Разновидность и значение классических идеологий
Со времен возникновения идеологии, в обществе одновременно стали существовать самые разнообразные варианты идеологических теорий. Это единая система, функционирующая, взаимодополняющая друг друга. Даже в тоталитарной режиме, где господствует государственная идеология, поглощающая все, существуют контридеологии.
Основными классическими идеологиями принято считать, либерализм, социализм, консерватизм, …возникшие в развитие западноевропейских цивилизаций. Эти идеологии, есть реальные конфликты эпохи буржуазии. Именно в этих идеологиях общество обрело ясное самосознание.
Источник создания либеральной идеологии, стала потребность противостояния абсолютистскому, монархическому государству. Основоположниками либеральной идеологии были, Дж. Локк, Адам Смит, Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. С. Милль. Их идеи легли в основу либеральной демократии. Главными идеями либерализма была индивидуальная свободы, борьба за ценность человеческой личности и право личного интереса. В эпоху Просвещения, индивидуализм, своего рода, «утверждение себя как носителя разума, реализовывать требования разума в реальность». «Теория общественного договора», одна из первых либеральных теорий, которая говорил о том, что «источником власти является суверенность народа».[36] «Государство формирование народа и правительство, а точнее договор между правительством и народом».[37] Основой этого социального договора была защита личной безопасности и прав собственности, согласно этому объединяются люди в содружества и подчиняются государству, а государство в свою очередь предоставляет защиту им и их собственности. Если государство, не смогло защитить права своих граждан, то оно лишалось доверия народа и не могло больше претендовать на их подчинение. Либерализм оказал большое влияние на развал устоявшихся идеологических ценностей и утвердил новые, такие как индивидуализм, максимальная свобода прав в рамках закона, равенство, братство. Развитие личности во блага себе, а не государству, максимальная свобода прав в рамках допустимого законом. Равенство прав, возможностей людей от природы, братство, как сотрудничество, а не использование своей свободы во зло другим индивидам. Все это утверждались новыми демократическими ценностями пришедшие вслед за либерализмом. Либерализм является экономическим воплощением свободного рынка, где государство занимает роль «ночного сторожа». Играет большую роль принцип правового государства.
В современном либерализме существует такое понятие, как неолиберализм. К неолиберализму принято относить так людей, как М. Фридмен, Ф. Хайек, Л. Эрхард, они вносили коррективы в исторически сложившей либерализм. «Рынок – это единственный регулятор экономических и социальных отношений; государство, как гарант политических и социальных прав человека, и предоставление больших прав государству в обществе».[38]
Консерватизм, в свою очередь выражал интересы аристократии и тех слоев, которые лишались сословный привилегий и своего состояния. Возник он, после французской революции, как ответная реакция на либерализм. Разрабатывали его, такие мыслители, как Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд и русские философы В. С. Соловьев, И. А. Ильин. «В основе этой идеологии лежит принцип неизменного следования сложившемся обычаям и традициям, так как человек несовершенен, любое изменение чревато неудачей, потому что нарушается веками установленный порядок».[39]
Несмотря на то, что Берк скорее относиться к либеральным консерваторам, большинство философов считают его основоположником консерватизма, потому что ядром его воззрений стал традиционализм. В своей работе «Размышления о революции во Франции» он писал: «Благодаря нашему упрямому сопротивлению нововведениям и присущей национальному характеру холодности и медлительности, мы до сих пор продолжаем традиции наших праотцов; мы думаем, что мораль не нуждается в открытии, так же как основы правления или идеи свободы, которые были известны задолго до нашего появления на свет и сохранят свое значение после того, как нас не станет. Мы в Англии еще не утратили естественные чувства, мы их храним и культивируем, ибо они верно оберегают наш долг и служат опорой нашей свободной и мужественной морали… мы верим в Бога; мы с благоговением смотрим на короля, с любовью на парламент, с почтительностью на священнослужителей и с уважением на дворянство, потому что, когда эти понятия возникли, они были приняты нами как нечто естественное».[40] По Бёрку, соблюдать традиции означает существовать в соответствии с естественным ходом вещей, который, безусловно, сопрягается с изменениями. Он считал, что только постепенная эволюция сочетается с принципом сохранения, и очень резко высказывался о пренебрежении традиционными ценностями, которое как раз и привело французское общество к радикализму и к страшной революции. Он также полагал, что «поколение за поколением нации накапливают знания, воплощают их в традициях и нравах, а наследие всех поколений и каждого в отдельности нужно хранить и оберегать»»
Главной задачей консерваторов является сохранение исторически сложившихся устройств. Консерваторы, не терпят инновацию, во главу угла они ставят традиции, ценности, проверенные веками, так как нет гарантий того, что новые социальное устройство будет лучше старого.
