Формы поселенческой общности и их эволюция
Социология города, в отличие от демографии, изучает не природные (экологические и биологические), а социальныеотличия городского и сельского населения, социальные проблемы проживания в городах, социальные аспекты урбанизации. Рассмотрим эти проблемы.
Люди, как правило, имеют определенные места жительства,т.е. долго живут в одном месте в построенных жилищах.
Согласно Н.Смелзеру[245], поселенческую общность можно определить как совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют многие виды деятельности для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей (в территориальных границах своего места жительства).
Классификацию поселенческих общностей проводят по таким основаниям, как размер территории, зависимость от других общностей, возраст членов общности, состав ее населения и образ жизни. Социологи акцентируют противоположность традиционных и современных общностей.
Однако наиболее распространено деление поселенческих общностей (или населенных пунктов) на сельские и городские поселения (в РФ это города и поселки городского типа). Городское население РТ составляет 73,8% всего населения), а сельское – 26,2% всего населения РТ[246]. В литературе и общественной практике применяются следующие основные критерии различения городов (табл.10):
Таблица 10
Типология поселенческих общностей
ВИД ОБЩНОСТИ | КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ | ||
В странах Запада | В РФ | ||
Людность (обычно свыше 2-5 тыс. чел.) | Типичная людность | Функции (не сельскохозяйственные) | |
Город | + | с 2-5 тыс. | + |
Поселок | Поселков нет | 2-3 тыс. | + |
Деревня | - | до 1-5 тыс. | - |
Город – населенный пункт, достигший определенной людности (обычно не менее 2-5 тыс. жителей). В СССР к этому добавлялся и функциональный критерий: "и выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции", т.е. не сельскохозяйственные. В нашей стране различаются города-субъекты РФ (Москва и Петербург), города республиканского (областного, краевого) и районного подчинения. В РТ 11 городов республиканского (РТ) подчинения, включая столицу РТ Казань, и 9 городов районного подчинения.
Функциональная типология выделяет города:
1) полифункциональные, универсальные (например: Москва, Казань);
2) моноотраслевые, имеющие одно градообразующее предприятие. Это, во-первых, города, выросшие при промышленном предприятии определенной отрасли;
3) города – досуговые центры: курорты, "спортивные деревни", экскурсионные, туристические и историко-мемориальные центры, центры развлечений;
4) города - культурные центры (российские научные городки - Академгородок, Звездный городок; религиозные центры - Мекка, Медина; центры искусства – Голливуд);
5) центры различных международных политико-административных организаций (Нью-Йорк, Страсбург и т.п.).
Поселки городского типа могут быть: а) рабочие (при крупных предприятиях), имеющие не менее 3 тыс. жителей, б) курортные (свыше 2 тыс.), в) дачные (места летнего отдыха горожан, в которых не более 25% взрослого населения постоянно занято сельским хозяйством). В РТ из 21 поселка городского типа 7 являются районными центрами[247].
Негородские поселения в современном русском языке объединяются словом деревни. Раньше к ним относились 3 вида поселений:
а) село – устаревшее название крупного крестьянского поселения с церковью или помещичьей усадьбой; в Киевской Руси – загородное княжеское имение (у украинцев и белорусов – вообще селение);
б) деревня (другие синонимы соответственно географическому положению и традиционному самоназванию - станица, аул, кишлак и др.) – небольшое сельское поселение;
в) выселки (починки, хутора, заимки) – устаревшее название более мелкого сельского поселения.
В поздние советские времена небольшие деревни определялись как неперспективные и обрекались на безлюдность. В РТ за 1970-1990 гг. исчезло более 700 деревень или каждая пятая деревня. Вместе с тем 17 сел РТ являются райцентрами. Это, как правило, крупнейшие и крупные деревни[248].
В настоящее время деревни подразделяются по числу жителей на такие категории, как: крупнейшие (т.е. с населением более 5 тыс. жителей – таких в РТ 6), крупные (с 1-3 тыс. жителей), "основные поселения" (деревни с 200-1000 жителями), малые (деревни, где проживает менее 200 жителей), мельчайшие – до 10 жителей. В 52 из 3170 населенных пунктов РТ жителей нет вовсе. В республике растет число лишь крупнейших и мельчайших деревень.
Первые города в мире возникли 5-6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра, Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ (где имелись условия для торговли, контактов и обмена идеями с другими народами). Многие из современных крупных городов возникли как порты. Наибольшего расцвета древние города достигли в Римской империи от Британии до Ирака. Лишь в X веке эти города возрождаются. Современная урбанизация связана с индустриализацией, стимулирующей миграцию в города сельчан в поисках высоких заработков.
Урбанизация – это рост доли населения страны, проживающей в городах. Урбанизация индустриализирующихся западных обществ в XIX веке была очень быстрой: например, в Великобритании за этот век доля горожан поднялась с 24 до 77%. В США на Севере урбанизация интенсивно происходила в 1850-1900 гг., а на Юге она началась с 1900 г. В России урбанизация интенсифицировалась в период после отмены крепостного права (1861-1913 гг.), в годы войн и разрухи (1914-1925 гг.), в период ускоренной модернизации (индустриализации, насильственной коллективизации и "культурной революции") 1925-30 гг. и в годы хрущевской "оттепели" с середины 50-х гг. – после возврата колхозникам паспортов и во время "строек века" (типа КамАЗа, "Нижнекамскнефтехим"). Но и в дальнейшем урбанизация не останавливается. Татарстан по темпам убыли сельского населения занимает 2-е место в России: за 1979-89 гг. оно уменьшилось на 22%. Зато Челны и Нижнекамск увеличили людность на 66 и 42% соответственно (тогда как Казань и Альметьевск – лишь на 10 и 18%)[249]. В начале 2000-х годов население Зеленодольска превысило 100 тыс. человек.
