Предпосылки возникновения социологии.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

А.В. Окатов

ВВЕДЕНИЕ

В СОЦИОЛОГИЮ

Учебное пособие

 
Тамбов 2012

предпосылки возникновения социологии. - student2.ru Рекомендовано к печати

Редакционно-издательским советом

ТГУ имени Г.Р. Державина

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор И.В. Налетова

кандидат социологических наук, доцент О.В. Жуликова

предпосылки возникновения социологии. - student2.ru Окатов А.В.

Введение в социологию: учеб. пособие / А.В. Окатов; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012. - 184 с.

В учебном пособии в доступной форме представлены основы социологии, раскрываются содержание и смысл наиболее важных понятий данной науки. Характеризуются основные этапы развития зарубежной и отечественной социологической мысли, анализируются специфика и структура социологического знания и социологического исследования. Учебное пособие предназначено для студентов вузов несоциологических специальностей.

УДК 316(075.8)

ББК 60.5 я73

© Окатов А.В., 2012

© ГОУВПО «Тамбовский государственный университет

 
имени Г.Р. Державина», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие........................................................................................
   
Глава 1. Предпосылки возникновения социологии. Классические социологические теории..........................................................  
§ 1. Социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии ......................................................  
§ 2. Классические социологические теории ......................................
§ 3. Социология в России во второй половине XIX – начале XX веков ......................................................................................................  
Вопросы и задания по теме .................................................................
Темы докладов ......................................................................................
   
Глава 2. Основные направления современной социологии и ее место в системе общественных наук..........................................  
§ 1. Социология ХХ века .....................................................................
§ 2. Социология как наука ...................................................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
Темы докладов ......................................................................................
   
Глава 3. Социологическое исследование.......................................
§ 1. Понятие и виды социологического исследования .....................
§ 2. Программа социологического исследования .............................
§ 3. Методы социологического исследования ...................................
§ 4. Анализ и обобщение данных .......................................................
§ 5. Отчет о результатах исследования ..............................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
   
Глава 4. Общество и его структурные элементы.........................
§ 1. Общество: понятие и типология ..................................................
§ 2. Социальные связи ..........................................................................
§ 3. Социальные институты .................................................................
§ 4. Социальные группы ......................................................................
§ 5. Социальные организации .............................................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
Темы докладов
   
Глава 5. Культура как социальная система.................................
§ 1. Понятие и сущность культуры .....................................................
§ 2. Структура культуры ......................................................................
§ 3. Виды культуры ..............................................................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
Темы докладов ......................................................................................
   
Глава 6. Личность в системе социальных связей........................
§ 1. Понятие личности. Ее развитие ...................................................
§ 2. Социальные статусы .....................................................................
§ 3. Социальные роли ...........................................................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
Темы докладов ......................................................................................
   
Глава 7. Девиантное поведение и социальный контроль..........
§ 1. Понятие и причины девиантного поведения ..............................
§ 2. Виды девиантного поведения ......................................................
§ 3. Социальный контроль ...................................................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
   
Глава 8. Социальный конфликт.....................................................
§ 1. Понятие конфликта .......................................................................
§ 2. Виды конфликта ............................................................................
§ 3. Элементы конфликта ....................................................................
§ 4. Функции конфликта ......................................................................
§ 5. Динамика конфликта ....................................................................
§ 6. Управление конфликтом ..............................................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
   
Глава 9. Семья как социальный институт....................................
§ 1. Понятие семьи ...............................................................................
§ 2. Типология семейных структур .....................................................
§ 3. Функции семьи ..............................................................................
§ 4. Жизненный цикл семьи ................................................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
Темы докладов ......................................................................................
   
Глава 10. Социальная стратификация и социальная мобильность......................................................................................................  
§ 1. Понятие социальной стратификации ..........................................
§ 2. Функционалистская и конфликтологическая теории социальной стратификации ...............................................................................
§ 3. Системы социальной стратификации ..........................................
§ 4. Понятие и виды социальной мобильности .................................
§ 5. Каналы социальной мобильности ................................................
Вопросы и задания по теме .................................................................
   
