Социология как наука. Объект, предмет, методы, основные категории

Социология как наука. Объект, предмет, методы, основные категории

Этимологически социоло­гию можно определить как науку об обществе. объектом исследования социологии как науки является общество.

Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука создавалась и обособлялась. Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт).

2) социальные факты (Э. Дюркгейм). При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

3) социальное поведение (М. Вебер). Социальное поведение, по М. Веберу, – это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция, ориентированная на поступок или воздержание от него

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов (марксизм).

Можно дать такое определение социологии: это наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также закономерностях социального поведения людей.

Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования - свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания - свой метод. Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.Первый уровеньохватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).Второй уровеньотражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).К третьему уровнюможно отнести методы, характеризующие прикладную социологию: опрос (анкетирование и интервью), анализ документов, наблюдение, эксперимент.

Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя три группы категорий:

- общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.);

- собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

- категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).

Из философии в социологию пришли такие понятия-категории как «общество», «человек», «ценности», «индивид», «прогресс», «развитие» и некоторые другие. Из сферы театральной жизни пришло ключевое понятие «роль», а из юриспруденции – «статус». Список можно продолжить. Социологи добавили свои слова – «социализация», «девиантностъ», «делинквентное поведение», «интеракция». Их становится все больше. Экономисты дали социологии термины: «капитал», «деньги», «прибыль», «рента», «товар». Все эти понятия сегодня входят в состав социологических категорий.

Ключевым для понимания категориального аппарата социологии, без сомнения, выступает понятие социальное. Социологическая традиция, которая идет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория социального действия» Т. Парсонса).

Другая традиция понимания социального связана с категорией «социальные отношения» (К. Маркс). Социальное понимается в этом случае как совокупность отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят классы, профессиональные, формальные организации, территориальные, поселенческие группы и социальные институты.

Фундаментальной категорией социологии является также категория «общество» (рассматриваемое как социокультурная система).

Функции социологии. Место социологии в системе гуманитарных наук.

Функции социологии

Функции любой гуманитарной дисциплины можно условно разделить на две группы: гносеологические и социальные (имея в виду, что на практике они взаимосвязаны и неразделимы).

Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологии заключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, в понимании ее как целостного явления. Это – накапливание новых знаний и их систематизация. Этому служат как фунда­ментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методо­логические принципы познания социальных процессов и обобщаю­щих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Суть социальных функций социологии – в нахождении путей и способов воздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основе познания и изучения закономерностей социального развития. К основным социальным функциям можно отнести: критическую, гуманистическую, прогностическую, прикладную.

Эгоистическое самоубийство.

Суицидальное поведение в этом случае объясняется тем, что ослабевают или разрываются узы, соединяющие человека с обществом, семьей, друзьями, результатом чего становится крайний индивидуализм. В силу того, что человеческая деятельность по своей природе коллективна и ментальные процессы социально детерминированы, такой разрыв социальных связей драматичен для личности. Человек лишается жизненной цели и настоящей точки приложения для своей энергии. Жизнь теряет смысл. Этот вид самоубийств наиболее распространен среди творческих людей, для которых характерен обостренный индивидуализм.

Социально-территориальная общность представляет собой совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.

Социально-территориальные общности обладают системообразующими признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную систему пространственной организации жизнедеятельности людей.

К социально-территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. В качестве таких общностей выступают также и более сложные территориально-административные образования — район, область, край, штат, провинция и др.

Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни).

Город — это крупный населенный пункт, жители которого заняты несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, специфика его социального состава и образа жизни.

Выделение города как территориальной единицы в разных странах имеет свои особенности. Так, в ряде стран к городам относят населенные пункты с числом жителей в несколько сотен человек, хотя общепринятый показатель составляет от 3 до 10 тыс. жителей. В Российской Федерации городом считается населенный пункт с численностью жителей свыше 12 тыс. человек, из которых не менее 85% заняты вне сферы сельского хозяйства. Города делятся на малые (с населением до 50 тыс. человек), средние (50—100 тыс. человек) и большие (свыше 100 тыс. человек). Особо выделяются города с населением свыше 1 млн человек. При этом города с населением свыше 2 млн человек принято считать мегаполисами.

