Темы групповых дискуссий на семинарских занятиях
1. Идеологическая функция социологии в современном обществе. Социология и реклама. Социология и полит.технологии.
2. Российская социология и ее вклад в мировую социологическую мысль
3. Новые русские: новые бедные и новые богатые
4. Механизм мотивации поведения личности. Проблемы манипулирования личностью.
5. Борьба с проституцией и проблема порнографии.
6. Проблема социальной эффективности системы правового регулирования
7. Патриотизм и национализм. Национальный экстремизм
8. Новые формы семьи и семейных отношений (нерегистрируемый брак, семьи с пропущенным поколением, однополые сожительства, гостевой брак, чайлд-фри, парные браки и др.).
9. Использование рекомендаций социологических исследований в практике управления социальными процессами. Проблема внедрения результатов
Написание эссе
Тема:Мое отношение к смертной казни
Предмет(ы) оценивания | Объект(ы) оценивания | Показатели и критерии оценки |
ОК-8: способность использовать основные положения и методы социальных наук при решении социальных и профессиональных задач; | Знание основных положений социологии права, социологии личности и социологии девиантного поведения, знание методов реализации социального контроля в обществе | Критерии оценки эссе: - полнота и правильность выполнения задания; - уровень общей эрудиции: - литературный и/или научный стиль изложения; - креативность; - способность отказаться от гендерных стереотипов. |
ОК-9: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы | Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности уровня развития общества и системы социального контроля, общественной оценки тяжести преступлений и строгости наказания | |
Условия выполнения задания 1. Место выполнения задания: библиотека или место по выбору студента 2. Максимальное время выполнения задания: 3 ак.часа 3. Вы можете воспользоваться источниками из перечня рекомендованной литературы: Основной № 2. Дополнительной 1, 3,4,5. 4. Работа выполняется строго индивидуально и пишется от первого лица. 5. Эссе представляет собой письменное сообщение объемом не менее 3 страниц |
Вопросы к экзамену
1. Специфика современных социальных проблем, задачи и функции социологии.
2. Предмет социологии. Взаимоотношения социологии с другими науками.
3. Структура социологической науки. Иерархия социологического знания.
4. Основные категории социологии и социальные законы.
5. Задачи прикладной социологии. Социальная инженерия как область социологической практики.
6. Предпосылки возникновения социологии. Развитие предмета социологии в 19 - 20 вв.
7. Социологический позитивизм: основные научные направления в зарубежной и русской социологии.
8. Характеристика социологических взглядов О. Конта. Социологический закон О. Конта.
9. Г. Спенсер: основы системного анализа общества
10. Социальный дарвинизм: сущность и недостатки.
11. Э.Дюркгейм о социальной солидарности.
12. Самоубийство как социальное явление, типология самоубийств (по работам Э. Дюркгейма).
13. Марксистская социология о движущих силах и исторической перспективе развития общества.
14. М. Вебер о рациональности и социальном действии.
15. Типы власти в социологии М.Вебера
16. Современные направления в зарубежной социологии. Субъективистская социология теория структурации.
17. Основы структурно-функционального анализа общества (Т. Парсонс. Р. Мнертон)
18. Общество как социальная система: развитие подходов и аналитических моделей
19. Социальный статус и его виды. Статусный набор.
20. Понятие социальной структуры общества. Характеристика элементов социальной структуры.
21. Социальная общность и социальная группа. Виды социальных групп.
22. Историческая роль классового подхода к анализу общества. Классовый и стратификационный подходы.
23. Социальный институт как элемент социальной структуры.
24. Сущность и критерии социальной стратификации. Тенденции развития социальной стратификации российского общества.
25. Социальная мобильность. Тенденции социальной мобильности в современном российском обществе.
26. Социологическое определение маргинальности. Особенности процесса маргинализации в российском обществе.
27. Личность как социальная система. Характеристики современной личности.
28. Роль ценностных ориентаций и интересов в формировании поведения личности.
29. Современные изменения в системе ценностей россиян.
30. Характеристика процесса социализации личности.
31. Социальные роли личности. Ролевые конфликты и способы их социологического изучения.
32. Социальные нормы и отклоняющееся поведение личности. Понятие аномии в обществе.
33. Предмет и задачи социологии отклоняющегося (девиантного) поведения.
34. Система социального контроля: агенты и методы.
35. Основные социологические теории объяснения причин отклоняющегося поведения.
36. Социальный контроль и проблема профилактики девиации.
37. Сущность, структура и функции семьи. Характеристика форм семейно-брачных отношений.
38. Функции семьи как социального института и малой группы.
39. Основные проблемы современной российской семьи.
40. Этнос: сущность, характеристика. Этногенез и его основные фазы.
41. Особенности современных национальных и этнических процессов.
