 22,8 | 34,0 | 27,6 | 37,1 | 71,4 | 14,3 | 20,0 | 26,6 | 37,5 | 29,3 |
Свобода как традиционные ценности | 12,2 | 3,8 | 8,9 | 10,0 | 17,2 | 20,0 | 14,3 | 21,4 | 0,0 | 20,3 | 9,4 | 14,9 |
Свобода как обладание властью | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 3,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,3 |
Свобода как «внесемейственность» | 1,7 | 0,0 | 0,0 | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 7,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,7 |
Свобода как «незанятость» | 1,7 | 0,0 | 0,0 | 1,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,6 | 0,0 | 0,0 | 1,6 | 1,3 |
Свобода «внесоциальная» | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................ 3
Глава 1. Классическое (количественное) социологическое исследование как нововременная форма научного знания..................................... 9
1. К вопросу о методологии социологического
исследования.......................................................................... 9
2. Из истории становления классического социологического исследования 13
3. Критерии научного знания................................................. 17
Эмпирическая составляющая науки.................................. 18
Достоверность научного знания........................................ 20
Объективность научного знания........................................ 22
Практическая полезность научного знания....................... 24
Направленность на обнаружение законов......................... 25
Акцент на методах.............................................................. 27
Особый язык науки............................................................. 28
4. Основные черты методологии классического социологического исследования (онтологическая и эпистемологическая составляющие)..... 29
Социальная онтология....................................................... 29
Эпистемологическая составляющая методологии классического социологического исследования........................................ 37
Измерение в социологическом исследовании.................... 39
Качество социологического исследования........................ 41
Позиция исследователя в исследовательском
процессе............................................................................... 44
Глава 2. Качественное социологическое исследование: история становления, предпосылки, теоретические
истоки.......................................................................................... 49
1. Из истории становления...................................................... 49
2. Предпосылки становления.................................................. 54
3. Теоретические истоки.......................................................... 64
Концепция понимания в работах В. Дильтея и Г. Зиммеля 65
Проблема понимания и категория «социальное действие» в трудах М. Вебера............................................................................................. 68
Прагматизм У. Джеймса и Дж. Дьюи................................ 70
Символический интеракционизм Дж. Г. Мида и Г. Блумера 73
Драматургическая социология И. Гофмана...................... 76
Феноменологическая социология...................................... 80
Этнометодология Г. Гарфинкеля....................................... 85
Глава 3. Методологические основания качественного социологического исследования..................................................................................................... 93
1. Образы социальной реальности и предметной областикачественного исследования........................................................................ 93
Представление о социальной реальности.......................... 93
Предметное поле исследования.......................................... 96
2. Понимание как специфический способ познания............... 98
Почему исследователь может понять информанта?.......... 99
Понятие интерпретации.................................................... 102
Уровни репрезентации опыта.......................................... 104
Задачи интерпретации...................................................... 106
3. Логическая стратегия получения знания.......................... 110
Общая характеристика..................................................... 110
Логика на практике........................................................... 112
4. Проблема истины в качественном исследовании............. 115
Объективная истина и истина опыта................................ 115
Качество качественного исследования............................. 117
Позиция исследователя в исследовательском
процессе............................................................................. 124
Глава 4. Направления и целевые задачи качественного социологического исследования............................................................................. 128
1. Направления качественного социологического
исследования...................................................................... 128
Многообразие качественных исследований.................... 128
Типология направлений качественного исследования.... 133
2. Целевые задачи качественного исследования.................. 143
Цели классического социологического
исследования..................................................................... 143
Описание и объяснение в качественном исследовании... 146
Качественное исследование и управление....................... 149
Качественное социологическое исследование – в помощь конкретному человеку........................................................................................... 151
Глава 5. Типы качественного социологического
исследования............................................................................. 157
1. Grounded Theory («обоснованная теория») как тип качественного исследования............................................................................................ 157
Еще раз о типологиях качественного
исследования..................................................................... 157
Общая характеристика..................................................... 160
