Социологические идеи К. Маркса. Исторически ориентированный марксизм Э. Валлерстайна.

МАРКС:

Маркс разработал теорию материалистического понимания истории, основанную на принципе естественно-исторического развития общества. По Марксу, социальное развитие имеет единую трехчленную схему, второе звено которой является отрицанием первого, но само отрицается третьим. Так, исторически первичное бесклассовое общество сменяется классовым, внутренне противоречивым обществом, которое в свою очередь сменяется бесклассовым, но высокоразвитым коммунистическим, где будут сняты социальные противоречия. Двигателем социального развития является непрекращающаяся борьба между антагонистическими классами.

В рамках материалистического понимания истории Маркс создает типологию обществ, классифицируя их по общественно- экономическим формациям. Общественно-экономическая формация— это конкретно-исторический тип общества, главнейшей характеристикой которого является тип господствующих в нем производственных отношений.

Согласно взглядам Маркса, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия и слабости. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего. По Марксу, ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм — социализмом и, наконец, социализм — коммунизмом (высшей стадией развития общества).

Важным социокультурным следствием капиталистических отношений является отчуждение — утрата человеческого, культурного, личностного бытия перед лицом накопления капитала. Обезличивание касается как наемного работника — пролетария, от которого в труде отчуждается не только продукт, но и сама человеческая сущность, так и капиталиста, для которого все богатство и разнообразие культурной и общественной жизни сводится к погоне за прибылью.

Согласно Марксу, политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества — способ производства материальных благ и классовая структура — влияет на формирование всех социальных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается «система рычагов», необходимых для формирования в собственных интересах прочих аспектов институциональной жизни — надстройки. Маркс полагал, что, когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй — коммунизм.

ВАЛЛЕРСТАЙН:

Основоположник мир-системного анализа, представитель неомарксизма.

Описывая динамику происходящих социокультурных изменений, И. Валлерстайн утверждает, что наиболее интенсивно они проявляются на интернациональном уровне, а в рамках национальных государств эти трансформации не столь значительны.

На интернациональном уровне растет число культурных универсалий, общих для всего человечества, а на национальном - наблюдается разнообразие при сохранении традиционных основ.

Валлерстайн выделят локальные образования, но называет их мини-системы. Указывает на последующее объединении их в миры-империи (персидская, римская и т. д.), распад, образование новых мини-систем и мир-империй. Так продолжалось, по мнению Валлерстайна, до XVI века, после чего впервые за время человеческого развития в истории стала утверждаться единая мир-система. Согласно Валлерстайну, на рубеже XV–XVI вв., в эпоху великих географических открытий, в структуре мира произошли радикальные изменения. На смену совокупности замкнутых и самодостаточных цивилизаций, называемых автором «мир-империями», основой которых выступало политическое властвование, пришла основанная на торговле «капиталистическая мир-экономика», первоначально зародившаяся в рамках западной, европейской цивилизации. С тех пор капиталистическая мир-экономика выступает как «современная мир-система», или «миро-система модернити». В основу ее образования лег принцип международного разделения труда, определивший позднее трехуровневую внутреннюю стратификацию на ядро (центр), полупериферию и периферию. Ядро (развитые страны) аккумулирует основной капитал и средства производства, а периферия (развивающиеся страны) специализируется на добыче сырья и неквалифицированном труде. Такая расстановка сил упрочивает гегемонию центра и усугубляет зависимое положение периферийных стран в пределах этой мир-системы. И. Валлерстайн выделяет гегемона как непременное условие существования мира-системы.

Мир-система – это “общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем”, мир – системы основаны на экономике, политике, культуре.

Концепция мир-системы была разработана в 1970-гг. и представляет собой целостный междисциплинарный подход к изучению мировой культуры и развития общества. Его приверженцы рассматривают и изучают мир, представляемый как система.

Валлерстайн выделяет четыре тенденции, которые подорвали основы капиталистической миро-системы и тем самым обусловили кризис, в который вступила современная миро-система. Первой тенденцией является разрушение сельского уклада жизни. Второй тенденцией является экологический кризис. Третьей тенденцией является демократизация мира. Четвертой тенденцией, по мнению Валлерстайна, становится то, что государства постепенно утрачивают свою власть и то, что имеет место упадок традиционных антисистемных движений.

«Все миро-системы имеют геокультуры, как систему ценностей и основных правил, которые, сознательно и бессознательно, управляют поощрениями наказаниями в обществе и создают систему иллюзий, которые должны убеждать членов общества в его легитимности». Валлерстайн указывает, что в любой миро-системе всегда есть люди, которые не принимают ценности геокультуры, но геокультура существует при условии принятия этих ценностей большинством.

Мир-системы не вечны, на смену этой придет другая. Капиталистическая подходит к концу, в середине – конце 21в., первый вариант, появится другой гегемон, который начнет догонять США, или второй вариант полностью произойдет разрушение систем

Социология Макса Вебера.

Макс Вебер считал, что нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил методом «понимания». Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. Вебер считает, что социологи должны исследовать индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия.

Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия.

Идеальный тип -это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных социальных характеристик, теоретическая схема, это исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности.

Идеальный тип должен соответствовать требованиям формальной логики. Задача социологии заключается в выработке таких идеальных типов: социальное действие, власть, государство, народ, справедливость и другие. Социальная действительность оценивается этими идеальными типами и тем самым познается. В частности, Вебер полагал, что «общественно-экономическая формация» Маркса представляет собой не конкретное общество, а идеальный тип.

Предметом социологии Вебер считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий:

1) целе-рациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели),

2) ценностно-рациональное (побуждается какой-либо ценностью),

3) традиционное (ориентировано на обычай),

4) аффективное (под влиянием чувств).

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий:

· в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);

· в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);

· в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства политической власти. Есливласть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством.

Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его соответствие законности и вере подчиненного, что это распоряжение действительно соответствует законности.

Вебер выделяет три типа легитимности:

· легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);

· харизматический, при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать

· традиционный, при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

Наши рекомендации