Какой из перечисленных классов нельзя отнести к основным стратам общества?
1. Верхний слой высшего класса.
2. Верхний слой среднего класса.
3. Низший слой низшего класса.
4. Средний слой высшего класса.
8. Назовите, что из перечисленного относят к основным критериям социальной стратификации:
1. Демографические критерии (пол, возраст, национальность и др.).
2. Психологические критерии (темперамент, воля, интеллект и др.).
3. Социально-экономические и политические критерии (профессия,
доход, образование и др.).
4. Географические критерии (климат, территория обитания и т.д.).
9. Назовите, что является объектом изучения этносоциологии:
1. Межнациональные и межгосударственные отношения.
2. Этнографическое, социальное и культурное развитие этноса, нации и народа.
3. Количественный и качественный состав населения отдельных стан и государств.
4. История и перспективы социального развития государств.
10. Дайте определение термина «личность»:
1. Личность – это совокупность социальных, биологических и психологических качеств.
2. Личность – это устойчивые особенности социального поведения.
3. Личность – это индивидуальность человека.
4. Личность – это индивидуальное выражение социально значимых свойств.
Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося при изучении дисциплины
Наименование темы или раздела дисциплины | Трудоемкость, час. (очная/заочная) | Список рекомендуемой литературы | Вопросы для самопроверки | |
Основная (№ из перечня) | Дополнительная (№ из перечня) | |||
Тема 1. Социология как наука об обществе. | 4/12 | 1,2 | 1,2,5 | 1. Объект и предмет социологического знания. 2. Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. 3. Структура и функции социологического знания. 4. Методологические принципы социологического познания 1. 5. Место социологии в системе современного общественного знания. |
Тема 2. История становления и развития социологии. | 4/18 | 1,2 | 1,2,5 | 1. Основатель позитивизма О. Конт и его последователи.2 2. Основные идеи антипозитивистской социологии («понимающая социология» М. Вебера, психологическая школа в социологии, симво- лический интеракционизм и др.). 3. Особенности формирования и развития социологии в России. 4. Характеристика современных социологических направлений. 5. Структурный функционализм: Т. Парсонс, Р. Мертон, постструктура- листы (М. Фуко). 6. Социологические идеи символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гоффман). 7. Учение о социальном пространстве и его структурах П. Бурдье. 8. Образ общества в постмодернистской социологии (П. Бергер, Т. Лукман). |
Тема 3. Социальная структура и социальная стратификация. | 4/12 | 1,2 | 1,2,4,5 | 1. Понятие и структура общества как социальной системы. 2. Социальная стратификация общества: основные критерии и признаки. 3. Социальная мобильность, ее виды и динамика. 4. Особенности становления новых социальных общностей в современ- ном российском обществе 5. Тенденции изменения социальной структуры российского общества. 2. 6. Понятие и виды маргинальности. |
Тема 4. Социология личности. | 4/14 | 1,2 | 1,2,4,5 | 1. Понятие личности в социологии. Типы личности. 2. Основные социологические концепции личности. 3. Процесс социализации личности. Основные институты социализации. 4. Социально-психологическая структура личности. 5. Механизм мотивации поведения личности. 6. Типологизация личности в современном российском обществе. |
Тема 5. Социология девиантного поведения. | 4/16 | 1,2 | 1,2,4,5 | Понятие социальной нормы и отклонения. 2. Причины и формы девиантного поведения. 3. Состояние алкоголизма и наркомании в современном российском об- ществе и пути их преодоления. 4. Основные теории, объясняющие причины девиантного поведения. 5. Социальный контроль и его механизмы. 6. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения. |
Тема 6. Социология права | 4/12 | 1,3,5 | 1. Правовые отношения как предмет изучения социологии. 2. Социологический анализ системы права и правовых норм. 3. Проблема эффективности правового регулирования поведения. 4. Состояние правовой культуры российских граждан. 5. Правовая социализация 6. Отражение динамики социальных процессов в системе правовых норм | |
Тема 7. Этническая социология. | 4/14 | 1. Этнос как общность людей. 2. Этногенез и его основные фазы. 3. Национальные и этнические процессы. 4. Межнациональные отношения и конфликты. 3. 5. Особенности современной национальной политики России. | ||
Тема 8. Семья как социальный институт. | 4/14 | 1. Сущность, структура и функции семьи как малой группы и социального института. 2. Формы семейно-брачных отношений: история и современность. 3. Биологическая и приёмная семья. 4. Супружеские конфликты: причины и методы разрешения. 5. Новые социальные роли мужа и жены в современной семье. 6. Семейная политика в России. | ||
Тема 9. Эмпирические социологические исследования: виды, программа, технологии. | 4/16 | 1,2,3,4 | 1,2,5,6 | 1. Социальный заказ на социологическое исследование: этапы формирования. 2. Социологическое исследование: виды и организация. 3. Программа исследования. Основные разделы программы. 4. Ключевые исследовательские процедуры программы. 5. Выдвижение гипотез исследования: виды, требования к формулировке. 6. система методов сбора информации в социологии |
Итого | 36/128 |
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
На занятиях по дисциплине, а иногда параллельно применяются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Тем самым решаются задачи передачи принципиально новых знаний, а также формирования умений и навыков их анализа и применения. Комплексные задания для самостоятельной работы и практические занятия предусматривают возможности сочетания репродуктивной и продуктивно-творческой деятельности студентов.
Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий со студентами. Вопросы для подготовки объявляются на предыдущем семинарском занятии и должны совпадать с вопросами, данными в Программе дисциплине в данном разделе. В то же время преподаватель может конкретизировать вопросы, чтобы выявить наиболее проблемные и дискуссионные аспекты рассматриваемой темы. Обязательным элементом выдачи вопросов является характеристика источников, но студенты могут работать и по дополнительным источникам, не указанным в программе. Количество студентов, выступающих на 2-х часовом семинарском занятии, обычно 3-5 человек. Возможна выдача альтернативных заданий по одной и той же теме для организации в дальнейшем дискуссии на семинаре. Оценка качества выступлений студентов практических занятиях является составной частью общей оценки по курсу.
Для подготовки к зачету студентам следует ответить на вопросы, предложенные для самоконтроля после каждой темы курса, а в случае затруднений необходимо обратиться к записям лекций и к литературе, приведенной ко всему курсу.
Многие полнотекстовые материалы по рассматриваемым темам дисциплины «социология» размещены в сети Интернет на сайтах, указанных в списке рекомендованной литературы.
Важным элементом подготовки к сдаче зачета является участие студентов в оперативном и рубежном контроле, а также в активных формах обучения – практических занятиях, работе в малых группах и дискуссиях на семинарских занятиях.
В ходе освоения дисциплины студенты дневной формы обучения готовят эссе по теме социального контроля и правовой системы «Мое отношение к смертной казни». Баллы за его выполнение входят в общую оценку работы в семестре.
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине, использование БРС
8.1 Паспорт комплекта оценочных средств по дисциплине «Социология»
Предмет(ы) оценивания | Планируемые результаты освоения дисциплины | Оценочные средства |
ОК-8: способность использовать основные положения и методы социальных наук при решении социальных и профессиональных задач; | знание основных положений и методов социальных наук | Доклад, тестирование, экзамен (зачет с оценкой) |
умение применять основные положения и методы социальных наук при решении социальных и профессиональных задач | Устный опрос, эссе, экзамен (зачет с оценкой) | |
готовность использовать основные положения и методы социальных наук при решении социальных и профессиональных задач | Устный опрос, групповая дискуссия, эссе, экзамен (зачет с оценкой) | |
ОК-9: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы | знание основных социально значимых проблем и процессов | Доклад, тестирование, экзамен (зачет с оценкой) |
умение анализировать социально значимые проблемы и процессы | Устный опрос, доклад, экзамен (зачет с оценкой) | |
готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы | Устный опрос, групповая дискуссия, эссе, экзамен (зачет с оценкой) |
Комплект оценочных средств
Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля) | Показатели* оценки | Критерии** оценки |
Доклад | · соблюдение регламента (15 мин.); · характер источников (более трех источников); · подача материала (презентация); · ответы на вопросы (владение материалом). | Каждый критерий оценки доклада оценивается в 0,25 балла, максимум 1 балл за доклад. Допускается не более одного доклада в семестр, десяти докладов в год (всего до 10 баллов) |
Тестирование | процент правильных ответов на вопросы теста. | Менее 60% – 0 баллов; 61 - 75% – 6 баллов; 76 - 90% – 8 баллов; 91 - 100% – 10 баллов. |
Экзамен | В соответствии с балльно-рейтинговой системой на промежуточную аттестацию отводится 30 баллов. Экзамен проводится по билетам. Билет содержит 2 вопроса по 15 баллов. | 1-5 баллов за ответ, подтверждающий знания в рамках лекций и обязательной литературы, 6-10 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, 11-15 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, с элементами самостоятельного анализа. |
Устный опрос | · Корректность и полнота ответов | Сложный вопрос: полный, развернутый, обоснованный ответ – 10 баллов Правильный, но не аргументированный ответ – 5 баллов Неверный ответ – 0 баллов Обычный вопрос: полный, развернутый, обоснованный ответ – 4 балла Правильный, но не аргументированный ответ – 2 балла Неверный ответ – 0 баллов. Простой вопрос: Правильный ответ – 1 балл; Неправильный ответ – 0 баллов |
Зачет с оценкой | · корректность и полнота ответа; · знание и использование терминологии; · логичность и последовательность в изложении материала; · использование примеров. | · при ответе задействованы 2 показателя, 10-17 баллов; · при ответе задействованы 3 показателя, 18-24 балла; · при ответе задействованы 4 показателя, 25-30 баллов. |
Групповая дискуссия | · соблюдение регламента (10 мин. на доклад, 3 мин. на выступление в дискуссии) · количество и характер источников · подача материала докладчиками (презентация); · ответы на вопросы (владение материалом) · вежливость и взаимоуважение при ведения дискуссии | Доклады оцениваются по 5 критериям, всего до 5 баллов за доклад. Для одного человека возможно 2 выступления с докладами в дискуссиях или круглых столах в семестр, итого до 10 баллов в семестр. Выступления участников дискуссии оцениваются до 2 баллов за выступление, возможны два выступления в ходе одной дискуссии или круглого стола, итого до 4 баллов за дискуссию и до 8 баллов за семестр. |
Эссе | · используемые понятия строго соответствуют теме · умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений · изложение ясное и четкое, приводимые доказательства логичны · приведены соответствующие теме и проблеме примеры | · Знание и понимание теоретического материала – 2 балла · Анализ и оценка информации – 4 балла · Построение суждений – 4 балла |