Развитие городов связано с урбанизацией, главное социальное содержание которой заключено в особых "городских отношениях", охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения, рост доли городского населения, увеличение числа больших городов, расширение доступности крупных городов для всего населения и др.

Важным моментом в развитии урбанизации был переход от "точечной" к "ареальной" структуре расселения. Это означало расширение не самого города, а зоны его влияния на все более отдаленные территории. Сложный комплекс социального пространства, включающий город, пригороды, населенные пункты, получил название агломерации. Агломерация становится основным элементом "ареального" расселения. На этой основе возникает новое явление в социально-демографической структуре ареала — маятниковая миграция населения, связанная с возрастающей мобильностью жителей города и периферийного окружения.

Процесс урбанизации имеет как позитивные, так и негативные последствия. Среди первых — распространение новых, более совершенных форм образа жизни и социальной организации; создание благоприятных условий для развития науки, техники, культуры; выбор различных видов образования и профессиональной деятельности; широкие возможности для более интересного проведения свободного времени и др.; среди вторых — обострение экологических проблем; повышение заболеваемости; увеличение социальной дезорганизации, преступности, девиации и др.

По мнению ряда специалистов, рост больших городов требует установления определенных ограничений. Это касается планирования жилой застройки, размещения промышленных предприятий, расширения парковых зон, отношения к природе и т.п.

Деревня — это небольшой населенный пункт, жители которого заняты сельскохозяйственным трудом. Для этой формы социально-территориальной общности характерны непосредственная связь жителей с землей, сезонная цикличная работа, небольшое разнообразие занятий, относительная социальная и профессиональная однородность населения и специфический сельский образ жизни.

Исторически название "деревня" возникло на северо-востоке Руси, откуда оно распространилось по другим областям страны. Другим типичным видом поселения было село, которое отличалось от деревни большим размером и наличием помещичьей усадьбы или церкви. Более мелкие поселения назывались выселками, хуторами, починками, заимками и т.п. На Дону и Кубани крупные сельские поселения называются станицами. В Средней Азии основной вид поселения — кишлак, а в горных районах Северного Кавказа — аул.

В настоящее время в соответствии с градостроительным кодексом к сельским поселениям относятся села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и другие однотипные социально-территориальные общности. Все эти поселения могут обобщенно определяться понятием "деревня", отражающим специфический комплекс социально-экономических, культурно-бытовых и естественно-природных условий сельской жизни.

В рамках социологии деревни исследуются закономерности возникновения, развития и функционирования сельских социально-территориальных общностей. Особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как занятость населения, его профессиональная и социально-демографическая структура, организация досуга на селе, образ жизни, культура и духовные интересы сельских жителей.

23. Понятие, типы социальных институтов и их функции.
Социальный институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

Социальный институт представляет собой:

ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

формальную и неформальную организацию;

совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

обособленный комплекс социальных действий.

Признаки социальных институтов:

1) установки и образцы поведения;

2) символические культурные признаки;

3) утилитарные культурные черты;

4) устный и письменный кодексы;

5) идеология.

Все социальные институты подразделяют на главные (фундаментальные, основные) и неглавные (неосновные, частные).

Предназначение главных социальных институтов – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями.

В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Список универсальных, т.е. присущих всем социальным институтам, функций:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

2) Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

3)Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.;

4) Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

5) коммуникативная функция.

24. Семья и брак как социальные институты.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Семья удовлетворяет много потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Семью можно определить как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт- институт брака- санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Преобладающей формой семьи является нуклеарная (супружеская) семья. Ее основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями, и их дети, которые от них зависят.

Кроме нуклеарной семьи распространена такая форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. По этой причине ее иногда называют расширенной. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми.