Логическая последовательность исследования
(логика исследовательского поиска)................................ 168
Важнейшие операции «обоснованной теории»............... 172
2. «История жизни» (life story) как тип качественного исследования 177
Общие положения............................................................. 177
Методологические подходы к историям жизни.............. 180
3. Автоэтнография как тип качественного социологического исследования 187
Общая характеристика..................................................... 187
Такие разные автоэтнографии......................................... 192
Глава 6. Методы качественного социологического исследования 203
1. Интервью в качественном исследовании.......................... 203
Общая характеристика метода интервью........................ 203
Виды интервью................................................................. 206
Оппозиции «мягкое» – «жесткое», «качественное» – «количественное» интервью........................................................................................... 209
Нарративное интервью..................................................... 212
Отношения интервьюер – информант в нарративном интервью 218
Проблема истины в нарративном интервью................... 224
2. Наблюдение в качественном исследовании...................... 226
Основные положения........................................................ 226
Включенное бесструктурное наблюдение....................... 231
3. Анализ документов в качественном исследовании.......... 235
Общая характеристика метода......................................... 235
Традиция изучения «человеческих документов»............ 239
Способы обработки документальной информации в качественном исследовании........................................................................................... 241
Глава 7. Экзистенциальное измерение качественного социологического исследования................................................................................................... 253
1. Экзистенция, экзистенциалы и качественное социологическое исследование 253
Еще раз об отношениях между познающим и исследуемым субъектами 253
Понятия экзистенции и экзистенциала............................. 257
Качественное социологическое исследование как поле экзистирования 266
2. Экзистенциальный опыт социолога в поле качественного исследования 270
Социолог в фокусе исследовательского интереса........... 270
Эмпирическое изучение экзистенциального опыта социолога 278
Глава 8. Опыт сочетания качественной и классической методологий в одном отдельно взятом исследовании: анализ процесса социально-экономической адаптации населения Самарской области................................................. 303
1. Качественная и классическая методологии социологического исследования: возможность сочетания...................................................... 303
Характеристика позиций.................................................. 303
Параллельное использование качественной и количественной методологий в одном исследовательском цикле...................................... 308
Последовательное сочетание качественной и количественной методологии в одном отдельно взятом исследовании............................. 309
2. Опыт последовательного сочетания классической
и качественной методологии в исследовании социально-экономической адаптации населения Самарской области........................................... 312
Особенности нашего методологического подхода к анализу социальной адаптации населения......................................................... 312
Классический этап исследования..................................... 319
Качественный этап исследования..................................... 331
3. Опыт последовательного сочетания качественной
и количественной методологий для анализа представленности смыслов свободы в индивидуальном сознании жителей области.................... 341
Индивидуальная свобода в контексте социальной адаптации 341
Качественный этап исследования..................................... 344
Количественный этап исследования................................. 351
Глава 9. Опыт качественного социологического исследования в автономном формате: описание отдельных граней социальной адаптации населения Самарской области................................................................................................... 360
1. Автоэтнография вторичной занятости как важнейшей адаптационной практики населения............................................................................ 360
Вторичная занятость в горизонте качественного исследования 360
Переживание вторичной занятости.................................. 365
Качественный анализ транскрипта интервью................. 383
2. Использование стратегии «история жизни»
для описания переживания времени жителями области.. 389
Понятие времени в различных теоретических
перспективах..................................................................... 389
Переживание времени населением Самары:
попытка эмпирического анализа...................................... 401
Приложение к главе 7.............................................................. 420
Приложение к главе 8.............................................................. 440
АННА ГОТЛИБ
Качественное социологическое исследование: познавательные
и экзистенциальные горизонты
Научное издание
В оформлении обложки использовано произведение
современного скультора L. Bojadjiev «Conversation»
Корректор Н.В. Голубева
Компьютерная верстка, макет В.И. Никонов
Подписано в печать 19.08.04
Гарнитура Times New Roman. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл.-печ. л. 28,125. Уч.-изд. л. 20,31. Тираж 300 экз. Заказ № 200
Издательство «Универс-групп», 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1
Отпечатано ООО «Универс-групп»
[1] Конечно, прежде всего это касается интервью, используемого в классическом социологическом исследовании. Качественное интервью стремится преодолеть эту искусственность, «сгладить» ее, хотя не может ее преодолеть в принципе.