Глава 11. Социальные изменения  
и социальные процессы....................................................................
§ 1. Основные подходы к исследованию  
социальных изменений ........................................................................
§ 2. Типы социальных процессов ........................................................
§ 3. Проблема глобализации в современной социологии .................
Вопросы и задания по теме .................................................................
Темы докладов ......................................................................................
   
Словарь основных понятий и терминов.......................................
Список использованной литературы.............................................

ПРЕДИСЛОВИЕ





Социология является одной из важнейших общественных наук. Получить полноценное высшее образование невозможно без изучения ее основ. Кроме того, овладение социологическим подходом, без сомнения, позволит достичь больших успехов в выбранной вами сфере деятельности и лучше понять, как устроено и как функционирует современное общество и его базовые институты.

Социология – молодая[1] и амбициозная наука. Возникнув немногим более полутора веков назад, она предъявила достаточно обоснованные претензии на теоретическое осмысление таких фундаментальных проблем, как генезис и эволюция общества, социальное неравенство, социальный конфликт, формирование социальных институтов и взаимосвязей между ними, развертывание базовых социальных процессов, закономерности массового поведения людей, деятельность индивидов в рамках различных социальных групп и общностей, соотношение личности и общества и многих других.

Современная социология представляет собой синтез теоретической и эмпирической традиций. Это означает, что теоретический анализ указанных выше проблем немыслим без сбора фактографического материала в результате проведения специальных исследований. В связи с этим данное учебное пособие освещает не только важнейшие теоретические вопросы социологии, но и дает представление о том, как подготовить и провести эмпирическое исследование, а также обработать его результаты.

Настоящее учебное пособие преследует три основных цели. Во-первых, автор хочет, чтобы читатели посмотрели на такие, казалось бы, привычные вещи, как повседневные отношения между людьми, социальными общностями, мотивы и цели человеческих действий, правила поведения в обществе и другие, по-новому, с использованием социологических подходов и понятий.

Во-вторых, учебное пособие направлено на формирование у студентов навыков проведения объективного научного исследования, результаты которого не определяются распространенными стереотипами, шаблонами и предрассудками, а отражают действительное положение дел.

В-третьих, мы стремились просто и доступно раскрыть основные понятия социологии, наиболее влиятельные направления общественной мысли, механизмы социальных изменений, процессы глобализации и конвергенции современного мира, социокультурные особенности развития современного общества.

Данный курс по социологии включает в себя одиннадцать глав, в которых последовательно рассматриваются теоретико-методологические основы современной социологии, правила организации эмпирического социологического исследования, общество как социальная система, личность в системе социальных связей, проблемы культуры и отклоняющегося поведения, изменение роли семьи в современном обществе, тема социального конфликта, а также социальные изменения и процессы.

Учебное пособие предназначено для студентов несоциологических специальностей. Освоение курса предполагает знакомство с первоисточниками, работу с дополнительной литературой; использование различных форм и технологий обучения; применение систематического контроля за усвоением учебного материала в форме рефератов, контрольных работ, тестов, докладов.

ГЛАВА 1.

Социально-экономические

Возникновения социологии.

Термин «социология» (от лат. societas – общество и греч. logos – слово, учение) был введен французским ученым Огюстом Контом (1798-1857) в 1839 г. в работе «Курс позитивной философии» (1830-1842). Однако, время появления этой науки – вопрос дискутируемый. Существует несколько точек зрения:

1) начала социологии можно усмотреть уже в трудах античных мыслителей Платона («Государство») и Аристотеля («Политика») (IV в. до н.э.);

2) социологическая проблематика содержится в идеях мыслителей эпохи Просвещения. Известный французский социолог середины и второй половины ХХ века Р. Арон считает, что одним из основоположников социологии является Ш.Л. Монтескье (1689-1755). Некоторые историки социологии полагают, что основателем социологии является учитель Конта К.А. де Сен-Симон (1760-1825);

3) О. Конт – «отец социологии».

Большинство историков социологии полагают, что данная наука как самостоятельная научная дисциплина возникла в середине XIX века. Важная роль в создании новой науки об обществе принадлежит французским мыслителям – Монтескье, Сен-Симону и, особенно, Конту.

