Этническая идеология и этнические ценности

Этническая идеология – совокупность идей, теорий, взглядов и представлений об интересах данной этнической общности. В данном учебнике термин "этнические интересы" используется в строго ограниченном смысле – как интересы, связанные с самосохранением этноса для истории, самобытной материальной и духовной культуры.

Этническая идеология, по нашему мнению[354], располагает всеми чертами всякой другой идеологии. Сопоставим этническую идеологию с пролетарской идеологией: а) любая идеология возникает с историческими потребностями. Пролетарская идеология потребовалась в период общественных преобразований, когда старая идеология не могла обслуживать новые порядки. Этническая идеология была востребована этносом в период реформации общества и с началом этнического возрождения. Различия между ними в том, что первая была приложена "без примерки" к России, а вторая перестраивалась и перекраивалась в непосредственном процессе возрождения этнических ценностей и имеет резервы для дальнейшей модернизации; б) любая идеология создается определенными общественно-политическими силами либо непосредственно, либо по их социальному заказу. Создатели идеологических концепций являются представителями интеллектуального слоя общества. Этническая идеология также разрабатывается определенными группами этноса, осознающими лучше других страт его этноспецифические интересы, потребности (главным образом, этнической элитой); в) любая идеология служит легитимизации тех или иных общественных преобразований.

Марксистско-ленинская концепция пролетарской идеологии была основанием необходимости коммунистических преобразований и предназначалась для защиты интересов пролетариата, предусматривавшегося в качестве главного субъекта преобразований, а позднее была приспособлена к интересам партийно-государственной номенклатуры. Этническая идеология была востребована для обоснования необходимости этнического и национального возрождения; г) в любой идеологии главным орудием осуществления политического участия, разделения или монополизирования политической власти рассматривается государственность. Согласно пролетарской идеологии, таким инструментом выступало государство диктатуры пролетариата.

В этнической идеологии гарантом утверждения этнических ценностей признается этногосударственность; д) ни одна идеология не может полностью выражать и защищать интересы всего общества уже в силу того, что она декларирует преимущественность интересов определенных общественных классов, страт. По этой причине в ней изначально запрограммирована неизбежная социальная поляризация. Пролетарская идеология утверждает приоритетность интересов пролетариата, легитимность подавления интересов меньшинства и уже в силу этого заведомо не может стать фактором классовой поляризации общества. Этническая идеология, защищая специфические интересы конкретного этноса, неизбежно становится фактором этнической поляризации; е) любая идеология уязвима для опасности насаждения идейных заблуждений ее создателей или субъектов ее распространения, внедрения идей, не соответствующих реальной действительности, но принимаемых за истинные. Такой гарантией не располагала и пролетарская идеология. Нет ее и у этнической идеологии; ж) ни в одной идеологии преподносимые идеи, ценности, идеалы не могут служить реальному утверждению социального равенства и справедливости для всех без исключения граждан общества. Пролетарская идеология декларирует принципы социальной справедливости и равенства, но реализация их в общественной практике неизбежно оборачивается неравенством и несправедливостью для отдельной части общества (какие-то материальные и духовные ценности, привилегии предполагалось отнимать у одних слоев и передавать другим слоям общества). Этническая идеология также противоречива по части распределения общественных благ (критерии определения государственного языка, гражданства, цензов оседлости, регулирования миграции, решения территориальных и пограничных споров, формирование кадров с учетом этнического фактора и т.д. могут быть восприняты нетитульным населением как проявление социальной несправедливости и неравенства).

Этническая идеология рассматривает этнические ценности в качестве приоритетных: ею отстаиваются идеи этногосударственности, сохранения и развития этноязыка и самобытной культуры (этнофольклора, этнорелигиозных традиций, обычаев, праздников, этнорелигиозной морали, этнопедагогики, этнической литературы и искусства, этнической материальной культуры, этнополитических традиций общественной жизни), бережного отношения к этнической истории, этнопатриотизма.

Процесс возвращения этнических ценностей в общественную жизнь в новых независимых государствах в литературе и лексиконе политических и общественных деятелей был обозначен терминами "национальное возрождение", "этническое возрождение", "этнический ренессанс". Однако не были определены критерии того, какой историко-хронологический период жизни каждого народа, его социально-экономического, политического и духовного расцвета, развития нации-государства может быть рассмотрен в качестве эталона этнического ренессанса (возрождение России времен Петра I или Российской империи накануне октябрьской (1917 г.) революции? Возрождение русского языка, русской культуры пушкинского или другого, более раннего периода? Подобные вопросы остаются открытыми и по отношению к любому другому народу и его культуре). С учетом вышесказанного нами отдается предпочтение термину "возрождение этнических ценностей".