В современном обществе происходит ослабление многих родственных связей, в силу чего нуклеарная семья преобладает над родственной.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

В социологии выделяются три основных типа семьи:
1. Традиционная ( патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

3. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем ( так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактические поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака –добровольный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Брак представляет собой социально одобряемые образцы поведения, с помощью которых брачующие составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. Разные общества устанавливают различные образцы брачных связей. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В современном обществе запрещены браки между родственниками, чтобы избежать кровосмешения. Так, нравственные нормы запрещают мужчине жениться на сестрах, двоюродных сестрах и близких родственниках.

Напротив, существуют противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец брачных связей называется эндогамией. Подобное требование встречается в примитивных обществах. В современных обществах распространена расовая и сословная эндогамия, когда запрещается выбирать партнера из иной расовой группы и нищих слоев общества. Эндогамия характерна для закрытых групп, подобно кастам.

Для большинства современных обществ существует только одна форма супружества – моногамия, то есть брак одного мужчины с одной женщиной. Однако в развитии большинства обществ практиковались полигамии, то есть формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Выделяют три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся между собой в брачных отношениях. Во-вторых, в обществах Южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужчин в силу того, что численность мужского населения значительно больше женского. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния (многоженство), преобладающая в странах Востока.

25. Религия как социальный институт. Социология религии.

Религия – один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, института семьи, государства, институтов социальной защиты. Первые религиозные системы возникали из необходимости объяснять поражающие воображение и вызывающие страх явления природы и космоса.

Религия имеет все признаки социального института. Как социальный институт она характеризуется ценностно-нормативной структурой (набором определенных норм и ценностей) и структурой поведенческих образцов.

Религиозные верования и знания являются ценностными системами, основывающимися не столько на разуме, сколько на вере, на особом религиозном чувстве. Кроме того, они включают в себя традиционные моральные ценности и нормы человеческой цивилизации.

Поведенческий уровень религии. Религиозное поведение резко отличается от поведения в других сферах человеческой деятельности, в первую очередь преобладанием эмоционально-аффектных переживаний. Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными нормами и ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся религиозные обряды, церемонии, проповеди, молитвы, богослужения и т. п. Культовые действия рассматриваются верующими как акты непосредственного взаимодействия с божественными силами.

Различают два вида культовых действий: магические (колдовские) действия; умилостивительный культ.

Магические действия занимали большое место в первобытных религиях. В современных мировых религиях они наполнились новым содержанием и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего в том, что верующие обращаются к объектам поклонения с просьбами и пожеланиями.

Исторические формы религии. Исследуя исторический путь развития религии, социологи выделяют следующие ее формы:

Фетишизм. Фетиш (лат. fetish – волшебный) – предмет, поразивший воображение верующих (необычный камень, зуб животного, ювелирное изделие), наделяемый мистическими, сверхъестественными свойствами, как то: исцеление, защита от врагов, помощь на охоте и т. д.

Тотемизм – это вера в существование родственной связи между группой людей (род, племя) и определенным видом растения или животного.

Магия (греч. mageia – колдовство, чародейство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления с помощью определенных действий.

Анимизм (лат. anima – душа) – вера в существование душ и духов. Отсюда вытекает вера в переселение душ, в одухотворение явлений природы.

Теизм – это вера в богов или в единого бога.

Теория религии. Значением религии для общественного прогресса, ее сущностными характеристиками и социальными функциями весьма интересовался еще основатель социологии О. Конт. Он полагал, что первая стадия развития человеческого мышления и социума, на которой все свои умозрения, социальные действия и явления природы люди объясняли почти исключительно действием сверхъестественных сил, неминуемо будет теологической. Классификация религий. В настоящее время существует достаточно много систем классификации религий. По мнению американского социолога Нейла Смелзера, лучше всего классифицировать религии по названиям, данным их приверженцами: протестантская, католическая, мусульманская и др.

По количеству богов религии подразделяют на монотеистические и политеистические (языческие), в которых каждое божество «ответственно» за определенные явления природы и космоса и может оказать или не оказать помощь человеку в границах своей «зоны ответственности».