[2] Термин «качественное интервью» здесь используется как обобщающий, собирательный, заменяющий собой все разнообразные виды интервью, используемые в качественном исследовании.
[3] Здесь это означает невозможность использования контент-анализа в качественном исследовании.
[4] При разработке стандартизованного опросника социологу порой долго и мучительно приходится «отрабатывать» язык опросника, чтобы он был понятен респондентам.
[5] Для чистоты эксперимента, чтобы проанализировать именно процедуру совместного конструирования нарратива, я постаралась исключить влияние других граней ситуации интервью; в частности, одному и тому же информанту задавался одинаковый нарративный импульс – легенда о цели исследования, о том, как эти результаты будут использованы и т. д.
[6] Эта же ситуация оказалась характерной для всех 8 информантов, участвовавших в методическом эксперименте.
[7] В рамках качественного исследования, с его стремлением изучать людей в естественных условиях, лабораторное наблюдение не используется.
[8] Структурированное наблюдение, предполагающее четкое выделение и количественную фиксацию элементов наблюдаемого поведения, в наибольшей степени воплощает идеи классической методологии и потому используется только в классическом исследовании, в то время как бессструктурное может использоваться как в классическом исследовании (разведывательный этап), так и в качественном.
[9] Выделяются и промежуточные виды, характеризующиеся разным уровнем включенности наблюдателя в изучаемый процесс, и находящимся между выделенными полюсами. Эти промежуточные виды характеризуются ролями: участник-наблюдатель и наблюдатель-участник.
[10] В.А. Ядов выделяет еще один вид наблюдения – так называемое стимулирующее наблюдение. В рамках такого метода исследователь сознательно вносит возмущение в наблюдаемую ситуацию, чтобы потом наблюдать следствия такой «провокации». Стимулирующее наблюдение «вписывается» в принципиально другую методологию социологического исследования – активно-преобразовательную (action research) и потому мной подробно не описывается.
[11] «Уточнить проблему» означает, что социолог даже на этапе разведки все-таки имеет некоторое представление о проблеме, которую собирается изучать.
[12] Термин «импрессионистский анализ» принадлежит А. Страуссу и обозначает способ анализа документальной информации, основанный на понимании текста без использования специальных процедур обработки качественной информации: кодирования, сравнения и т.д.
[13] С помощью этого же вида анализа можно изучать и другие, не письменные документы: фото- и видеоматериалы, радио- и магнитофонные записи и т.д.
[14] В социологии, как известно, существует целый ряд классификаций документов, выделенных по разным основаниям: статусу документа, степени персонификации, характеру ситуации, в которой документ создавался и т.д. См.: Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.
[15] В частности, именно в этом качестве мной использовалась grounded theory в исследовании социально- экономической адаптации населения постсоветской России: с ее помощью анализировались тексты нарративных интервью – подробно об этом будет рассказано в главе 8.
[16] Исключение составляют лишь феминистские исследования как особая ветвь качественных исследований.
[17] Правда, М. Хайдеггер противился тому, чтобы его труды шли «по ведомству» экзистенциалной философии, рассматривая свое обращение к положениям этого направления в «Бытии и времени» лишь как методический прием, позволяющий перейти к универальной онтологии [7, с.6].
[18] Впрочем, экзистенциализм можно расматривать и в расширительном смысле как «движение в культуре»[12, с.49], представленноое в философии, психологии, литературе и искусстве.
[19] Этой идее подчинения философии повседневному существованию Кьеркегор следовал и в собственной жизни, считая философию глубоко личной, частной сферой: он даже принципиально издавал свои произведения частным образом, за свой собственный счет. Видимо, это позволило известному русскому философу Л. Шестову так определить его философию: «Свою философию он называл экзистенциальной – это значит, он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить» [17, с.19].