Реанимация идей этногосударственности в современной этнической идеологии объясняется следующими факторами:

- прежний негативный опыт ранжирования народов на нации, народности, национальные группы и на народы союзных, автономных республик, других автономных образований;

- открывшиеся вследствие спонтанного распада СССР перспективы для суверенизации и сепаратизации республик;

- эксплуатация в официальной идеологии на протяжении 70 лет идеи национально-государственного устройства СССР;

- нерешенность многих острых этносоциальных проблем в молодых независимых государствах;

- рассмотрение этногосударственности в идеологиях этнополитических движений как главного инструмента сохранения этносов, их языков и самобытной культуры.

В России и других новых независимых государствах к настоящему времени можно считать с формированной новую концепцию этнополитики, в которой придается важное значение задачам совершенствования полиэтничного государства, поискам гибких форм межэтнического и межнационального взаимодействия народов и наций-государств в общем геополитическом пространстве, разработке государственных программ социокультурного развития народов с учетом региональной этнодемографической специфики.

Формирование и реализация идеи придания статуса государственного этноязыку титульного народа в новых независимых государствах стали следствием того, что, во-первых, в мировой практике имеются прецеденты возведения отдельных этноязыков в ранг государственных; во-вторых, вытеснение этноязыков в течение длительного времени из общественно-политической жизни советского общества привело очередные поколения к ослаблению идентификации со своим народом и размыванию этнического самосознания; в-третьих, прежнее неравенство в статусе этноязыков вызвало диспропорции в социальной стратификации этносов, ограничение возможностей воспроизводства духовной этнокультуры; в-четвертых, в идеологиях этнополитических движений придание языку титульного народа статуса государственного рассматривалась как гарантия от исчезновения своего народа в перспективе и отмирания его самобытной культуры.

Этноязык в период распада СССР рассматривался и как вопрос о языке власти. В новых независимых государствах произошло перепрофилирование языковых привилегий с русского на другой язык; этот процесс был противоречивым и конфликтогенным.

Возрождение религиозного сознания – неразрывная часть возвращения этнических ценностей.

Восстановление интереса и уважения к историческому прошлому народа, обращение к этнической истории, переоценка отдельных исторических фактов и событий занимает важное место в процессе возрождения этнических ценностей. Пока исторические события не будут должным образом оценены с учетом разных исторических памятей, не утвердятся в достоверной интерпретации, сохранится и почва для психологического разобщения народов, особенно полиэтничной России. В новых независимых государствах, полиэтнически менее мозаичных, эти проблемы стали ускоренно решаться, но не обошлось без идеализации событий, ранее преподносившихся как негативных, так как у каждого народа имеются "свои" собственные счета к традиционной интерпретации истории России и "свой" исторический сюжет.

Возрождение этнических ценностей – не вечный процесс. В этом процессе, исходя из постсоветской общественной практики 1990-2000- гг. в новых независимых государствах, в том числе и в России, можно условно обозначить несколько закономерных этапов: 1) качественные изменения в общественной психологии, рост этнического самосознания, актуализация этнических ценностей; политизация этнических и этнизация политических проблем полиэтничного общества, активизация этнополитических движений, формирование концепции возрождения этнических ценностей; 2) бурный скачкообразный рост этнокультуры, возвращение этноязыку утраченных функций обслуживания общественно-политической жизни; насыщение общества этническими ценностями; постепенная деэтнизация политических и деполитизация этнических проблем; 3) достижение качественно нового уровня прогресса в экономической, политической и социокультурной сферах полиэтничного государства; деактуализация этнических ценностей ввиду удовлетворенности существенных этноспецифических интересов; длительный процесс относительно спокойного развития этносов, постепенное нарастание новых этнических проблем взамен разрешенных; 4) новый виток в развитии этносов, начало нового процесса возрождения этнических ценностей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. В чем выражается специфика социологии этноса в сравнении с иными научными дисциплинами, изучающими этнические общности?

2. Раскройте различия между уровнями этнической иерархии: метаэтносом, этносом, субэтносом, а также этноконфессиональной и этнографической группой, родом, племенем и общиной. Какие этнические общности Вы знаете? Являются ли этносом крымские татары? А сибирские?

3. Рассмотрите различия между факторами образования и признаками этноса. Являются ли общности территории и языка непременными атрибутами этноса? Носят ли обязательные признаки этноса материальный или духовный характер? Если эстонец с детства воспитывался в туркменской среде и ощущает себя туркменом, то как определить его этническую принадлежность?

