Билет 32. Работа Дж.Хоманса «Социальное поведение как обмен»
Джордж Хоманс — американский социолог.
Как считал Дж. Хоманс, основой социальной жизни людей является социальный обмен, и потому именно связанная с ним проблематика должна стать предметом социологии. Сам же социальный обмен социолог изучал через призму элементарного человеческого поведения.
Социолог подверг критике Э. Дюркгейма и вообще представителей структурного функционализма, которые, с его точки зрения, занимались изучением функций, т.е. последствий институтов для социальной системы. Дж. Хоманс исходит из того, что теория и эмпирическое начало социологии должны быть слиты воедино. Практически этого можно добиться путем систематического исследования межличностных взаимодействий лицом к лицу в небольших социальных группах. Благодаря систематическому наблюдению можно сформировать абстракции первого порядка — утверждения, относящиеся к непосредственно фиксируемому человеческому поведению. Более сложные структурно социальные явления (статусы, роли) предполагают синтез абстракций первого порядка. Они интерпретируются с помощью абстракций второго порядка, которые представляют собой комбинации нескольких классов наблюдений. В итоге абстракции первого и второго порядка в своей совокупности должны были дать общее психологическое объяснение социальных взаимодействий.
Так, используя психологические объяснения, сам социолог исследовал социальный обмен в разнообразных социальных группах — семье, уличной «шайке».
Элементы социального поведения рассматривались им в контексте таких переменных, как: взаимодействие-чувство, чувство-деятельность, деятельность-взаимодействие. Хоманс отметил, если частота взаимодействия между двумя и более лиц повышается, то возрастает и степень симпатии между ними и наоборот.
Широкую известность приобрели так называемые постулаты Хоманса, которые, по существу, составили основные методологические принципы его теории социального обмена.
Дж. Хоманс подчеркивал: постулаты по своей сути являются психологическими по двум причинам. Во-первых, «они обычно формулируются и эмпирические верифицируются людьми, считающими себя психологами», и во-вторых, «они есть постулаты о поведении отдельных людей, а не постулаты о группах или обществах как таковых. Дж. Хоманс пытался дать свою интерпретацию форм социальной жизни, отличную прежде всего от той, которую предложил Э. Дюркгейм. Напомним, Э. Дюркгейм настаивал на том, что все социальное должно быть объяснено исключительно посредством социальных фактов. Дж. Хоманс же считал, что более адекватная интерпретация социального поведения имеет психологическое основание.
- Постулат успеха: «Из всех возможных действий людей, чем более вознаграждается конкретное действие индивида, тем более вероятно, что индивид воспроизведет его снова»
- Постулат стимула: «Если в прошлом под влиянием конкретного стимула или совокупности стимулов индивид совершал действие, отмеченное вознаграждением, то чем больше похожи ныне задействованные стимулы на прошлые, тем вероятнее, что человек совершит аналогичное или подобное действие».
- Постулат ценности: «Чем более ценным для человека является результат его действия, тем более вероятно его воспроизведение».
- Постулат депривации — пресыщения: «Чем чаще в недалеком прошлом индивид получал конкретное вознаграждение, тем менее ценным для него становится последующее награждение подобного рода».
- Постулат агрессии — одобрения. «Когда действие человека не вызывает ожидаемого вознаграждения или, напротив, влечет неожиданное наказание, то он становится рассерженным; весьма вероятно, что его поведение станет агрессивным, и результаты такого поведения станут для него более ценными». «А когда действие человека влечет ожидаемое вознаграждение, особенно большее вознаграждение, чем им ожидалось, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он будет счастлив; весьма вероятно, что его поведение станет одобряемым, и результаты такого поведения станут для него более ценными».
- Постулат рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.
Как видно, все постулаты Дж. Хоманса так или иначе связаны с психологическим объяснением выгоды от социального взаимодействия.
В отличие от экономического обмена социальный обмен носит диффузный характер. Это означает, что взаимные выгоды социального обмена имеют, скорее, психологическую ценность, экономически и юридические конкретно они не фиксируются.
Хоманс открыто говорит о том, что его как социолога волнуют, прежде всего, действия людей, их поступки. Он пишет: "Нас будут гораздо больше интересовать поступки людей, чем их отношения, особенно если последние не ведут к действию. Нам приелась социальная наука, в которой люди всегда "ориентируют себя" или на самом деле лишь "ориентируются" на действие, но никогда не действуют».