Общество как социальная система
Социальная система, как подсистема общей системы действия, также состоит из четырех подсистем, поскольку любая система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия:
▪ Система должна быть адаптирована к окружающей среде, то есть в случае социальной системы должна быть приспособлена к особенностям природы человека как биологического организма и как личности, к особенностям физикоорганической среды обитания людей, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает, к особенностям культуры как системы ценностей.
▪ Система должна быть саморегулируемой, то есть при изменении в окружающей среде в системе должны вырабатываться цели – направления изменений структуры и функционировать механизмы реализации этих целей.
▪ Система должна быть внутренне интегрирована, то есть между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи, и функционирование элементов должно быть скоординированным.
▪ Система должна быть структурно стабильной, то есть в состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.
С ее помощью можно исследовать, например, общество как систему, в которой экономика выполняет функцию адаптации обеспечивая людей средствами к существованию; политика – функцию целедостижения обеспечивая принятие решений и управление деятельностью людей; право и социальные общности – функцию интеграции обеспечивая скоординированность и бесконфликтность действий людей; образование и семья – функцию поддержания образца обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.
Центральное понятие парсонсовской теории общества – равновесие. Средство достижения равновесия – социализация индивидов и социальный контроль.
Все части общества взаимосвязаны. Так, структура современной семьи из сложной превратилась в нуклеарную, поскольку изменились функции семьи. В индустриальном обществе требуются мобильные, высококвалифицированные работники, для этого необходимо воспитание способностей подрастающего поколения. Задача такого воспитания ложится на семью, поэтому уменьшается ее численность. Кроме того, традиционные общества базировались на системах родства, а современные – на политических и религиозных организациях, бизнесе и школе. Часть семейных функций переходит к этим институтам.
Между требованиями различных подсистем имеются противоречия, но они не нарушают равновесия всей системы. Так, например, семья заинтересована в том, чтобы сформировать разностороннюю личность, а экономике нужны лишь специфические умения. Школа играет роль посредника в этом процессе, смягчая объективно существующее противоречие.
РОБЕРТ МЕРТОН
В теории Р. Мертон делает уклон именно на понятии «функция». Им изучаются функциональные особенности подсистем. Также Р. Мертон исследует явление дисфункции. Большое внимание он уделяет конфликтным ситуациям в рамках социальных систем. (Например, если плохо налажена поставка продуктов непременно появится контрабанда)
Мертон критиковал Парсонса за то, что с помощью унифицированной жесткой схемы социального равновесия все многообразие социальной реальности подгоняется под идеализированное теоретическое представление. Согласно Мертону, следует не постулировать функциональность всех социальных структур, а выявлять значение каждой из них для людей, чья деятельность организуется и регулируется структурами, и тип влияния этих структур на систему.
Мертон разделил функции на явные и латентные. Явная функция – это распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы. Латентная функция – это нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента. Например, явная, то есть очевидная для всех функция высшего образования – обеспечение молодежи знаниями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности. Латентными же функциями можно считать нахождение молодыми людьми брачных партнеров, близких по социальному положению, и формирование особого стиля жизни – предпочтений в одежде, в проведении свободного времени, манеры общаться и т. д.
Мертон также указал на то, что структурные элементы не всегда функциональны. Результатом существования структурного элемента может быть дисфункция – вредное воздействие на систему, нарушающее ее стабильность и нормальное воспроизводство. Люди часто расходятся во мнениях, когда речь идет о том, что полезно и что вредно. В этом смысле дисфункцией высшего образования следует считать нарушение интегрированности системы, создание конфликта между ее структурными элементами – функционированием военного ведомства, нуждающегося в солдатах, и функционированием гражданских предприятий и организаций, нуждающихся в квалифицированных специалистах. Введенное Мертоном представление о латентных функциях и дисфункциях позволило анализировать конфликты и изменения в системе.