4. Насколько научны деления людей на коренных и некоренных жителей, на лиц титульной и нетитульной национальности, а этносов на государствообразующих и негосударствообразующих? Обоснуйте свой ответ.

5. Как трактует этническую иерархию и эволюцию концепция Гумилева? Что такое для него этническая система, этнический субстрат, консорция, конвиксия, субэтнос, этнос, суперэтнос, стереотип поведения, мироощущение, историческая судьба и комплиментарность?

6. Какие виды метаэтносов Вы знаете? Как соотносятся понятия "этнос" и "нация"? Почему в СССР они отождествлялись и к каким последствиям это привело? Почему в мировой социологии и юриспруденции они разводятся?

7. Раскройте систематизацию этнических контактов, пассионарности и ее уровней, динамического и персистентного состояния этноса, фаз жизненного цикла этноса по концепции Гумилева.

8. Рассмотрите типологию этнических процессов, основных видов эволюционного (сближения) и трансформационного (соединения) объединения этносов, эволюционного (разъединения) и трансформационного (дезинтеграции) их разделения, принятых в мире принципов этнонациональной политики и, в частности, способов решения этнонационального вопроса. К чему приводит этногосударственность в полиэтническом обществе, в частности, в Советской России, СССР и современной России?

9. Раскройте суть и разновидности этнической и полиэтнической парадигмы, этнических, суперэтнических, панэтнических, расовых и универсалистских теорий. Почему мировая наука и практика построены на приоритете личности над этносом?

10. Раскройте основные типы, уровни, формы и компоненты этнической культуры. Какие черты этнического менталитета татар и русских отличают их от иных этнических общностей бывшего СССР?

11. Почему большинство стран мира предпочитает культурную автономию этноса территориальной и тем более – государственной?

12. Что такое языковая политика? Раскройте функциональную типологию языков, их деление на этнические, языки-посредники, официальные и государственные. Для чего нужны законы о языках, какие позиции по данному вопросу в РТ Вы знаете?

13. Какие виды патриотизма Вы знаете?

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социология этноса. Этнос, метаэтнос, субэтнос, народ. Факторы образования и признаки этноса. Комплиментарность. Этнический ареал, анклав, эксклав, этникос, «национальность» компактное и дисперсное расселение народов, диаспора, "титульное население". Этническое самосознание, название этноса (этноним) и самоназвание этноса (эндоэтноним), этническая эндогамия. Психический склад этноса, этнический характер, этнический темперамент. Этническая культура, этноязык, билингвы (двуязычные). Этногенез, глоттогенез, культурогенез. Этнократизм. Этнонационализм. Нация. Этнические процессы. Сосуществование этносов, ассимиляция, метисация, слияние этносов. Пассионарный толчок, пассионарный подъем. Интеграция, консолидация, аккультурация, интернационализация, пограничные и проникающие этнические контакты, конкуренция, аккомодация. Межэтническая миксация, этническая адаптация.

Этническое разделение, этническая дивергенция. Этнонациональная дифференциация, сегрегация, резервация, гетто, апартеид. Дезинтеграция этносов, сепаратизм, балканизация. Этническая и полиэтническая парадигмы. Этнонационализм, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, нацизм, расизм, раса, расово-антропологическая школа. Метаэтнические и универсалистские теории, этнонигилизм, космополитизм, интернационализм и экуменизм, панэтнические теории. Общегражданский патриотизм. Культурная автономия этноса. Этноязык, язык-посредник, официальный и государственный язык, Законы о языках.

Этническое общественное сознание и самосознание, персонифицированное этническое самосознание. Индикаторы измерения уровня зрелости индивидуального этнического самосознания. Этнорелигиозная культура. Этнопатриотизм, гражданский, политический, территориальный патриотизм. Этническая идеология, этногосударственность, этнические ценности.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. Второе изд, перераб. и доп.– М.: Экономика, 2004. – 620 с.

2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1997. – 420 с.

3. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М., 2001.

4. Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

5. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / Пер. с англ. В.В. Воронина, Е.В. Зиньковского; Ред. Г.В. Осипов. – М., 1972.

6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с франц. Г.И. Семенова. – М.: Текст, 1993. – 303 с.

7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Универс, 1993.- 607 с.

8. Беляев В.А. Отечественная интеллигенция как объект и субъект политики. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. - 436 с.

9. Беляев В.А. Отечественная интеллигенция и ее роль в политике. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – 236 с.

10. Бергер П., Лукман Т. Конструирование социальной реальности. – М.: Медиум, 1995. – 323 с.

11. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. – М., 1996.

