Специфика научного мировоззрения.

Научное мировоззрение — система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и самой себя. Его основу составляют взгляды и убеждения.

Взгляды — принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения, объясняющие явления природы и общества, являются ориентирами в поведении, деятельности, отношениях.

Убеждение — психическое состояние личности, который характеризуется устойчивыми взглядами, уверенностью в правильности собственных мыслей, взглядов, это совокупность знаний, идей, концепций, теорий, гипотез, в которые человек верит как в истину. Неотъемлемой частью убеждений человека являются его чувства. Воплощение мировоззренческих убеждений в жизни, их отстаивание и защита человек переживает эмоционально.

Важный элемент мировоззрения — теоретическое мышление — способность анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы.

Для научного мировоззрения характерно правильное понимание прошлого и современного мира.

Научная картина мира — это система представлений о наиболее общие законы строения и развития Вселенной и его отдельных частей. Она в определенной степени становится элементом мировоззрения каждого человека, ведь каждый хочет составить определенное представление о том, «откуда взялся мир», «как появилась жизнь на Земле».

Основные научные методы.

Теоретический научный метод Эмпирический научный метод  
теория (др.-греч. «рассмотрение, исследование») —система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. эксперимент (лат.— проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.  
гипотеза(др.-греч— «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой. научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды исследований: -фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении;. - прикладное исследование.  
закон— вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом. наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение. Виды: - непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств; - опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.  
измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.  
идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования  
формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях    
рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания  
индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса  
дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению  
абстрагирование -отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)    
классификация —объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.)  

Методами, которые используются на обоих уровнях, являются:



  • анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;
  • синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
  • аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
  • моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

ВСПОМИНАЙТЕ СВОЮ ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ И РАССКАЗЫВАЙТЕ О ТЕХ МЕТОДАХ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПРИ СВОЕМ ИССЛЕДОВАНИИ



Наши рекомендации