Почему социология возникла именно в XIX веке? Почему она не оформилась в самостоятельную отрасль знания во времена античности или в эпоху Просвещения? Потому что именно к XIX веку сформировались необходимые социально-экономические и идейно-теоретические предпосылки для возникновения новой науки об обществе.

В социально-экономическом плане предпосылки возникновения социологии связаны, прежде всего, с развитием капитализма[2] в первой трети XIX в., которое поставило проблемы общественных отношений, взаимодействия общества и человека в центр социального знания.

В странах с капиталистической экономикой происходили противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдался значительный экономический, социальный и политический прогресс, с другой – усиливалась эксплуатация рабочих, использование женского и детского труда, регулярными становились экономические кризисы, обусловленные перепроизводством. Реакция на эти процессы оказалась неоднозначной. Трудящиеся стали прибегать к новым формам классового противоборства (движение луддитов[3], чартистское движение[4], восстания лионских[5] и силезских ткачей).

Еще одной серьезной предпосылкой возникновения социологии стала Великая французская революция (1789-1799) – крупнейший социальный переворот Нового времени.

Таким образом, к началу XIX века социально-экономическое устройство западного мира претерпело значительные изменения. Возникла потребность в теоретическом объяснении этих процессов и явлений. Ответом на эту потребность и стало возникновение социологии.

Важную роль в возникновении социологии сыграли также естественнонаучные и идейно-теоретические факторы. Говоря о естественнонаучных предпосылках возникновения социологии, мы имеем в виду открытия в области математики, астрономии, физики, механики, совершенные к середине XIX в., а чуть позднее и в области биологии. Успехи естественных наук в познании природы вдохновили «отцов социологии» на создание новой науки об обществе, которая строилась по их образу и использовала их методы, т.е. методы естественных наук.

В идейно-теоретическом плане на возникновение социологии как отдельной научной дисциплины оказали влияния такие направления социальной мысли, как французское Просвещение (здесь следует особо выделить идеи Ж. Кондорсе об общественном развитии и мысли Ш.Л. Монтескье о социальных законах и факторах общественной жизни) и английский либерализм (И. Бентам, Дж.С. Милль, размышлявшие о соотношении человека и общества).

Социология в России

Сторонники какого направления рассматривали социальную жизнь как арену непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами?

а) психологизма;

б) социал-дарвинизма;

в) психологии народов;

г) интеракционизма;

д) неокантианства.

13. Представители какого направления рассматри­вали процесс развития общества как часть космической эволюции, имею­щей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала?

а) позитивизма;

б) социал-дарвинизма;

в) психологического эволюционизма;

г) расово-антропологической школы;

д) органицизма;

е) этнометодологии.

О каком инструменте познания социальной действительности М. Вебер писал: «по своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности»?

а) оценка;

б) идеальный тип;

в) социальный актор;

г) габитус.

Темы докладов

1. Социологическое наследие Огюста Конта.

2. Социологическое творчество Герберта Спенсера.

3. Натуралистическое направление в социологии (социал-дарвинизм, расово-антропологическая школа, географическое направление).

4. Психологическое направление в социологии (психологический эволюционизм Л. Уорда и Ф. Гиддингса, психология народов, инстинктивизм У. МакДугалла, групповая психология Г. Лебона и Г. Тарда, интеракционизм Ч. Кули).

5. Социология Карла Маркса.

6. Социология Эмиля Дюркгейма.

7. Формальная социология (Ф. Тённис, Г. Зиммель).

8. Социологическое наследие Макса Вебера.

9. Социологическая концепция В. Парето.

10. Социологическая концепция П.А. Сорокина.

СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Социология ХХ века.

В ХХ в. происходит окончательная институционализация социологии, т.е. она превращается в самостоятельную научную дисциплину. Социология получает полное и окончательное признание в обществе. Ее преподают в вузах, издают социологические журналы, регулярно проводят конгрессы и конференции по социологии.

Современная социология – это мультипарадигмальная наука, т.е. в ее рамках существует множество парадигм, по-разному подходящих к изучению общества и человека.

