Понятие социальной статики и социальной динамики в трудах Огюста Конта

Социология Конта представлена в трех разделах: учение об условиях существования общества, учение

об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде "социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума.

Учение об изменении социальных систем Конт называет "социальной динамикой".
Представление об общественном прогрессе является ведущим в "социальной динамике" Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий"

Развитие социологии во второй половине 19-начале 20 века

?

Региональный принцип классификации научных направлений в социологии

?

Французская социологическая школа

Ядро школы составляли социологи Дюркгейм, Мосс (возглавил школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917), Л. Леви-Брюль,С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, Р. Герц , П. Фоконне,

· С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

· Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

· Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.

· Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

Основные этапы становления американской социологической школы

Т. Парсонс – создатель структурно-функционального направления. Именно он создал данную школу, в которой приняло участие огромное количество учеников. Не случайно он считается величайшим представителем школы теории структурного функционализма. Основной его вклад залег в разработке понятий системного представления. Одной из наиглавнейших проблем являются такие моменты, как понятие, содержание, структура и структурные компоненты данной системы.

поскольку Р. Мертон не разделял концепции Парсона, приводя ряд немаловажных теоретических предположений и результатов. Теория функционализма по Р. Мертону относится к среднему радиусу и уровню выбранного управления. Однако, как и в предыдущем случае, здесь выделяется рад совершенно других проблем. Одной из них является рассмотрение системы при изучении социологической теории… Мертон рассматривает структурный функционализм в двух его направлениям – структрзма ифункционализма.

Основные этапы становления русской социологической школы

Этап

Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: "Аналогический метод в общественной науке", "Теория Дарвина и общественная наука", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество".

При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.

Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это "творчество личного начала при посредстве начала общинного".

С середины 1870х годов занялся психологией "толпы", изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями "герой" и "великая личность".

Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.

Этап

П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: " Система социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Социальная и культурная динамика", "Россия и Соединенные Штаты", "Общество, культура и личность", "Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа".

Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.

Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

Предлагал создать социологию на следующих принципах:

1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.

2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть

Сорокин выделял 2 уровня социологии:

1) теоретическая:

  1. аналитика
  2. генетика
  3. механика

2) практическая:

  1. политика

Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.

Построил теорию социальной стратификации:
3 страты:

  1. политическая
  2. профессиональная
  3. экономическая

Построил теорию социальной мобильности:

  1. вертикальная мобильность
  2. горизонтальная мобильность

Наши рекомендации