Социология толпы Г. Лебона и теория подражания Г. Тарда.

ЛЕБОН:

Толпа опасна тем, что она руководствуется, не разумом, а чувством, эмоциями. Толпа легко возбудима, криклива, неуправляема и обладает огромной разрушительной силой. Обозначает подобное состояние термин – массовый психоз.

Он установил, что под влиянием царящего в толпе настроения, индивид может легко впасть в состояние крайнего возбуждения и утратить способность критически мыслить. Лебон оценивал революцию исключительно как явление массового психоза.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями). Масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита".

Вождь (по Лебону) - это психически неуравновешенный, полупомешанный, находящийся на грани безумия индивид, который является фанатиком веры и заражает толпу своим фанатизмом с поразительной легкостью посредством того, что обладает необъяснимой силой, называемой обаянием.

Люди в толпе претерпевают радикальную трансформацию, начинают подчиняться примитивному иррациональному "закону психического единства толпы" или "коллективному разуму".

Это означает, что:

1. В толпе происходит уравнивание всех, сведение людей к одному уровню психических проявлений и поведения, поэтому возникает однородность людей в толпе. Лебон это объясняет идеей коллективного бессознательного.

2. Толпа интеллектуально значительно ниже индивидов, ее составляющих; она склонна к быстрым переносам внимания, легко и некритично принимает самые фантастичные слухи; легко поддается воздействию призывов, лозунгов, речей лидеров толпы.

3. Человек в толпе способен совершить любые акты насилия, жестокости, вандализма, которые в обычных условиях ему представляются немыслимыми.

4. Толпа отличается повышенной эмоциональностью и импульсивностью.

Лебон выделяет три основных механизма, с помощью которых порождаются названные свойства толпы.

1. Анонимность. (могущество и безадресность поступков)

2. Заражение. Лебон, будучи медиком по образованию, перенес представления о заражении людей болезнями на заражение людей в толпе, понимая под ним распространение психического состояния одних людей на других.

3. Внушаемость. (проявляется в том, что индивиды некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершить такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером, привычками)

Виды толпы:

· Стихийная толпа. Формируется и проявляется, без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

· Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

· Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка).

· Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по-иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

· Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

· Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, рок-концерты и т.п.).

· Действующая толпа. Формируется — как и конвенциональная; осуществляет действия относительно конкретного объекта (Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту; Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них; Повстанческая.толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей).

Ж.Г. ТАРД:

Основу социологической теории Тарда составляет взгляд на общество как на продукт межиндивидуальных отношений.

Под предметом социологии он понимает любые социальные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействий между несколькими, прежде всего двумя индивидами. Он разрабатывает теорию подражания, состоящую из трех законов.

· Первый закон подражания (ПОВТОРЕНИЕ) - все люди так или иначе постоянно повторяют действия других людей - дети подражают взрослым, ученики –учителям, простолюдины - аристократам, слабые - сильным. Так возникают обычаи, устанавливается мода. Благодаря способности человека к повторению как подражанию через обычаи и моду создаются все социальные ценности и нормы.

· Второй закон подражания (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ) - внутренние противоречия в психике человека. Важный фактор социального прогресса составляют противопоставления и постоянно возникающие конфликты. Для их объяснения Тард обращался к лежащим в их основании процессам индивидуальной психики.

· Третий закон подражания (ПРИСПОСАБЛЕНИЕ) – адаптация к изменениям.

Среди этих основных процессов и законов ведущую роль Тард отводил закону подражания. Подражание разделяется на несколько видов:

1) по степени рациональности -логическое и вне логическое:

2) по последовательности и механизму движения - внутреннее и внешнее;

3) по степени устойчивости - подражание-мода, подражание-обычай;

4) по социальной природе - подражание внутри класса, подражание одного класса другому.

Чертам, характерным для представителей толпы, ученый уделял особое внимание. Ими были: эгоизм, вера, страсть, наличие цели, «коллективное самолюбие», лишенная рациональности односторонняя подражательность.

Тард особо выделяет четыре вида толпы, которые показывают различную степень ее пассивности или активности.

Ø Толпы ожидающие (выжидающие) — собираются на основе коллективного любопытства (театр, казнь, встреча популярного человека и т. п.), и для них характерно взаимное заражение чувствами собравшихся индивидов

Ø Толпы внимательные (внимающие) — тесно толпятся около кафедры проповедника или профессора, около трибуны, эстрады, сцены. В толпе, заинтересованной каким-нибудь зрелищем или речью, только небольшое количество зрителей или слушателей видит и слышит очень хорошо, многие видят и слышат только наполовину или же совершенно ничего не видят и не слышат.

Ø Толпы манифестанские(заявляющие) —- проявляют свое убеждение, радость или печаль, любовь или ненависть с преувеличением. Можно отметить их двоякий характер: замечательно выразительный символизм в соединении с крайней бедностью воображения при изобретении этих символов. Но если в такой толпе мало идей, то люди держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же

Ø Толпы действующие (любящие и ненавидящие) — употребляют свои силы на создание (энтузиазм) или разрушение (ненависть). При этом нужно отметить разновидность действующей толпы — праздничную радостную, любящую себя самое:народные празднества, периодические увеселения города (деревни) и т. п.,

Толпа, по его мнению, как социальная группа принадлежит прошлому, это нечто низшее. Под публикой он понимает «чисто духовное собирательное целое», в котором индивиды не собраны, как в толпе, воедино, но, будучи физически разделены друг от друга, связаны воедино духовной связью, а именно общностью убеждений и страстей. Толпа же захватывает человека целиком, она более эмоциональна, чем публика, поэтому и более нетерпима.

В своем анализе публики Тард подчеркивает роль общественного мнения, под которым понимает не только совокупность суждений, но и желаний. Современное общественное мнение, считает он, сделалось всесильным, в том числе и в борьбе против разума. Оно руководствуется внушенными идеями и чем многочисленнее делается публика, тем сильнее власть общественного мнения.

Наши рекомендации