42. Классификация видов социологического исследования.
43. Основные элементы программы социологического исследования.
44. Классификация методов социологии. Основные исследовательские стратегии.
45. Характеристика метода социологического наблюдения.
46. Метод опроса: преимущества, особенности, разновидности, сфера применения.
47. Анализ документов в социологии. Особенности качественных методов в социологии
48. Социология права: предмет, объект, методы.
49. Основная проблематика социологии права.
50. Особенности правовой культуры и правовой социализации российских граждан.
Вопросы к зачету с оценкой
- Специфика современных социальных проблем, задачи и функции социологии.
- Предмет социологии. Взаимоотношения социологии с другими науками.
- Структура социологической науки. Иерархия социологического знания.
- Задачи прикладной социологии. Социальная инженерия как область социологической практики.
- Предпосылки возникновения социологии. Развитие предмета социологии в 19 - 20 вв.
- Характеристика социологических взглядов О. Конта. и Г. Спенсераю
- Самоубийство как социальное явление, типология самоубийств (по работам Э. Дюркгейма).
- Марксистская социология о движущих силах и исторической перспективе развития общества.
- Типы власти в социологии М.Вебера
- Современные направления в зарубежной социологии. Субъективистская социология теория структурации, структурно-функциональный анализ
- Общество как социальная система: основные элементы
- Социальная общность и социальная группа. Виды социальных групп.
- Историческая роль классового подхода к анализу общества. Классовый и стратификационный подходы.
- Сущность и критерии социальной стратификации. Тенденции развития социальной стратификации российского общества.
- Социальная мобильность. Тенденции социальной мобильности в современном российском обществе.
- Характеристика процесса социализации личности.
- Социальные роли личности. Ролевые конфликты и способы их социологического изучения.
- Социальные нормы и отклоняющееся поведение личности. Понятие аномии в обществе.
- Система социального контроля: агенты, методы, механизмы.
- Основные теории объяснения причин отклоняющегося поведения.
- Социальный контроль и проблема профилактики девиации.
- Сущность, структура и функции семьи. Характеристика форм семейно-брачных отношений.
- Функции семьи как социального института и малой группы.
- Основные проблемы современной российской семьи.
- Этнос: сущность, характеристика. Этногенез и его основные фазы.
- Особенности современных национальных и этнических процессов.
- Классификация видов социологического исследования.
- Основные элементы программы социологического исследования.
- Классификация методов социологии. Основные исследовательские стратегии.
- Характеристика метода социологического наблюдения.
- Метод опроса: преимущества, особенности, разновидности, сфера применения.
- Анализ документов в социологии. Особенности качественных методов в социологии
- Социология права: предмет, объект, методы.
- Основная проблематика социологии права.
- Особенности правовой культуры и правовой социализации российских граждан.
Технологическая карта рейтинговых баллов по дисциплине «Социология»
Недели | Виды учебных занятий (лекции/семинары) | Посещение учебных занятий | Письменные работы | Устные выступления | Компенсирующие задания (сверх расчетных 100 баллов), в том числе творческие задания, написание эссе | Промежуточная аттестация (экзамен, зачет в устной форме) | Итого (максимально-расчетное количество баллов) | ||
Контрольные | Реферат/Курсов. работа | Тестирование | Доклад с презентацией | ||||||
Кол-во баллов за 1 вид мероприятия | |||||||||
лекция | |||||||||
семинар | 2,5 | 3,5 | |||||||
лекция | |||||||||
семинар | 2,5 | Σ за 4 недели - 9 | |||||||
лекция | |||||||||
семинар | 2,5 | 3,5 | |||||||
лекция | |||||||||
семинар | 2,5 | Σ за 8 недель -18 | |||||||
лекция | |||||||||
Текущий контроль 1* | |||||||||
семинар | 2,5 | 3,5 | |||||||
лекция | |||||||||
семинар | 2,5 | Σ за 12 недель 35 | |||||||
лекция | |||||||||
семинар | 2,5 | 3,5 | |||||||
лекция | |||||||||
семинар | 2,5 | ||||||||
лекция | |||||||||
семинар | Σ за 16 недель - 44 | ||||||||
Текущий** контроль 2 | |||||||||
Всего за семестр (баллов) |
Дисциплина считается освоенной, если обучающийся набрал не менее 51 балла в результате выполнения всех типов заданий, включая ответ на экзамене (зачете).
Минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету) – 45.
Расчет итоговой рейтинговой оценки:
от 51 до 60 баллов | «удовлетворительно» (Е) |
от 61 до 65 баллов | «удовлетворительно» (D) |
от 66 до 77 баллов | «хорошо» (С) |
от 78 до 85 баллов | «хорошо» (В) |
от 86 до 100 баллов | «отлично» (А) |