Изменилась ли ситуация с благоустройством города за последние 3 года?
1. улучшилась;
2. ухудшилась;
3. осталась без изменений (переходите к вопросу № 11).
Вы склонны связывать изменение ситуации с работой губернатора С.-Петербурга?
1. Да;
2. Нет (Тогда с чем?)___________________
3. Отчасти.
Наибольшую сложность для составителей опросных листов представляют контрольные вопросы, или вопросы-«ловушки». Задача таких вопросов - проверить искренность респондентов, достоверность даваемой ими информации. Существует несколько способов такой проверки.
Во-первых, можно несколько раз спросить респондента об одном и том же, но каждый раз по-новому формулируя вопрос.
Во-вторых, можно сначала спросить респондента о какой-либо проблеме в общих чертах, затем более конкретно.
Такой способ напоминает воронку и может состоять из целой цепочки вопросов, в которой каждый последующий вопрос все более и более затрагивает интересы респондента (Подробно данная методика разработана в шкале Гуттмана. См. Дж.Б.Мангейм, Р.К.Рич. Политология. Методы исследования. М.: Издательство «Весь Мир», 1997. С. 256-262).
Наконец, в случае закрытых и полуоткрытых вопросов можно предложить респонденту ложные варианты ответов («расставить ловушки»). Если он в них попадается, значит, достоверность и других ответов стоит подвергнуть сомнению.
Общее требование к контрольным вопросам достаточно простое: контрольный вопрос и вопрос, который он проверяет, не должны идти друг за другом, то есть между ними размещаются другие вопросы, отвлекающие внимание респондента.
Вопросы в опросном листе можно задавать по-разному: можно спросить респондента «в лоб», а можно - более мягко, дипломатично. Как правило, когда речь идет о вещах, не слишком приятных для респондента или выставляющих его не в лучшем свете, социолог пытается «смягчить удар», задавая косвенные вопросы. Обычно используются следующие тактики:
n «Это проблема характерна не только для Вас»: социолог пытается убедить респондента, что данная проблема достаточно распространена, поэтому признаться в том, что она касается и респондента не стыдно.
n «Респондент-арбитр»: вопрос представляет собой описание ситуации, где респонденту предлагается либо оценить действия ее участников, либо рассказать, как он сам действовал бы в подобных обстоятельствах. Тем самым респондент дистанцируется от проблемы, занимает место скорее наблюдателя, чем участника. Данный подход часто используется при проведении опросов детей.
Структура опросного листа
Есть целый ряд устоявшихся требований к составлению опросного листа. Эти требования особенно актуальны для формализованных видов опроса, к которым относятся:
n анкетирование;
n стандартизированное интервью (включая телефонный опрос).
Итак, опросный лист начинается с ВВЕДЕНИЯ, в котором должны присутствовать следующие элементы:
1. Обращение к респонденту.
2. Информация об организации, проводящей исследование (название, контактный телефон).
3. Цели исследования (как будут использоваться результаты).
4. Инструкция по заполнению опросного листа.
Сложности могут возникнуть буквально с первых слов ВВЕДЕНИЯ. Иногда достаточно трудно сформулировать адекватное обращение к респондентам. Связано это с тем, что универсальное обращение «товарищ» уже не подходит, а пришедшее ему на смену «господин/госпожа/господа» еще не имеет устойчивого хождения. Поэтому, социологи, в зависимости от темы опроса и типа респондента, каждый раз заново продумывают обращение. Например, опрашивая покупателей в магазине, можно в опросном листе обратиться к ним «Уважаемые покупатели», проводя опрос на тему предстоящих выборов - «Уважаемые избиратели»; опрос, проводимый внутри организации, можно начать со слов «Дорогой коллега» и т.п.
Второй обязательной составляющей ВВЕДЕНИЯ должно стать указание организации, проводящей и/или заказавшей исследования. В зарубежной (в частности, американской) практике обязательным является упоминание и заказчика исследования, и его исполнителя. В российской традиции необходимо упоминать лишь исполнителя исследования. Рекомендуется указывать не только название организации, проводящей опрос, но и контактный телефон, по которому респондент может узнать подробнее все, что касается исследования и использования его результатов. Ряд исследовательских центров практикует личное обращение своего руководителя к респонденту.
До сих пор спорным остается вопрос о том, нужно или нет респонденту знать о теме исследования. Ряд социологов считает, что незнание респондентом темы исследования дает более объективную информацию, другие же социологи возражают, что даже не зная тему, респондент будет стараться угадать ее, и тем самым может быть неверно ориентирован. Я считаю, что оптимальный вариант - дать самое общее определение темы исследования, не вдаваясь в методологические подробности, интересные лишь специалистам.
Например,исследуя проблему инфляции, не стоит засыпать респондента специальной терминологией. Гораздо продуктивнее будет такое обращение: «Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном весьма животрепещущей теме - как уберечь деньги от инфляции. Этот вопрос встает сейчас и перед самыми богатыми, и перед тем, кто с трудом сводит концы с концами, и перед самыми молодыми, и перед старшим поколением. Поэтому нам интересны и важны все мнения и суждения».
И, наконец, респонденту нужно дать простейшие указания по заполнению анкеты или советы, как отвечать на вопросы в ситуации интервью. Обычно, эта часть ВВЕДЕНИЯ начинается с объяснения принципа конфиденциальности полученной от респондента информации.
Пример:
Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. Анонимность гарантируется. После компьютерной обработки все анкеты будут уничтожены. Обобщенные материалы исследования будут использованы для (указываются предполагаемые направления использования).
При заполнении анкеты (если в вопросе не указаны другие правила) обведите номер (код) устраивающего Вас варианта ответа либо, если такой вариант отсутствует, впишите его на свободных строчках.
В основной части вопросы располагаются в следующем порядке:
n от начала до середины опросного листа: от простых вопросов к сложным;
n от середины к концу опросного листа: от сложных к простым.
То есть самые сложные вопросы следует располагать в середине опросного листа.
Сложными считаются:
n открытый вопрос, требующий раздумий респондента;
n вопрос в форме таблицы;
n вопрос, имеющий много (от 10) вариантов ответа;
n вопрос, предполагающий ранжирование позиций;
n вопрос, содержащий шкалу оценки по каждому варианту ответа;
n комбинации приведенных выше форм вопроса.
Демографическую часть, содержащую сведения о человеке, заполнившем опросный лист, рекомендуется размещать в конце опросного листа. Информация о респонденте наиболее важна, так как позволяет приписать мнения и оценки конкретного человека к мнениям и оценкам определенной группы (возрастной, профессиональной, этнической и т.д.). Хотя социологу необходимо получить максимально подробную информацию о респонденте, слишком большая демографическая часть может насторожить отвечающего. Наименее охотно респонденты отвечают на вопросы о своих доходах и сфере деятельности. Приведем типичные примеры оформления демографической части.
Пример.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОРОТКО РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О СЕБЕ
12. Ваш пол?______________
13. Ваш возраст?___________
14. Какое у Вас образование?
14.1. высшее
14.2. среднее специальное
14.3. среднее общее
14.4. неполное среднее.