Билет 6. Структура социальных сетей в теории Р. Эмерсона.
На разработку теории социальной сети оказала влияние общая идейная атмосфера послевоенного времени. В то время наиболее актуальными темами социологического и психологического исследования были власть, авторитаризм, национализм, стили властвования, групповая солидарность, лояльности, возникающие как на микро-, так и на макроуровнях. Сам Эмерсон в начале своей карьеры особо увлекся изучением лидерства и социального влияния. В то время благодаря работам Т. Куна и К. Поппера в социальные науки все активнее внедряется логический позитивизм – течение, акцентировавшее внимание на дедуктивной выводимости понятий и необходимости верификации научных положений с помощью эмпирического инструментария.
А в самой социологии все большее значение приобретал теоретико-методологический инструментарий теории обмена. Эмерсон сумел аккумулировать эти общественные веяния и научные новации. В 1973 г. на социологическом факультете Вашингтонского университета он вместе с Карен Кук, соавтором ряда своих работ, создает первую в мире компьютерную социологическую лабораторию для изучения социального взаимодействия в современном обществе. Вышли в свет работы Эмерсона «Оперантная психология и теория обмена» и первая часть работы «Теория обмена».
При создании своей теории Эмерсон руководствовался двумя отправными методологическими положениями: 1) зависимость является источником власти, 2) неопределенность вознаграждения в условиях социального обмена порождает специфическую мотивацию. В экстремальных условиях возникает риск того, что обменный цикл может в любой момент прерваться, предоставленные одной стороной услуги могут оказаться без ответного вознаграждения со стороны другой.
Акторами в теории Эмерсона выступают как отдельные индивиды, так и корпоративные акторы, включенные в сетевой обмен. Теоретико-методологический инструментарий изучения социальной власти позволяет измерить, и выразить математически власть как органический компонент социальных отношений зависимости. Возникает неравенство в сфере власти, что ведет к конфликтам и дальнейшим изменениям. Власть предполагает бихевиористскую модель с определенным характером включения акторов в социальные сети. Власть АВ = зависимости BА. Причем отношения могут быть выражены с помощью двух переменных: баланса или относительной власти А над B. Связи, предполагающие властное преимущество Анад Б,
в крайнем случае – абсолютную власть. Из этого тождества следует, что власть есть ресурс, существующий в отношениях акторов. Власть первична к поведению.
Так, чем более B зависит от Ав плане получения тех или иных вознаграждений, тем большая вероятность, что А использует свой ресурс давления на B, не предоставляя при этом взамен вознаграждения вообще. В контексте социальной сети на характер власти могут влиять другие факторы, такие как конкретные аспекты и тип социальной структуры, характеристики акторов (их социальный статус). И вообще неопределенность и нестабильность ведет к процессам балансировки власти. Путем изменения таких переменных, как цели и ресурсы, был также выявлен характерный набор социальных обменов. Так, если акторы ослаблены из-за соперничества в конкретной социальной сети, они будут стремиться или к специализации, или к образованию коалиции. Это приведет, в конечном счете, к возникновению коллективного актора, действующего в социальной сети как единое целое. Было также эмпирически выявлено, что равные акторы, имеющие большее количество альтернатив для достижения своих целей, будут менее зависимы от своих партнеров, и тем самым будут обладать большей властью – альтернативы увеличивают доступ к ценностным ресурсам. Акторы, у которых есть возможность в социальной сети взаимодействовать с большим количеством партнеров, также
в процессе обмена будут обладать большей властью.
Подходы Эмерсона к исследованию власти в социальной сети были успешно применены при изучении таких сфер как динамика брачно-семейных отношений, маркетинг, геополитика и особенно организаций. Так, для своего функционирования организации нуждаются в разнообразных внешних
и внутренних ресурсах. Согласно Эмерсону, те акторы, которые обеспечивают ресурсы, будут иметь большую власть над организацией или внутри организации. Чтобы приобрести необходимые ресурсы без увеличения их зависимости, организации в социальной сети предпринимают такие стратегии, как создание совместных предприятий, использование разных типов интеграции, заключение долговременных контрактов, специализация.