Обоснование обследуемой совокупности
Объектом данного социологического исследования является молодежь г. Нижний Новгород. Без сомнения, мы не можем исследовать всю генеральную совокупность, так как это требует больших финансовых затрат и времени. Именно поэтому был использован выборочный метод исследования.
Выборочный метод исследования предполагает, что опрашиваются или наблюдаются не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (генеральная совокупность), а только часть (выборочная совокупность). Выборочная совокупность – ограниченное правилами выборки число единиц наблюдения, отбираемых из генеральной совокупности, призванное в качестве своеобразной микромодели воспроизводить структуру генеральной совокупности. Структура выборочной совокупности в основном должна совпадать со структурой генеральной совокупности. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. она должна отражать наиболее значимые характеристики генеральной совокупности.
Выделяют две основных группы выборочных методов. Вероятностная выборка – это такие методы расчета выборочной совокупности, для которых каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает популяцию, из которой она спроектирована. Невероятностная (или неслучайная) выборка – это такие способы отбора единиц, при которых мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента попасть в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не всегда дает возможность рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка.
Выделяют следующие методы невероятностной выборки: квотная выборка, гнездовая выборка, стихийные выборки и выборка снежного кома.
В нашем случае опрос проводился по квотной выборке.
Методы сбора первичной социологической информации
В данном исследовании в качестве метода сбора первичной информации был выбран один из самых распространенных методов - опрос.
Опрос – это метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение к некоторой совокупности людей, определяемой с помощью выборки, с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на эмпирическом уровне.
К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим.
Опрос обладает рядом преимуществ.
□ он экономичен – и в смысле затраты средств, и в отношении времени сбора первичной информации - если проводится на хорошо и грамотно спланированной выборке;
□ широта охвата самых разнообразных проблем социальной жизнедеятельности;
□ возможность использования современных потенциалов стандартизации вопросов анкеты.
Инструментарий опроса
Инструментарием для опроса является совокупность рабочих документов, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации в соответствии с разработанными в рабочей программе требованиями.
В нашем исследовании мы использовали для опроса анкету.
Основной инструмент, используемый в опросе, – это вопросник. Вопросник представляет собою формализованный набор вопросов, предназначенный для получения информации от респондентов.
Формы вопросов:
Закрытый вопрос – вопрос, сопровождаемый всеми доступными ответами и заключающийся в выборе одного или нескольких предлагаемых ответов. На данные вопросы респондент отвечает, выбирая из предложенных вариантов.
Открытый вопрос – вопрос, ответ на который не ограничивается выбором уже предлагаемых вариантов ответов и позволяет формулировать ответ по усмотрению информатора. Здесь респондент высказывает свое мнение, не ограниваясь заложенными рамками.
Основной эмпирической базой исследования является опрос (анкетирование), организованный и проведенный в апреле 2017 года в г. Нижний Новгород. В опросе приняли участие 551 человек. В анкете (приложение 4) были представлены вопросы, которые затрагивали различные составляющие гражданской позиции.
Блок-схема обработки данных
Блок-схема обработки данных – это краткое описание алгоритма действий исследователя в процессе математической и логической обработки полученной базы данных, некий «маршрут» процедуры обработки данных.
В данном исследовании мы произвели обработку данных на компьютере с помощью пакета SPSS. Программа SPSS – это статистический пакет для социальных наук.
Вопросы анкеты были представлены в базе данных как переменные, исходя из этого и была составлена блок-схема анализа данных, в которой указаны только центральные гипотезы, поскольку те переменные на основе которых строились вспомогательные гипотезы, уже видны из переменных.
Для первой рабочей гипотезы «Гражданская позиция молодежи характеризуется:
□ соблюдением закона,
□ высокой социальной активностью независимо от возраста и гендера,
□ сильной самоидентификацией себя как гражданина своей страны, любящего Отечество, но при этом приверженного социальному инфантилизму,
□ доминированием личных ценностей над общественными,
□ заинтересованностью в событиях, происходящих в мире,
□ и беспокойством о таких проблемах, как безработица и коррумпированность власти».