[20] В этой связи Ясперс говорит о «массовом безответственном бытиии» как о бытии без существования, а Хайдеггер вводит понятия «подлинного» и «неподлинного» бытия .
[21] Эта проблема обсуждалась на семинаре по качественной социологии, проведенном в 2003 году в Самаре благодаря усилиям социологов Самарского госуниверситета и Санкт-Петербургского Центра Независимых Социологических Исследований.
[22] Жанр рассказа как наиболее удачная форма передачи исследовательского опыта осознается и антропологами – см. работу П.Р. Де Вита «Неприкрашенный антрополог: рассказы со всего мира» ( The naked antropologist:Tales from around the world) [44].
[23] Практически в каждой главе книги анализируется несколько типов угроз, возникающих в конкретном исследовании; при этом одна из них рассматривается как ведущая, определяющая все остальные.
[24] Я полагаю, что своим, на мой взгляд, не очень удачным конструктом «профессиональная угроза» Г. Лезербай тем не менее обозначила серьезную проблему методологического раскола в английском социологическом сообществе, болезненный процесс становления социологии как полипарадигмальной области знания.
[25] Не выбивается из этой ситуации и недавно вышедшая работа В.И. Ковалева «Моя профессия – социолог» [52]: в ней традиционно представлен должный образ социолога, требуемые личностные качества.
[26] Термин «социолог» здесь используется как обобщенный маркер познающего субъекта, который в методологии социологического исследования обычно представляется ролями исследователя (социолога) и интервьюера. Для целей моего анализа такое традиционное деление не имеет значения, да и вреальном качественном исследовании эти роли часто совмещаются.
[27] В целом, подводя в автобиографии итоги первой российкой главе своей жизни, П. Сорокин говорит об экзистенциальном потрясении – кризисе своего довоенного мироощущения: позитивистского, сциентистского и гуманистического, вызванного первой мировой войной и в первую очередь революцией 1917 года: «Я испытал на себе и видел слишком много ненависти, лицемерия, слепоты, зверств и массовых убийств, чтобы сохранить в неприкосновенности восторженное и бодрое ощущение» [58, с.150].
[28] Здесь и далее в целях сохранения конфиденциальности подлинные имена социологов заменены условными.
[29] В целом Законодательный и Интерпретативный разум, по З. Бауману, – более широкие понятия, соответствующие методологии классического и неклассического гуманитарного знания.
[30] Такая позиция противостоит модной, но, на мой взгляд, неверной точке зрения, настаивающей на обязательности интеграции методов (в формулировке авторов) как условии более полного описания и объяснения изучаемого социального феномена.
[31] Такие исследования проводились еще в 20-е годы в рамках ЦСУ и Тимирязевской Академии и связаны с именами А.В. Чаянова, В.С. Немчинова и др. В исследовании под руководством Т. Шанина чаяновские таблицы были скорректированы, и с их помощью собирались количественные данные о балансах семейного производства, об инвестициях, комбинировании натуральных и денежных расходов.
[32] Для этого информантов просят написать (или рассказать) о самых значимых для них событиях в их жизни (вот откуда вторая часть названия этой методики – «биографическая»). После этого интервьюер, используя метод глубинного интервью, пытается понять те смыслы, которыми информант наделяет выделенные события. Анализируя получаемую информацию, исследователь (он же, как правило, здесь и интервьюер) конструирует в итоге ценностные ориентации индивидов как некоторые обобщающие теоретические понятия.
[33] Вся эта информация была собрана в приюте для матерей-одиночек.
[34] Следует подчеркнуть, что это парсоновское выделение видов адаптации практически с тем же содержательным смыслом сегодня весьма популярно в российской социологии, анализирующей процесс адаптации населения страны.
[35] Несовершенство этой теории, на мой взгляд, состоит в излишнем педалировании возможных и реальных отрицательных социальных последствий социальных сдвигов: метафора травмы маркирует социальное изменение как исключительно разрушительное, деструктивное воздействие на социальное тело.