Можно классифицировать религии по их распространенности. В этом случае они могут быть подразделены на: всемирные (мировые), региональные и национальные религии. В настоящее время на планете существуют три мировые религии: христианство, которое имеет в своем составе три основные ветви (католицизм, православие, протестантизм), ислам, состоящий из двух течений (суннизм и шиизм), и буддизм (существуют тантризм (индийский буддизм), ламаизм (тибетский буддизм), чань-буддизм (китайский буддизм), дзен-буддизм (японский вариант)). Под региональными понимаются религии, распространенные в нескольких, обычно соседних, странах. Например, индуизм имеет место в Индии и Непале, конфуцианство – в Китае, Корее, Японии, даосизм – Китае и Японии. Можно выделить еще диаспорические религии, под которыми следует понимать систему верований, свойственную диаспоре, т. е. распыленному по миру этносу, не утерявшему своей идентичности и исторической памяти.

Социология религии

1. Предпосылки и истоки возникновения социологии религии

Предпосылки возникновения и развитие социологии религии в ХIХ в

А) Трансформация европейского общества в общество современное, процесс секуляризации.

Б) Критика религии с позиций "просвещенного разума", ее роли в достижении ценностного согласия в обществе.

В) Вклад различных наук в понимание религии как феномена культуры, закономерности и социальной обусловленности ее существования, ее происхождения, развития и функционирования (история, этнография, языкознание, социальная антропология). К.Маркс: религия как "отчужденное сознание", ее социальные корни и функции в качестве идеологической надстройки над экономическим базисом. О.Конт: религия как конституирующий элемент общества на первой стадии его исторического развития; ее вытеснение наукой на "позитивной стадии". Г.Спенсер: религия в промышленно развитом обществе с рыночной экономикой, ее роль в качестве средства социального контроля.

Социология религии М.Вебера

Кратко: Интерес Вебера в изучении многообразной человеческой действительности, истории и культуры сосредоточен на объяснении человеческого поведения как осмысленной деятельности. Поведение, направленное на достижение той или иной цели или сопоставимое с ценностью (например верность обязательству), Вебер называл рациональным. Предложение о рациональном характере социального действия связано у Вебера с понятием идеальных типов (аскетизм, мистика, магия, церковь, секта и др.), которые нужны для того чтобы соизмерить и сравнить с ними то или иное изучаемое явление.

Социология как наука. Объект, предмет, методы, основные категории

Этимологически социоло­гию можно определить как науку об обществе. объектом исследования социологии как науки является общество.

Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука создавалась и обособлялась. Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт).

2) социальные факты (Э. Дюркгейм). При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

3) социальное поведение (М. Вебер). Социальное поведение, по М. Веберу, – это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция, ориентированная на поступок или воздержание от него

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов (марксизм).

Можно дать такое определение социологии: это наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также закономерностях социального поведения людей.

Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования - свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания - свой метод. Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.Первый уровеньохватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).Второй уровеньотражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).К третьему уровнюможно отнести методы, характеризующие прикладную социологию: опрос (анкетирование и интервью), анализ документов, наблюдение, эксперимент.

Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя три группы категорий:

- общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.);

- собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

- категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).

Из философии в социологию пришли такие понятия-категории как «общество», «человек», «ценности», «индивид», «прогресс», «развитие» и некоторые другие. Из сферы театральной жизни пришло ключевое понятие «роль», а из юриспруденции – «статус». Список можно продолжить. Социологи добавили свои слова – «социализация», «девиантностъ», «делинквентное поведение», «интеракция». Их становится все больше. Экономисты дали социологии термины: «капитал», «деньги», «прибыль», «рента», «товар». Все эти понятия сегодня входят в состав социологических категорий.

Ключевым для понимания категориального аппарата социологии, без сомнения, выступает понятие социальное. Социологическая традиция, которая идет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория социального действия» Т. Парсонса).

Другая традиция понимания социального связана с категорией «социальные отношения» (К. Маркс). Социальное понимается в этом случае как совокупность отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят классы, профессиональные, формальные организации, территориальные, поселенческие группы и социальные институты.

Фундаментальной категорией социологии является также категория «общество» (рассматриваемое как социокультурная система).

Наши рекомендации