Американский философ и социолог науки Томас Кун в работе «Структура научных революций» (1962) определил парадигму как общепринятое научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Современная социология представляет собой синтез теоретической и эмпирической традиций. Особенно интенсивно развивалась в ХХ веке эмпирическая социология. Эмпирическая социология – область социологии, связанная с получением фактографического знания в результате проведения специальных исследований. Эти специальные исследования направлены на изучение конкретных социальных проблем.

Бурное развитие эмпирической социологии в начале ХХ века было связано со стремлением отдельных ученых изменить характер социологической науки в целом в соответствии с принципами позитивизма. Таким образом, чтобы получить истинную картину общественной жизни, необходимо использовать методы математики и статистики, т.е. методы точных наук.

Эмпирическая социология зародилась в США. Этому способствовали следующие факторы:

1. США в начале ХХ века бурно развивалась экономика, росли города; в страну прибывало значительное число иммигрантов со всего света;

2. Влияние философии прагматизма и инструментализма, сосредотачивающих внимание на практической стороне любой деятельности, которая должна была привести к достижению полезных результатов. Социология в США рассматривалась утилитарно, т.е. исходя из ее практических возможностей.

Работой, положившей начало эмпирической социологии, считается книга У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). В этой работе исследуется польская эмиграция в США в начале ХХ века, анализируется положение польских крестьян, оставшихся на родине, и переехавших на новое место жительства. Авторы книги делают практические выводы, направленные на оптимизацию социальных процессов, связанных с миграцией и адаптацией отдельных социальных общностей к новым условиям жизни.

Чикагская социологическая школа (конец XIX – 1930-е годы ХХ вв.) сформировалась на базе социологического факультета Чикагского университета. Основные представители – Р. Парк (1864-1944) и Э. Бёрджесс (1886-1966). Чикагские социологи внесли значительный вклад в разработку методологии социологического исследования, которая в общих чертах используется по сей день. Парк и Бёрджесс большое внимание уделяли исследованию проблем города. Работы Парка положили начало такому направлению в рамках социологии, как социальная экология. Социальная экология изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды.

В теоретической социологии ХХ века можно выделить следующие направления:

1. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) – направление в современной социологии, делающее упор на изучении структур (подсистем) общества и их функций.

Т. Парсонс (1902-1979) – автор теорий социального действия, социальных систем. Он применил системный подход к анализу общества, выделив в нем основные подсистемы и функции этих подсистем.

Таблица 1. Структура системы действия («единичного акта»).

Подсистемы действия Основные функции Главные элементы
Социальная Интеграция Нормы
Культурная Сохранение и воспроизводство образца Ценности
Личностная Целедостижение Коллективы
Поведенческий организм Адаптация Роли

Р. Мертон (1910-2002) внес большой вклад в разработку теории структурного функционализма. Если Парсонс сосредоточил свое внимание на исследовании общественной структуры, то Мертон изучал функции этой структуры. Под функциями Мертон понимал наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации данной системы. Помимо функций существуют дисфункции – наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы.

Функции могут быть явными и латентными (скрытыми). Явные функции – осознаваемые, преднамеренные последствия социального действия. Латентные функции – неосознанные, непреднамеренные последствия.

Кроме того, Мертон занимался изучением девиантного (отклоняющегося) поведения.

2. Конфликтная парадигма (Л. Козер, Р. Дарендорф) берет начало в трудах К. Маркса, который считал, что жизнь общества пронизана противоречиями, или конфликтами. Конфликт, по Марксу, – это естественное состояние классового общества. В социологии ХХ века конфликтное направление представлено именами Л. Козера (1913-2002), Р. Дарендорфа (род. 1929).

Эти ученые убеждены в том, что конфликт – это положительное явление в жизни общества, так как он является источником развития. В основе конфликта лежит противоположность интересов его участников. Конфликт нельзя игнорировать, он обязательно должен быть разрешен.

3. Теория социального обмена (Дж. Хоманс (1910-1989), П. Блау (род. 1918)). Согласно данной теории функционирование человека и общества основывается на обмене различными социальными благами и формами деятельности.