[36] Дело в том, что структурно-функционалистское определение адаптации как взаимодействия индивида и среды, направленное на гармонизацию этих отношений, установление определенного равновесия между ними практически невозможно операционализировать (что считать равновесным состоянием? каковы эмпирические признаки такого равновесия?), а значит и использовать в эмпирических исследованиях.
[37] Речь идет о монитогинге социально-экономической адаптации, проведенном по заказу адаминистрации Самарской области в 1999–2003 гг. под моим руководствои и при моем непосредственном участии и включающем 3 «точечных» исследования (1999 г., 2001–2002 гг., 2003 г.), осуществленных в рамках единой методологии и единого инструментария.
[38] Возможность выбора именно такого познавательного средства была продиктована рядом соображений: во-первых, в российской социологии уже есть некоторое теоретическое осмысление процесса социально-экономической адаптации, необходимое для выдвижения объекта типологии, типообразующих признаков; во-вторых, к моменту разработки методологии исследования у меня и у исследовательской группы, которой я руководила, уже был собственный опыт проживания, переживания новой для страны социальной ситуации, позволивший «перепроверить», «пропустить через себя» те или иные теоретические схемы; в третьих, стратегия типологического анализа позволяет выделить типологические группы, которые могут выступать ориентирами для принятия управленческих решений, – но именно в этом и состояла прикладная цель наших исследований.
[39] Сходный подход можно увидеть в исследовании социальной адаптации польских крестьян-иммигрантов У. Томаса и Ф. Знанецки. Они также говорят об успешности как субъективном феномене – см.: У. Томас и Ф. Знанецки. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994, с.335.
[40] Исследование проводилось методом полуформализованного интервью в его жестком формате. Объектом исследования выступало население Самарской области. Всего было опрошено 1200 человек, отобранных методом четырехступенчатой выборки: на первой ступени использовался районированный отбор по типу населения (городское, сельское); на второй – производилось районирование по типу территорий; на третьей – использовался типологический отбор городов и сел; на последней ступени использовался квотный отбор по признакам пола, возраста, образования.
[41] Общая картина, характерная для всего массива опрошенных, приобретает иные очертания применительно к разным типам территориальных общностей Самарской области: по доле успешных адаптантов резко «выбиваются» из общей картины Тольятти и сельские районы. В Тольятти удельный вес успешных адаптантов в 1,3 раза выше, чем в среднем по массиву (59,3%), в то время как в сельских районах напротив – в 1,4 раза ниже среднего для массива уровня (32,6%). Существенно различаются и доли самой «тревожной» типологической группы – неуспешных дезадаптантов: в малых городах и сельской местности удельный вес этой группы в 1,5 раз выше, чем в среднем по массиву (соответственно 20,4% и 21,0%). Основная причина таких различий известна: неравенство условий для осуществления публичных практик в сфере труда – малые города, так же, как и сельские районы, обладают гораздо меньшими возможностями для смены профессии, дополнительной работы, получения образования для новой профессии и т.д. В то же время это говорит и о том, что деревня, малые города «выживают» по-своему, используя не столько «городские», преимущественно институционализированные практики, сколько привычные, «домашние».
[42] Результаты этого исследования представлены в статье: А.С. Готлиб Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании // Социология–4М. 2000. Т.12.
[43] Для определения такого «лица» в исследованиях в рамках мониторинга использовался метод структурных коэффициентов, предполагающий сравнение доли определенной социально-демографической группы в общем массиве опрошенных и в конкретной типологической группе. Значение структурного коэффициента больше 1 означает, что данная конкретная социально-демографическая группа преимущественно представлена в той или иной типологической группе, является чертой ее своеобразия.
[44] Респондентам предлагалась диада вопросов по каждой публичной практике. Конечно, теоретически такая процедура содержит возможность так называемых ошибок памяти. Вместе с тем высокая значимость для человека адаптационного поведения, выступающего способом решения его жизненно важных проблем, позволяет нам считать эту возможность минимальной.
[45] Особенно значителен этот скачок для таких адаптационных практик, как «открытие своего дела» и «получение образования для приобретения новой профессии»: удельный вес жителей Самарской области, осваивающих эти «правила игры», соответственно в 7-5 раз выше в этот период, нежели в предыдущий.
