Лекция 1 основные направления и этапы развития теории организации
ЛЕКЦИЯ 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Бюрократическая теория организации. Организация как трудовой процесс. Организация как машина
- Теория бюрократии М.Вебера
- Теория рационализации Ф.Тейлора.
- Административная теория А.Файоля.
- Классическая теория организации : выводы.
Организация как община.
- Теория "человеческих отношений" Э.Мэйо.
- Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.
- Двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга.
- Теория стилей руководства Д.Макгрегора.
Теория стилей руководства Р. Лайкерта.
Стратегия модификации (партисипативная теория).
Организация как машина.
Организация как громада.
Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо
В 30-ое годы постепенно набирает силу, а затем становится господствующим направление в социологии организаций — «Человеческие отношения», или «гуманистический вызов». Сам название свидетельствует, что оный представлял собой альтернативу «классической теории». Основной вклад в развитие этого направления внесли Э.Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и др. Родоначальником этого направления считается Элтон Мэйо (1880-1948). Все началось со знаменитых Хоторнских экспериментов, проходивших в «Вестерн Электрик Компани» (близ Чикаго) в 1927-1932 гг.
В ходе пятилетних опытов ученые из Гарвардского университета досказали, что на производительность труда влияют не только и не столько технико-экономические, сколько социально психологические факторы:.
Сторонники "классической" теории полагали, что эффективность управления определяется формальной структурой управления, координацией и детализированным контролем, строгим соблюдением дисциплины, величиной индивидуального вознаграждения, узкой специализацией задач, единоначалием, авторитарными методами управления, правильным подбором кадров и орудий труда, соответствием людей структуре. Их противники досказали обратное: эффективность управления определяется неформальной структурой и прежде всего — малой группой, взаимодействием людей и общим контролем, самодисциплиной и возможностями творческого роста, коллективным вознаграждением, отказом вот узкой специализации и единоначалия, демократическим стилем руководства, соответствием структуры людям, а не наоборот.
Ф. Ротлисбергер, коллега Э. Мэйо по Хоторнским экспериментам, считал, что промышленность — в такой же степени социальный феномен, в какой и экономический. Индустриальная цивилизация не сможет выжить, если не выработает новое понимание роли человеческой мотивации и поведения людей в организации, отличное вот предлагаемого "классической" теорией. Индустриальное общество, вторил эму Э. Мэйо, обезличивает людей, надо вернут им самобытность, естественные обычаи и традиционные ценности. Это можно достичь, если перестроить производство под человека. Задача менеджмента состоит в том, чтобы огромные формальные структуры этих бюрократических монстров, гоняющихся за материальной эффективностью, ограничить снизу и как-то обуздать неформальной организацией, построенной на принципах человеческой солидарности и гуманизма.
Отличительные черты теории "человеческих отношений":
· соединение формальной и неформальной структур власти
· узкая специализация
· широкое участие рядовых людей в управлении
· внедрение новых форм организации труда, которые повышают мотивацию и удовлетворенность работой
· преувеличение роли малой группы и солидарности.
Сторонники данного подхода, несмотря на различия между ими, были едины в одном: жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека. Отсюда — поиск новых организационных структур, новых форм труда и новых методов мотивации работника. Наиболее активный поиск повели А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Херцберг, Г. Лайкерт. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу открыла новую страницу в изучении мотивации и поведения людей в организации.
Стратегия модификации
Сегодня все более широкое распространение получает теория, получившая название «демократия на рабочих местах». Суть этой теории состоит в расширении полномочий всех низовых звеньев. Другое название этой теории - теория партисипативного управления. Партисипативное управление направленно на раскрепощение инициативы и творческой активности работника, создание просторная для индивидуальных достижений талантливых людей. Партисипативность — это вовлечение работников в управление путем делегирования им управленческих полномочий. Партисипативный стиль руководства предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда выслушивают и конструктивно используют их мнение, организуют широкий и всесторонний обмен информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контроля за их достижением, широко используя в качестве средства стимулирования разнообразные формы поощрения. Такой стиль управления может быть признан целесообразным для руководства аналитическими, научно-исследовательскими подразделениями, группами разработчиков и вторых подобных подразделений органов управления, в которых важен новаторский подход к решению задач.
Далее теория стратегии модификации делается акцент на наблюдаемом поведении людей в организации. Выделяются четыре уровня модификации, или изменения: знания, установки, поведение и групповая деятельность. Первый уровень легко поддается изменению в зависимости вот уровня и требований работы. Установка человека включает в себя еще и эмоциональную компоненту, поэтому ее менять сложнее. Еще труднее изменить поведение. Человек знает об опасности курения, чувствует ухудшение здоровья, но не в состоянии изменить свое поведение в силу долговременной привычки. И самое трудное — изменение групповой деятельности. Группа представляет собой самовосстанавливаюшуюся форму совместной деятельности, поэтому изменить поведение отдельного его члена без предварительного изменения групповых норм и ценностей — дело чуть не безнадежное ли. Изменить можно, насильственно вводя инновации и путем привлечения работников к этим изменениям.
Можно выделить основные тенденции современного этапа развития теории управления.
Первая связана с повышением уровня материально-технической базы современного производства и услуг. Управленческая мысль концентрирует свои усилия на управлении операциями и поднятии уровня производительности с помощью синтеза деятельности людей и использования технических возможностей (компьютерной техники).
Вторая состоит в дальнейшей демократизации управления, участия в доходах и собственности организаций рядовых работников, в осуществлении ими управленческих функций, участия в собственности.
Третья тенденция — интернационализация управления, бизнеса. В 90-ое годы большинство развитых стран перешло к открытой экономике, что резко повысило международную конкуренцию, а оная, в свою очередь, усилила кооперацию производства, вызвала рост транснациональных компаний. Международный опыт управления подсказывает ряд новых проблем, стоящих перед теорией и практикой социологии и психологии управления.
ЛЕКЦИЯ 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