Тема 9. Социальные группы и общности.
Понятие и значение социальной группы. Проблема социальных групп в истории социологии и современных теориях. Общие признаки групп: совместная деятельность, общее пространственно – временное бытие, общение, групповые установки и ориентации.
Особенности социологического изучения групп. Классификации социальных групп, основания и критерии. Малая группа. Формы и структуры малой группы, взаимодействия в малой группе. Малые группы и коллективы.
Социологический анализ интеллигенции, бюрократии, менеджмента, маргиналов. Отмирание старых и появление новых социальных групп в российском обществе, необходимость их социологического исследования.
Понятие социальной общности. Номинальные и реальные общности. Виды общностей. Стадии развития общностей (Ф. Теннис, М. Вебер). Общность и личность.
Тема 10. Социальная организация.
Социальная организация как разновидность социальных групп, ее отличительные характеристики. Социальная организация – подсистема общества, выступающая как элемент социальной структуры, как вид управленческой деятельности, степень внутренней упорядоченности, согласованности целого. Эффект синергии.
Формальная и неформальная организация в обществе. Социальная организация как единство и взаимодействие социальных общностей, социальной среды, социального пространства, коммуникаций в структуре общества.
Управление и иерархия в организациях. Современный менеджмент. Ведущая роль организаций в современных обществах. Особенности структуры российского общества и его организации, пути и направления социологических исследований.
Тема 11. Культура как социальный феномен.
Многообразие подходов к понятию культуры (деятельностно–технологический, гуманистический, ценностно–ориентационный). Различия между обществом и культурой. Специфика социологического подхода.
Культура как категория социологического сознания. Культура как средство обеспечения преобразующего целостного подхода к обществу, его систематизирующее начало. Контексты и явления культуры: символы, язык, вещи, "нормы". Материальная и духовная культура. Культура как комплекс ориентации действия социальных субъектов. Культура как мера человеческого в человеке, как освоение людьми своего бытия, как технология человеческой деятельности: творчество, образ жизни, субкультура и контркультура.
Актуальная культура. Массовизация культуры. Проблема отчуждения.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Тема 12. Социология личности. Процесс социализации.
Множество подходов к определению личности. Макро- и микро- социологические концепции личности. Понятия "человек", "индивид", "личность", специфика их употребления в социологии. Основные положения относительно природного, социального и культурного в человеке.
Личность как совокупность социально значимых качеств. Раздвоение личности как динамика социального и индивидуального в человеке. Личность как деятельностный субъект. Основные социологические, психологические и культурологические теории личности – марксизм, психоанализ, бихевиоризм, гуманизм, ролевая теория. Личность как социальный тип. Типологии личности в социологии. Нормативная и модальная личность.
Социальный субъект, социальный агент и социальный актор: проблема определения онтологического статуса человека в обществе. Ответственность и самостоятельность личности.
Социализация как процесс становления личности. Агенты социализации. Первичная и вторичная социализация, их особенности. Социализация как непрерывный процесс. Соотношение понятий – образование, воспитание, социализация. Адаптация и интериоризация как фазы социализации. Факторы, условия и механизмы социализации индивида.
Системный подход к анализу структуры личности. Два мира личности: внутренний мир сознания, скрытый от других (ценности, потребности, мотивы, интересы, ориентации); внешний, открытый для людей – деятельностный мир (сущность и явление, совпадение и несовпадение сознания и поведения). Система детерминации человеческой деятельности.