[46] По данным наших исследований также в большинстве случаев созданные продукты и услуги не попадают в сферу рыночных отношений (на продажу), а производятся для себя.
[47] Качественный этап включался как составная часть в «крайние» исследования мониторинга: 1999 и 2003 гг.
[48] В исследовании 1999 года методом нарративного интервью опрашивались 60 человек: по 30 чел. в каждой группе. В исследовании 2003 года опрашивались 40 человек по 20 чел. в каждой группе.
[49] Часть людей подбиралась из числа тех респондентов, которые уже опрашивались на первом этапе исследования. Для них участие в наративном интервью было повторным участием. Другая часть подбиралась из новых потенциальных участников согласно требованиям «входного контроля»: с сответствующими значениями типообразующих признаков.
[50] Ранее я уже говорила, что «лицо» этой группы определяют прежде всего пенсионеры, чья дезадаптация понятна и объясняется прежде всего ограниченностью их психо-физиологических и социальных ресурсов. Учитывая это, при подборе информантов в две группы было введено дополнительное ограничение по возрасту: опрашивались люди возрастной группы 25–45 лет, что обеспечивало, кроме всего прочего, на мой взгляд, и определенную «чистоту выводов».
[51] В полном соответствии с концептуально-индикаторной моделью, лежащей в основе grounded theory в рамках открытого, а затем и осевого кодирования, нашей группой аналитиков (я и студенты) построчно (line by line) писались мемос, позволяющие концептуально направлять процедуру формирования категорий.
[52] Следует отметить и еще один важный момент нашего использования grounded theory: группа аналитиков, обрабатывающая данные интервью, включала в себя две подгруппы: тех, кто непосредственно участвовал в сборе информации, и тех, кто подключился только на этапе анализа. На мой взгляд, такое сочетание «включенных» и «отчужденных» в одной аналитической группе было весьма плодотворным. «Отчужденные» аналитики, обрабатывая тексты чужих интервью, не слишком «вживались» в роль, имея возможность «концептуального отстранения» (термин А. Страусса). Аналитики–участники поля, погруженные в материал, имеющие опыт данного исследования, напротив, соотносили возникающие коды и их смыслы со знанием конкретной ситуации.
[53] Большинство из них имеют по нескольку свидетельств об окончании учебных заведений, учебных курсов и т.д. При этом переучивание, получение дополнительных дипломов – результат их собственного выбора. Они сами выбирают профиль дополнительного обучения, сами, как правило, и оплачивают его.
[54] Осознается значимость образования и теми, кто не смог вписаться в новые условия: неслучайно практически все неуспешные дезадаптанты, организуя здесь и сейчас свое повествование, говорят о том, как неважно они учились в школе, как не хотели или не смогли получить новые востребованные специальности.
[55] Конечно, методология качественного исследования не дает возможности определить истинную (соответствующую реальному положению дел) меру распространенности этого фактора. Тем не менее, выявленный в исследовании симметричный характер его – значительная представленность в группе успешных и незначительное присутствие в полярной группе, дают основание для выделения его как значимого социального фактора социально-экономической адаптации.
[56] Вот яркий фрагмент рассказа о работе: «Мне казалось, что это буквально мой ребенок, который вот… с девяносто восьмого года занималась – все открывали мы сами, регистрировали, т.е. как ребенка было жалко бросать это все дело, поэтому тоже я, подумав, приняла решение выкупить этот бизнес у хозяев» (женщ., 30 лет, коммерсант, исследование 2003 г.).
[57] Для женщин это часто сопряжено с серьезным конфликтом ролей матери и работницы, причем конфликт разрешается в пользу работы: женщина страдает, испытывает своеобразный «комплекс несостоятельности» как матери, осознает это и, тем не менее, продолжает жить в том же ритме, работая по 10-12 часов ежедневно.
[58] Жизненные истории обнаруживают тот факт, что эти качества не возникли вдруг – они формировались в детстве,