Стремление человека к обмену рассматривается как фундаментальное начало его деятельности и поведения. Благодаря обмену в обществе существуют не только различные структурные образования (социальные институты, организации и т.д.), но и действуют многие механизмы отношений (признание, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и т.д.). Таким образом, на основе обмена можно объяснять любые проявления социальной жизни.

4. Символический интеракционизм (Дж.Г. Мид (1863-1931), Г. Блумер (1900-1987), Э. Гоффман (1922-1982)).

Целью символического интеракционизма является анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. Поскольку основными символами, с помощью которых осуществляется взаимодействие, являются язык, жесты и ритуалы, сторонники данной парадигмы уделяют их исследованию особое внимание.

Каждый символ имеет социальный смысл и социальное значение, изучение которых является одним из основных способов исследования социального поведения. Известный американский социолог Н. Смелзер так охарактеризовал сущность символического интеракционизма: «Люди не реагируют непосредственно на взаимодействия внешнего мира наподобие лягушки, которая автоматически выбрасывает язык, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди придают определенные значения получаемым стимулам и реагируют в большей степени на эти значения, или символы, а не на сами стимулы. В числе символов, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция, на которой общаются люди, выражение их лиц и поступки…».

5. Феноменологическая социология (А. Шюц (1899-1959), П. Бергер (род. 1929), Т. Лукман (род. 1927)). Данное направление изучает социальный мир как повседневный (обыденный) жизненный мир индивида. Социальный мир осмысливается как мир феноменальный, мир субъективного опыта.

Сторонники этого направления сосредотачивают свое внимание на том, каким образом люди воспринимают внешний мир, как он из объективного, внешнего становится для индивидов внутренним, субъективным. При этом люди воспринимают не сам мир, а его явления (феномены). Таким образом, представителей феноменологической социологии интересует не столько объективный мир социальных явлений и процессов и различия внутри него, сколько то, как этот мир и его различные структуры воспринимаются обычным людьми в их повседневной жизни.

6. Этнометодология (Г. Гарфинкель (1917-2011)). Этнометодология связана с символическим интеракционизмом и с феноменологической социологией. Этнометодология имеет дело с повседневными действиями людей. Смысл этнометодологии состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения примитивных культур для исследования современных социальных явлений.

Одно из центральных понятий этнометодологии – «фоновые ожидания». Это основа повседневной деятельности, социально одобряемые установки индивидов на те или иные действия, представления людей о социальном мире, выступающие в виде своеобразных правил их взаимодействия. Фоновые ожидания отдельного человека – это его представления о том, какими должны быть его взаимодействия с другими людьми. Понятие «фоновые ожидания» помогает раскрыть механизм активности человека в ходе конструирования им социальной реальности.

Объединительные парадигмы.

Теория структурации Э. Гидденса (род. 1938). Гидденс стремится соединить категории действия и структуры. Эти категории, по мнению Гидденса, не могут существовать, а, следовательно, и изучаться отдельно друг от друга. Анализ взаимосвязи структуры и действия является центральной задачей теории структурации.

Само понятие «структурация» Гидденс предложил использовать вместо статической категории «структура», которая, по его мнению, не соответствует постоянно меняющейся социальной реальности и не учитывает действия и взаимодействия людей (агентов, деятелей).

Одним из ключевых положений теории структурации является положение о дуальности структуры. В несколько упрощенной формуле эта дуальность может быть выражена так: дейст­вие структурировано, структура «действенна».

Теория структурации Гидденса призвана преодолеть разногласия, существующие между функционализмом и структурализмом, с одной стороны, и различными формами интерпретативной социологии, с другой. Если первые два направления склонны к объективному изучению общественной структуры, то интерпретативные концепции обнаруживают заметное стремление к анализу действий и значений, подчеркивая при этом примат субъективного начала.

Социология П. Бурдье (1931-2001). Социология должна изучать одновременно и социальные структуры и генезис их форм. То есть социология изучает не только структуру социального мира, но и механизмы воспроизведения этой структуры. Основными категориями социологии Бурдье являются категории «социального пространства», «habitus», «социального поля».