В обществе нет индивидуалистов, общество сплачивается в единое целое, нет «меня», есть только «мы», это источник стабильности, патриотизма и сохранения устоявшихся традиций. Консерватизм сосредоточен на семье, общине, приходе, ремесле. В экономическом плане консерватизм, противостоит идеи свободного рынка и поддерживает принцы национальной обособленности, сильной государственности.
Неконсерватизм, сложился не так давно во второй половине 1970 года и нес себе сближение с либеральными ценностями. Говорили об этом Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл. Самыми яркими представителями в теории был А. Хайек, на практике – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак. Главным принципом неоконсерватизма, было государственное невмешательство в экономику, но усиление ее влияние на международной арене. Политика национализации, отрицания капитализма. Свертывание социальных программ и уменьшение социальных гарантий.
Еще одно идеологическое течение, марксизм, возникшее как реакция на пролетарское движение, а на базе марксизма в свою очередь, сформировалась идеология коммунизма. Они создали теорию, включавшую в себя философия, экономику, социологию и политику, которая оказала огромное влияние на историю человечества. Основоположниками были К. Маркс, Ф. Энгельс. Коммунистическая идеология говорила: «о построении справедливого общества, где не будет эксплуатации человека и будут преодолены социальные отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда». Это общество было названо коммунистическим. Марксизм, стал мировоззрением пролетариаты, как результат промышленного переворота.
Базовыми ценностями послужила общественная собственность, классовый подход для регулировки социальных отношений, возвышение моральных ценностей, над материальными, забота об обществе «все ради общего блага», равенство результатов.
Из идей марксизма, зарождалась идеология социал – демократии, как одного из «левых» течения. Основы этой идеологии сформировались в конце XIX века и получила окрас социал – реформизма. Основоположником был, немецкий политолог Э. Бернштейн в своей работе «Проблемы социализма и задачи социал – демократии», в последующих книгах он отверг многие положения из марксизма. Он говорил, «что обстановка, а Западной Европе позволяет утвердить социализм с помощью ненасильственного демократического давления на буржуазию, реформирование всех сфер общественной жизни». «Что социализм не сводится к замене частной собственности общественной»[41]. Главными ценностями социал – демократизма, было провозглашение свободы, справедливости и солидарности. Существование различных форм демократии, но не низменная основа — это свободные выборы, возможность мирного смены правительства, гарантирование права личности, независимость судебной системы и верховность закона. Государство является главным органом общественных изменений. Они были убеждены, что демократические принципы должны действовать во всех сферах жизни.
Идеология национализма, часто путают с чем-то негативным, это не совсем так. Она бывает созидательного типа, благодаря чему «сплочает» нацию, и разрушительного типа, когда несет угрозу как для чужого народа, так и для своего народа, когда ставит национальность верховной ценностью жизни.
В идеологии национализма происходит слияние двух идей, этноса и страны для этого этноса. На этой основе возникают общества требующие совмещения политических и этнических границ.
Фашистская идеология, исходит из идеи расового превосходства одной нации над другой, и призывает к интеграции населения ради национального превосходства. Эта идеология пропагандирует шовинисткий национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Классическими образцами являются, итальянский фашизм и немецкий нацизм. Исторически фашизм сложился во времена экономического кризиса XX века, классические либеральные ценности перестали мотивировать людей. Появились маргинальные слои общества, произошло разрушение прежней социальной структуры и обнищание людей, в этот момент идея национального единства сыграло вдохновляющую роль. Особенно актуальным это стало для Германии, после поражения в Первой мировой войне. Фашистская идеология отличалась тоталитарной организацией и расизмом. Несмотря на запрет этой идеологии, фашизм возникает вновь в неофашистских партиях.
Таким образом, в этой главе мы все сторонне и полно рассмотрели разновидности политических идеологий, их возникновение и их трансформацию. Проследили совокупность взглядов к каждой из представленных идеологий. Раскрыли содержание идейно- ценностных оснований каждой изученной нами идеологией.