Бюрократическая теория организации. Организация как трудовой процесс. Организация как машина
Идея социального управления рассматривалась исследователями не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне. Ведь самые первые исследования эмпирического характера, которые определили еще в XVII-XVIII ст. возникновения целого направления управленческой науки, появились как ответ на потребность общества в получении информации о населении и материальных ресурсах для более эффективного социального управления (переписи населения, правительственные обследования, сбор данных о рождаемости, смертности, росте народонаселения, развитии семей, благосостояние и тому подобное). Существенную роль в развитии идей социального управления сыграло появление социальной статистики (А. Кетле), а за ней – моральной статистики и социальной гигиены.
В середине – второй половине XIX ст. сбор информации о конкретных социальных фактах получил новые формы, что поставило перед руководителями государства новые задания. Да, Ф. Ле Пле (Франция), изучая семьи рабочих, рассматривал их бюджеты как показатели уровня и образа жизни. Не меньшее значение для развития практики социального управления имели достижения Ч. Бута (Англия), которые касаются жизни большого города (Лондона) и его рабочих. Он первым ввел социальные карты районов и улиц Лондона с обозначением дислокации богатых и бедных групп населения.
В XIX ст. начали использоваться некоторые методы эмпирического социального исследования, в том числе опрос, включенный наблюдение, сбор статистических материалов и документов. Все это представляло очень большой интерес и мало существенное значение для становления социологической науки о социальном управлении.
Важное место в развитии теории социального управления, занимают труды немецкого социолога М. Вебера. Он внес большой вклад в возникновение социологии управления и социологии власти и сделал это в первую очередь благодаря разработке учения о содержании и типах господства.
В основе веберовской типологии легитимного господства лежит мотивация повиновения. Первый – «легальный» тип господства основан на подчинении законам, причем подчинении ровной мерой всех: и управляемых, и управляющих. Второй тип основан на другой мотивации повиновения – вере не только в законность, но даже у священість порядков и власти, что издавна существуют. Это традиционный, «патриархальный» тип господства. Третий тип имеет аффектную основу мотивации, он получил у Вебера назову харизматичного (харизма, в переводе из древнегреческой «божий подарок», означает особенную способность, подаренную судьбой, Богом, которая выделяет индивида среди всех других, что позволяет носителям харизматичных качеств – полководцам, выдающимся политикам и государственным деятелям – осуществлять управление). При харизматичном типе господства нет установленных (рационально или по традиции) правил, потому открывается пространство для авторитарной власти.
Заслуга Вебера заключается в том, что он создал учение о формальной организации капиталистического общества и бюрократическом управлении как типе господства с помощью знания. Это учение являет собой квинтэссенцию теории социального управления на грани XIX-XX ст. Рациональный характер управления при капитализме определялся, за Вебером, господствам бюрократии, которую он идеализировал, считая ее машиной, которая не подданная коррупции, является дешевой и не имеет никакие другие интересы, кроме как осуществлять рационально организовано социальное управление.
Бюрократия выступает у Вебера и как номинальная группа, и как организована общность. Поскольку бюрократия рассматривалась социологом как аппарат легитимной власти, к ее (бюрократии) деятельности выдвигались определенные требования и формулировались принципы управления. Вот некоторые из них.
Бюрократическое управление основано на стабильных правилах (нормах), которые являют собой в письменном виде зафиксированы документы. Этим правилам подчиняются все без исключения чиновники. Их управленческая деятельность строится на принципах иерархии, то есть низший руководитель подчиняется более высокому. При этом каждый чиновник (управленческий работник) отвечает не только за свои собственные решения и действия, но и за действия подчиненные ему лиц.
Чиновники, за Вебером, являются лично свободными людьми и выполняют лишь определенные функции. Они отбираются на основе профессиональных качеств, назначаются, а не избираются. Чиновники вознаграждаются фиксированной заработной платой в деньгах и получают право на пенсию. Чиновник не имеет никакую собственность на средства администрации и работает без пожизненного присвоения своей должности. Он подчиняется строгой дисциплине и контролю за поведением на службе. Предусматривается система профессионального продвижения чиновника по службе (карьера), особенно на управленческих должностях. В основе этого продвижения – соответствие профессиональных качеств чиновника предложенным к управленческому работнику требованиям. Как видно, много аспектов деятельности бюрократии немецким ученым были детально расписаны и регламентированы.
Социологической концепцией Вебера завершается этап классической социологии в целом, в том числе и связанной с проблематикой управления. В классической социологии впервые был сформирован социологический подход к управлению, который означал (в широком смысле слова) понимание управления как неотъемлемого компонента общества, включенного у него как важнейший элемент и тесно связанное со всеми другими структурами социальной жизни общества.
Особенность социологического подхода к управлению на этапе классической социологии заключалась в том, что вплоть до Вебера оно рассматривалось в первую очередь как элемент политической системы. Вебер в первый раз обратил особенное внимание на управление какэлемент экономической системы и на его необходимость для организаций и предприятий. Тем самым немецкий социолог подготовил почву для перехода к новому этапу развития социологических идей в отрасли управления, который можно рассматривать как этап конституирования одновременно двух особенных отраслей социологической науки – социология управления и социологии менеджмента. Положения, где шла речь о проблемах власти и управления социальными и политическими процессами в обществе, стали базовыми для социологии управления, те же, где рассматривались проблемы управления производством, предприятиями и организациями, были основой для создания социологии менеджмента.
По мере развития производства и научных исследований в области социологии управления, социологии организаций, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности. Некоторые теории, несмотря на неоднозначность трактовок, внесли свой вклад в основные положения науки управления.
В социологии и психологии управления получили известность и научную разработку следующие основные теории управления.