12. Бурдье П. Начала. – М.: Socio-Logos, 1994. – 288 с.

13. Бурдье П. Социология политики. – М.: Socio-Logos, 1993. – 336 с.

14. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. – 805 с.

15. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984. – 367 с.

16. Гидденс Э. Социология. – М.: ЭДИТОРИАЛ УРРС, 1999. – 704 с.

17. Гоббс Т. Избранные произведения в двух томах. – М., 1964.

18. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. - 1992. - №1. - С.50-57.

19. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М.: Экопрос, 1992. - 335 с.

20. Дарендорф Р.Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы. - М., 2002.

21. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь / Пер. с англ. – М.: Вече. Аст, 2001. – В 2-х тт.

22. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. –М.: ИНФРА-М, 2000.

23. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. – М.: ИНФРА-М, 2001. –Т.1.

24. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.

25. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: Канон, 1996. – 431 с.

26. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологические этюды. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

27. Дюркгейм Э.Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. - М., 1995.

28. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. – М.: Канон+, 1998. – – С. 174-231.

29. Емекеев А.А. Мотивы и стимулы профессиональной деятельности на промышленном производстве. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. – 320 с.

30. Емекеев А.А. Социология труда: Учебное пособие. Рекомендовано УМО по образованию в области национальной экономики и экономики труда для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Экономика; Экономика труда. – Казань: АЛНИ, 2004. – 95 с.

31. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. – М.: Дело, 2004. – 400 с.

32. Зиммель Г. Как возможно общество? // Теоретическая социология. Антология. В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Кн.дом Университет, 2002. - Ч.1. – С. 314-334.

33. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. / Г. Зиммель. - М., 1996.

34. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994.

35. Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социол. исслед. – 1999. - № 8. – С. 132-139.

36. Исламшина Т. Г. Этнические ценности полиэтничного общества (Социологический очерк). – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 1996. – 347 с.

37. Исламшина Т.Г., Беляев В.А., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. и др. Социология: Учебное пособие. Допущено Советом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию к изданию в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 0203300-социология. – Казань: Чишмя, 2004. – 290 с.

38. Исламшина Т.Г., Хайруллина Н.Г., Хамзина Г.Р., Иванова Э.А. и др. Региональные особенности демографических и этносоциальных процессов. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 160 с.

39. История социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков и др. – Минск: Высшая школа, 1997.

40. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. – Ростов-на-Дону, 1996. – 408 с.

41. Качественные и безанкетные количественные методы исследования социальных проблем: Коллективная монография / Под ред. докт. социол. наук, проф. Т.Г. Исламшиной, канд. социол. наук, доц. О.А. Максимовой. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2012. – 239 с.

42. Козер Л. Функции социального конфликта. - М., 2000.

43. Контексты современности. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия; пер. с англ. – Казань, 1995.

44. Контексты современности - 2 / Хрестоматия; пер. с англ., ит. – Казань, 1998.

45. Контексты современности. - II / Хрестоматия; пер. с англ., ит. – Казань, 2001.

46. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов / 2-е изд. – М., 2004. - 736 с.

47. Кули Ч Х.Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. - М., 2000.

48. Кули Ч. Первичные группы //Американская социологическая мысль: Тексты / Пер. с англ. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994. – С. 330-334.

49. Кули Ч.Социальная самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994.

50. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975. – 288 с.

51. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А.Шматко. – СПб.: Алетейя, 1998.

52. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социол.исслед. – 1998. - № 4.

53. Луман Н.Что происходит? И что за этим кроется? // Теоретическая социология. Антология. Ч.2. - М., 2002.

54. Максимова О.А. Социальные проблемы молодежи. – Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2002. – 65 с.

55. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. – М., 2000.

56. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994. – 700 с.

57. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. - 1992. - №4.

58. Мид Дж.Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994.

59. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – 429 с.

60. Миллс Ч.Социологическое воображение. - М., 1998.

61. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. Пер. со швед. – М.: Весь Мир, 1994. – 96 с.

62. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – М.:НОТА БЕНЕ, 1992. – 445 с.

63. Парк Р. Экология человека // Теоретическая социология. Антология – В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Кн.дом Университет, 2002. – Ч.1.

64. Парк Р.Э.Конкуренция и конфликт // Вопросы социологии. - 1994. – Вып.5.

65. Парсонс Т. О социальных системах. – М.: Академический Проект, 2002. – 832 с.

66. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, 2002. – 880 с.

67. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.

68. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2001.- 1040 с.

69. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. - М., 1996.

70. Рейсс-мл. Э.Дж. Некоторые социологические проблемы американских сообщностей // Американская социология. Проблемы и перспективы. – М.: Прогресс, 1972. – С.106-111.

71. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - М.; СПб., 2002.

72. Российское общество 2000-х годов: Теоретико-методологические подходы к исследованию. Сборник научных статей / науч. ред. Т.Г. Исламшина, отв. ред. О.А. Максимова. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2010. – 415 с.

73. Россия: трансформирующееся общество / Отв. ред. В.А. Ядов. – М.: ИС РАН, 2001.

74. Самнер У. Обычаи и нравы // Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия длястудентов вузов – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – С.154-166.

75. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

76. Современная американская социология / Под. ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 296 с.

77. Современная западная социология. Словарь / Под ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Прогресс,1990. – 432 с.

78. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с.

79. Социология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. – Казань: Изд-во КГУ, 2001. - 340 с.

80. Социология: Хрестоматия. – М.: Соц.-полит.журн., 1993. – 256 с.

81. Спенсер Г. Основания социологии. – СПб., 1877.

82. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2002. – 452 с.

83. Теоретическая социология: Антология. В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. под ред. С.П. Баньковской.– М., 2002. Ч.1. - 424 с; Ч.2. – 432 с.

84. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. – М., 2001.

85. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. – М., 1998.

86. Филиппов А.Ф. Социология пространства как теоретическая альтернатива // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001.

87. Фрейд З. Избранное. – М.: Московский рабочий, 1990. - Кн.1-2.

88. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1997.

89. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2007. – 588 с.

90. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. – М., 2003.

91. Хамзина Г.Р. Структурные социальные изменения в центре и на периферии постсоветского российского общества. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 416 с.

92. Хамзина Г.Р. Контексты изменений постсоветского российского общества. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. – 244 с.

93. Хамзина Г.Р. Поселенческий фактор социальных изменений: Теоретико-методологический анализ. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – 228 с.

94. Хоманс Дж. К. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль. - М., 1994.

95. Шелл Дж. Среда и общество или «инвайронментальная социология»? // Социол. исслед. – 1992. - № 7.

96. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер.с англ. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 415 с.

97. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. – М.: Фонд «Общественное мнение», 2003. – 336 с.

98. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1969.

99. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

100. Этнологический словарь. Вып.1. Этнос. Нация. Общество. – М.: ВИТТАН, 1996. – 201 с.

101. Ядов В.А. Все же умом Россию понять можно // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001.

102. Яницкий О.Н. Россия как общество риска: контуры теории // Россия: трансформирующееся общество. – М., 2001.

103. Eisenstadt S. N. From Generation To Generation. Age Groups And Social Structure. – London, 1964.

104. Mead M. Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap. – N.Y., 1970.

105. Hornby A.S. Oxford Student's Dictionary of Current English. - Oxford: Oxford University Press, 1984.

106. Toynbee A. Sorokin`s philosophy of history // Pitirim A.Sorokin in Review. – Durham NC: Duke University Press, 1963.

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИОЛОГИЯ»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов дисциплин и тем Лекции (час)
Тема 1. Социология как наука
Тема 2. Структура и функции социологии
Тема 3. Генезис и историческая эволюция социологии
Тема 4. Метасоциология. Основные направления и ориентации в социологии
Тема 5. Основные вопросы социологии
Тема 6. Мегасоциология. Общество и иные социальные системы
Тема 7. Макросоциология. Социальная стратификация
Тема 8. Этносоциология
Тема 9. Социология религии
Тема 10. Социология города и села
Тема 11. Особенности идентификационных практик в российском обществе
Тема 12. Поколенческий анализ общества и социология молодежи
Тема 13. Социология девиантности, делинквентности и преступных сообществ
Тема 14. Социология труда
Тема 15. Микросоциология. Социология семьи и брака
Тема 16. Эмпирическая социология
Форма контроля: экзамен  
Итого

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет социологии.

Роль социологии в современном мире. Значение изучения предмета “Социология”. Объект и предмет социологии. Социальные субъекты. Социальный статус. Социальные различия. Подходы к определению предмета социологии. Методы социологии. Общие для всех наук методы причинного объяснения, построения теорий, обобщения фактов, выработки гипотез и их проверки эмпирией (включая наблюдение, эксперимент, технологии квантификации (исчисления) переменных, использование техники измерения, математических и статистических методов и компьютеров для обработки результатов, и присущие лишь гуманитарным наукам методы (понимания и идиографии, герменевтики и феноменологии, качественного и лингвистического анализа).Место социологии в системе наук. Социобиология, социогеография, социальная антропология, социальная психология, социальная экология.

Наши рекомендации