Билет 18. Структура личности в теории З. Фрейда.

ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является

основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность

понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические

процессы в душевной жизни» (З.Фрейд «Я и Оно»).

Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается

психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает

примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон,

еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет

свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не

имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой

психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни –

немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными

биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в

личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип

удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид,

в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и

общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и

психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством

которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и

первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на

раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию

напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют

психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной

потребности.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих

представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и

различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного

процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние

источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда

не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только

после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к

отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания

возникает следующая структура – эго.

ЭГО.(Лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за

принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть

энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально

приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и

самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные

стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель

которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения

до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий

внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «

исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных

процессов решения проблем. Освобождение

Некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком

уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической

терапии.

СУПЕРЭГО.

«Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше

наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным

субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это

возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с

прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим

собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я.

Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней

мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я

начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы

считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является

одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной

деятельности совести, является

другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование

какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в

Я "Сверх-Я"»(Фрейд З. Лекции по психоанализу. Л.№31)

Так представлял Фрейд суперэго – последний компонент развивающейся

личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно

совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой личности, суперэго является

следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее

берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским

авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и

даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и

действительно законным прямым наследником» (Фрейд З. Лекции по

психоанализу.Л.№31).

Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также

рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести»

социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает

способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и

возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-

идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума

к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль

заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу

реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в

мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе

идеалистических идей над реалистическими.

Наши рекомендации