Основные идеи теоретиков Франкфуртской школы.
Центр внимания воззрений теоретиков Франкфуртской школы – это современное капиталистическое общество. Система господства, созданная в таком обществе, признавалась глубоко порочной и губительной для человеческой личности, ее истинной природы. Причем, господство социальных и культурных структур над людьми является результатом особого пути исторического развития, не характерного для всего человечества. Самое печальное, по мнению франкфуртцев, это то, что люди в большинстве своем не понимают и не чувствуют болезней современного общества, в котором живут.
Просвещение как рациональное овладение природой включает:
· расщепление изначальной целостности природы на субъект и объект;
· разделение социальных отношений на отношения господства и подчинения;
· саморасщепление индивида: подавление абстрактными представлениями о себе чувственных переживаний индивида.
В результате этих процессов происходит полное отчуждение человека от природы, общества, отчуждение от других людей и отчуждение от самого себя.
Формальная рациональность выступает как апогей развития технократического мышления. Этот мир иррационален, поскольку чужд реальным потребностям и способностям людей (например, потребности в самореализации). Нацизм является примером торжества формальной рациональности в современном мире. Роковая антиномия современного человека: увеличение власти над самим собой, своими взаимоотношениями и окружающим миром с необходимостью оплачивается прогрессирующим отчуждением от всего того, над чем и над кем обеспечивается власть. Мир расщепляется, мир противостоит человеку и человек «расколотый» становится врагом самому себе.
Одна из работ М. Хоркхаймера и Т. Адорно называется «Диалектика Просвещения», потому что Просвещение – тоталитарно, это формальная рациональность, основной инструмент которого – абстракция, абстрактное мышление. Капитализм обречен, развитие западноевропейской цивилизации рассматривается как усиление социального безумия, как утрата свободы, фашизация общества. Технология подавляет индивидуальность, внутреннюю свободу личности, она используется неразумно, то есть в целях поддержания и развития господства. Такое общество – утилитарно, формально рационально и атомизировано, а также идеологизировано, что практически исключает возможность революционного протеста. Г.Маркузе также писал о том, что современные технологии превращают сегодняшнее общество в тоталитарное, поскольку используются для изобретения и внедрения более эффективных, обманчиво «приятных» методов социального контроля над индивидами (таких, как телевидение). Таким образом, технологии стоят на службе у системы господства, «отупляют» людей, подавляют их индивидуальность и критическое мышление, их внутреннюю свободу. Поэтому Маркузе называет современное общество «одномерным».
Главный тезис критической теории Франкфуртской школы: существует подлинная человеческая природа, загнанная Просвещением в бессознательного человека. Человек в просвещенном мире – это псевдоиндивидуальность, случайный носитель всеобщих требований социума, отождествляющий себя со стереотипами шкалы ценностей, социальными нормами.
Задачи критической теории общества:
· раскрытие природы общества;
· преодоление разрыва субъекта и объекта;
· фокусирование внимания на человеческой деятельности;
· разоблачение традиционного социального познания для того, чтобы вернуться к истинной природе человека;
· критическое отношение к миру данного.
М. Хоркхаймер возлагал все надежды на «критически мыслящую интеллигенцию», которая одновременно социально обусловлена и свободна от этой обусловленности в силу своей способности к критической рефлексии.
«Авторитарная личность».
Проект был основан на понятии «авторитарного характера», разработанном Э. Фроммом.
Ав.Лич. - это тип социального характера, основная черта которого - утверждение своей силы и привилегированности. Это человек, который, по словам Э. Фромма, «бежит от свободы», отказывается от своей независимости, стремится слить свое Я с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую ему самому. Один из основных выводов исследования – лица, наиболее восприимчивые к фашистской пропаганде, имеют общие характерные особенности, складывающиеся в единый синдром. Лица, отвергающие фашизм, в большей мере отличаются друг от друга.
Основные человеческие потребности таковы:
· в человеческих связях,
· самоуважении,
· привязанности
· в объекте поклонения
· в чувстве идентичности
Суть антропологии Фромма заключается в том, что спонтанность и разумность пересиливают инстинктивно-биологические черты человека. Это социальный характер.
Социальный характер, порожденный современным капиталистическим обществом, обладает следующими чертами:
• конкурентность;
• накопительство;
• эксплуататорство;
• авторитаризм;
Рассматривая роль социального характера в генезисе фашизма, Фромм анализирует садомазохистский авторитарный характер мелкого собственника, сочетающий в себе стремление к господству и подчинению. Следствием этой тоталитарной протестантской этики стали, по мысли Фромма, такие черты социального характера, как невротическая активность и комплекс неполноценности. Эти чувства компенсируются с помощью:
• стремления к господству, эксплуатации окружающего мира – природы, людей, ресурсов, знаний;
• подчинения богатому и власть имущему;
• «бегства в работу». агрессивность.
Авторитарная личность в теории Э. Фромма:
• основа всех тоталитарных режимов, формируется в патриархальной семье и служит опорой тоталитарного режима; авторитарный человек - человек толпы;
• человек, основная черта которого это самоидентификация с авторитетом и утверждение через эту идентификацию своей силы и привилегированности;
• это – садомазохистский социальный характер: сочетание мазохистской установки - стремления избавиться от собственной личности и садистской установки – стремления полностью овладеть другим человеком, поработить его. Результат – чрезвычайная зависимость и от своих жертв, и от своих палачей
Механизмы бегства от свободы - авторитаризм, разрушительность, автоматический конформизм. Бегство от свободы - феномен ухода человека от ответственности, боязнь трезво и мужественно осознать свои проблемы.