Для каждого аспекта данной гипотезы были предложены соответствующие им переменные и виды анализа:
Переменные для проверки первой гипотезы | Вид анализа |
А) Переменная 56 (отношение к закону). Б) Переменные 3-10 – зависимые. Переменные 64 и 65 - независимые (отношение к обществу) В) Переменные 17-32 - зависимые, Переменные 64 и 65 – независимые (отношение к государству). Г) Переменные 33-48 (отношение к самому себе, ценностный аспект). Д) Переменные 57-59, 60, 61-63 – зависимые, переменная 65 - независимая (отношение к окружающему миру и своей деятельности) | А) Частотный анализ (Анализ – Описательные статистики – Частоты) Б) Кросс-табуляция Анализ – Описательные статистики – Таблицы сопряженности По строкам – независимые переменные, по столбцам – зависимые переменные. В) Кросс-табуляция Анализ – Описательные статистики – Таблицы сопряженности По строкам – независимые переменные, по столбцам – зависимые переменные. Г) Частотный анализ (Анализ – Описательные статистики – Частоты) Д) Кросс-табуляция Анализ – Описательные статистики – Таблицы сопряженности По строкам – независимые переменные, по столбцам – зависимые переменные. |
Для проверки второй гипотезы: «Социальные сети выступают одним из важнейших каналов формирования гражданской позиции посредством заинтересованности молодежи в контенте социально-политической направленности» были проанализированы переменные 11-15с помощью частотного анализа (Анализ – Описательные статистики – Частоты).
Для проверки третьей гипотезы: «Существуют определенные типы молодежи в зависимости от их гражданской позиции, которые детерминируют структуру их социального капитала» были проанализированы переменные 11-15, 16, 49-56, 62, 63 с помощью кластерного и факторного видов анализа:
Анализ – Снижение размерности – Факторный анализ. Метод – главные компоненты, вращение факторов методом Варимакс, сохранить значения факторов, формат вывода коэффициентов на уровне не менее 0,3. Качество факторной модели будет проверено с помощью меры Кайзера-Мейера-Олкина и критерия сферичности Бартлетта. КМО должно быть в интервале от 0,5 до 1 (использование факторного анализа в этом случае допустимо). Критерий Бартлетта должен быть меньше 0,01, поскольку проверяет гипотезу о том, что корреляционная матрица является единичной. Иными словами, она взята из нормального распределения. Также в выводе, в таблице «Общности», необходимо проследить, чтобы не было суждений имеющих значение менее 0,2. В противном случае они исключаются из анализа.
Также необходимо осуществить Анализ – Шкалирование – Анализ пригодности (Альфа-Кронбаха). Значение должно быть ближе к 1, в противном случае модель не согласована.
И Анализ – Классификация – Кластеризация методом к-средних. Число кластеров равно 4 (предположение), сохранить принадлежность к кластеру и расстоянию от центра кластера. На вкладке «Параметры» поставить галочки у начальных центров кластеров и таблицы дисперсионно анализа (объясненная дисперсия должна быть выше 30%).
(Вставляйте свой материал)
Заключение
Обзор теоретических и методологических работ, посвященных социальному капиталу и гражданским позициям молодежи, позволил окончательно сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Гражданские позиции молодежи в современном российском обществе: возможности диверсификации социального капитала».
Разработанная в ходе научно-исследовательской практики программа социологического исследования раскрыла актуальность изучаемой проблемы, обозначила научную проблему, конкретизировала цель и задачи работы, операционализировала основные понятия, что, в свою очередь, привело в формулировке рабочих гипотез (центральных и вспомогательных), наиболее полно отражающих суть самого исследования.
Также были выбраны эмпирические методы сбора и анализа данных (квотная выборка, анкетирование как вид опроса, использование частотного, факторного и кластерного анализа, кросс-табуляции).
В целом, был получен опыт реальной научно-исследовательской работы.
(Вставляйте свой материал)