Социальное пространство характеризует взаимосвязь социальных структур. Понятие «habitus» обозначает совокупность тех установок личности, с помощью которых она эту взаимосвязь социальных структур находит и исследует.

Социальное поле – пространство объективных связей между различными социальными позициями личности.

Теория систем Н. Лумана (1927-1998). Луман считает, что под системой следует понимать не определенные виды объектов, а различение системы и окружаю­щей среды. Система является формой различения, т.е. имеет две стороны: систему (как внутреннюю сторону формы) и окружаю­щую среду (как внешнюю сторону формы). Лишь обе стороны про­изводят различение, производят форму.

Основное внимание Луман уделял социальным системам. Ученый считал, что способом существования социальных систем является аутопойесис, т.е. самопорождение. Таким образом, социальные системы – это аутопойетические системы. Они обладают следующими че­тырьмя характеристиками, выделенными Луманом.

1. Аутопойетическая система создает базовые элементы, которые, в свою очередь, составляют систему.

2. Аутопойетические системы самоорганизуются. Они органи­зуют свои собственные границы и организуют свои внутренние структуры. Свои собственные границы они организуют, различая то, что составляет систему, и то, что относится к внешней среде. Что находится внутри, а что вне аутопой­етической системы определяется самоорганизацией системы, а не функцио­нальными потребностями системы. В переделах своих границ аутопойетиче­ская система производит собственные струк­туры.

3. Аутопойетические системы имеют самонаправленный характер.

4. Аутопойетическая система – замкнутая система. Это значит, что между си­стемой и ее внешней средой нет прямой связи. Вместо этого сис­тема имеет дело с представлениями внешней среды. Внешней среде, несмотря ни на что, все-таки должно быть позво­лено нарушать внут­ренние представления системы. Без таких нарушений систему бы разрушили внеш­ние силы, которые подавили бы ее.

Теорию Н. Лумана критиковали многие ученые, справедливо отмечая, что в абстрактных построениях немецкого социолога нет места человеку. Сам Луман убежден, что требование «забыть о человеке» необходимо для построения интегральной социологической теории социальных систем.

Социология как наука.

Объект и предмет социологии.Объект исследования – определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Предмет исследования – отражение одной или нескольких сторон объекта в сознании исследователя.

Объектом социологии является общество. Помимо социологии общество изучают такие науки, как экономика (рассматривает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), политология (исследует политическую власть, ее институты), этнология (изучает народы, их происхождение, быт, культура), культурология (анализирует культуру и ее роль в обществе) и другие.

Предметом социологии является общество как система, социальные институты, процессы, социальные группы и общности, отношения личности и общества, закономерности массового поведения людей.

Структура и уровни социологического знания.Чаще всего в структуре социологического знания выделяют теоретическую и эмпирическую социологию. Уровни социологического знания различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и процессов и широтой делаемых выводов. Как правило, выделяют три следующих уровня социологического знания:

1. Фундаментальные общесоциологические исследования – изучение социальных структур, изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе, изучение развития личности и т.д. Направлены на получение общих знаний об обществе и поведении людей.

2. Специальные (частные) социологические теории (теории среднего уровня) - изучение отдельных сторон жизни общества – социология семьи, социология образования, социология права, социология культуры, социология науки, социология организации, социология медицины, социология труда, социология политики, экономическая социология, социология религии и т.д.

3. Прикладные социологические исследования – проведение конкретных социологических исследований в практических целях.

Функции социологии:

1. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.

2. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы – основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

3. Функция социального проектирования. Задачей социального проектирования является разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

4. Социально-технологическая функция. Типичным примером реализации данной функции является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками.

5. Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий.

6. Идеологическая функция. Социология объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п. Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на мнение больших групп людей.

Вопросы и задания по теме

1. Кто является основателем социологического факультета Чикагского университета?

а) Ф. Гиддингс;

б) У. Самнер;

в) А. Смолл;

г) Л. Уорд;

д) Р. Парк;

е) Э. Берджесс.

Что такое этнометодология?

а) это сово

Наши рекомендации