Обычно на Западе урбанизация следовала S-образной кривой: медленно начинаясь, быстро расширялась, затем замедляясь или даже идя вспять из-за развития пригородов. Рост доли горожан во многом проходит за счет миграции из сельской местности, в т.ч. (например, в Мехико, Лагос, Бомбей) из-за нищеты и социальных тягот. Урбанизация неоднозначно влияет на рост экономики, поскольку она снижает стоимость предоставляемых услуг, таких как здравоохранение и образование, одновременно увеличивая стоимость труда.
Для XX века характерно разрастание города, когда он вбирает граничащие с ним поселенческие общности.
Наряду с господствующей урбанизацией, встречается и обратная тенденция к рурализации – обезлюживанию отдельных городов и потере ими городских функций. Такой реверс возможен в следующих основных формах: рурализации поселений (т.е. их возврата к статусу деревни), рурализации образа жизни горожан (их возвращению к функциям и стилю жизни сельских жителей, исчезновения отдельных поселений.
Теории урбанизации подразделяются на два класса:
- теории, изучающие соотношение образов жизни в городе и на селе (теории идеальных типов, континуума);
- теории, анализирующие материальные и духовные факторы, воздействующие на расселение и развитие города.
В теориях первого класса либо противопоставляются образ жизни в городе и деревне (Ф.Теннис и др.), либо признаются существенные различия между отдельными городами и несущественные различия - между городом и деревней (такова теория континуума).
Многие социологи XIX века использовали явно или неявно понятие общины (community), противопоставляядоиндустриальное и индустриальное, или сельское и городское общества. Так, Ф.Теннис в работе «Общность и общество»[250] трактовал общину как особый вид общества, преимущественно сельского, объединяемого родством и чувством принадлежности и замкнутого (таковы понятия Gemeinschaft, обозначающее крестьянскую общину, и Gessellschaft, относящееся к индустриально-городскому обществу).
Общества сильно различаются между собой и в чистом виде не встречается ни община, ни общество: город сохраняет отдельные черты общины. Поэтому данная дихотомия выстроена методом идеальной типизации.
Существуют и иные теории, противопоставляющие образ жизни деревни и города. Так, Г.Зиммель считал главной характеристикой городской жизни анонимность[251]. Чикагская и британская школы социологии основывались на том допущении, что общины характеризуются значительной замкнутостью и, вследствие этого, обладают некоторым духом общины. Объяснение городского образа жизни было основано на принципах городской экологии, заключающихся в том, что силы конкуренции в ограниченной среде создают ряд природных территорий, каждая из которых населена различными социальными группировками. Эти территории и группировки стали предметом детального изучения: исследовались хобо (странствующие рабочие), район притонов, негритянская семья, еврейское гетто и др.
Л. Вирт в статье «Урбанизм как образ жизни» (1938) так характеризовал образ жизни, свойственный исключительно городам: города имеют целый ряд черт, включающий в себя потерю первичных взаимоотношений, более слабый социальный контроль, большее разделение труда, большее значение средств массовой информации и присущую горожанам привычку относиться друг к другу "инструментально", утилитаристски. Эти черты порождены тремя основными факторами – численностью, плотностью и разнородностью населения. Вирт был верен принципам городской экологии, полагая, что фундаментальные черты городской окружающей среды порождают целый спектр городского социального поведения[252].
Как уже отмечалось, Ч. Кули в работе «Первичные группы»[253] классифицировал социальные группы на первичные и вторичные. Первичные – это небольшие группы, определяемые непосредственным взаимодействием индивидов. Они имеют свои собственные нормы поведения и характеризуются солидарностью. К этой категории можно отнести сельские сообщества. Вторичные более многочисленны, и каждый член этих групп не взаимодействует напрямую с каждым другим членом. К таким группам относятся города.
В дальнейшем стало ясно, что общества не могут четко разделяться на сельские или городские, и социологи предложили вместо этого теории второй группы –сельско-городского континуума (rural-urban continuum), вдоль которого поселения могут располагаться по соотношению черт городского и сельского образа жизни. Однако нет единства взглядов относительно того, какие характеристики дифференцируют поселения при расположении вдоль континуума, за исключением подчеркивания значимости родства, дружбы и замкнутости. Р. Редфилд в 1930-е гг., например, сконструировал континуум от небольших деревень (или народных обществ) до крупных городов; «городскому» при этом соответствовало более светское, более индивидуалистичное, большая степень разделения труда и последующая социальная и культурная дезорганизация[254]. Р. Франкенберг в 1960-е гг. проводил различие между «сельским» и «городским» посредством понятий роли и сети[255]. В городских районах существует гораздо большая дифференциация ролей, а сеть социальных отношений является менее плотной. Большинство современных социологов считает, что различия в образе жизни, действительно существующие между общинами или социальными группами, порождаются большей частью такими факторами, как социальный класс, а не географическим расположением.