Тема 2. ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ: ШКАЛЫ

Рахманова Ю.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ « СОЦИОЛОГИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

2015

Источник:Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие. – СПб. 2005. – 125 с.

Тема 1. Правила публикации результатов социологических исследований в СМИ:

1) указать авторство исследования (т.е. название организации, проводившей исследование);

2) указать размер и характер выборки (например, было «опрошено 1000 человек, выборка репрезентативна взрослому населению Санкт-Петербурга по полу и возрасту»);

3) указать сроки проведения опроса или другого метода сбора информации;

4) точно охарактеризовать метод получения информации (например, личное интервью, проведенное по месту жительства респондентов);

5) если приводятся результаты ответов на какой-либо вопрос, то формулировка вопроса должна быть дана так же, как она давалась респонденту.

Если при публикации результатов исследования эти правила не соблюдены, то можно поставить под сомнение достоверность результатов, профессионализм исполнителей исследования, а саму публикацию рассматривать как инструмент манипуляции общественным сознанием.

Тема 2. ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ: ШКАЛЫ

Основные понятия: измерение; шкалы: номинальная, порядковая, интервальная, пропорциональная; семантический дифференциал; валидность шкалы; полнота шкалы; чувствительность шкалы; систематическая и случайная ошибки измерения; основные источники ошибок измерения.

Измерениепредставляет собой приписывание числовых значений для представления свойств, задаваемых понятиями. В результате измерения в каждом конкретном случае с переменной ассоциируется некоторое точное значение.(Подр. см.: Дж.Б.Мангейм, Р.К.Рич. Политология. Методы исследования. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997. С. 72-117).

В социологических исследованиях используются 4 типа шкал: номинальное измерение (номинальная шкала); порядковое измерение (порядковая, ранговая шкала); интервальное измерение (интервальная шкала) и пропорциональное измерение (пропорциональная шкала). Каждый последующий тип шкалы обладает всеми свойствами предыдущей, плюс свое свойство.

  1. Шкала наименований (номинальная шкала). Данное измерение устанавливает отношение тождества между объектами, точнее, между конкретным признаком, проявляющимся у конкретного объекта, и соответствующей позицией шкалы.

Примером данного типа шкалы можно считать шкалу профессий: в опросном листе перечисляются основные профессии, респондент выбирает ту позицию шкалы (т.е. устанавливает отношения тождества), которая соответствуют его профессиональной сфере.

Пример шкалы профессиональной занятости респондента:

Род занятий:

- Владелец / Совладелец собственной фирмы

- Руководитель высшего / среднего звена

- Специалист-техник / специалист-гуманитарий

- Обслуживающий персонал

- Работник сферы услуг

- Рабочий

- Военный / Милиционер

- Учащийся

- Пенсионер

- Домохозяйка

- Безработный

2. Шкала порядка (ранговая шкала). Данное измерение помимо установления отношений тождества обладает и отношением порядка, т.е. каждая позиция шкалы упорядочена относительно других; в отличие от номинальной шкалы, позиции порядковой шкалы нельзя менять местами.

В качестве примера данной шкалы можно рассмотреть шкалу образования:

- незаконченное среднее

- законченное среднее

- незаконченное высшее

- законченное высшее.

Если респондент выбирает позицию «незаконченное высшее», можно с уверенностью утверждать, что у него есть законченное среднее образование.

  1. Интервальная шкала. Это измерение обладает свойствами порядковой шкалы, плюс содержит допущение о том, что имеется единица измерения, а значит, шкальные значения признаков могут складываться. Интервальная шкала (точнее, ее свойства) описывается уравнением y=ax+b (т.е. данную шкалу можно сдвигать, растягивать, сжимать).

Например, шкалы от 0 до 100 можно преобразовать (: 100) в шкалу от 0 до 1, шкалу от –50 до 50 можно сдвинуть и она примет вид шкалы от 0 до 100.

С некоторыми оговорками в качестве интервальной шкалы можно рассмотреть семантический дифференциал. Данный тип измерения активно используется и в социологии, и в психологии.

Пример:

Люди по-разному оценивают свои возможности повлиять на изменение собственной жизни. Используя шкалу от 1 до 10, оцените, пожалуйста, насколько, по Вашему мнению, Вы имеете возможность повлиять на Вашу дальнейшую жизнь?



Низкая возможность влияния Высокая возможность влияния
                   

Темы 3-4. ОПРОС

Опрос, как метод получения информации, применяется не только в социологии, но и во многих других сферах деятельности, таких как журналистика, маркетинг, психология, политология, PR-деятельность.

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). (Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор Осипов Г.В. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет»», 1998. С. 221).

За информацией социологи обращаются к следующим типам респондентов:

1) рядовые респонденты - большая совокупность людей, обладающая характеристиками генеральной совокупности в целом;

2) лидеры мнений - люди, наиболее активно выражающие мнения и интересы группы, в которую они входят;

3) эксперты - специалисты в определенной сфере профессиональной деятельности.

Существуетдве разновидности опроса: интервьюирование и анкетирование. Различие заключается в том, что интервьюирование - это непосредственный личный контакт с респондентом, а анкетирование - это «общение на бумаге».

Телефонный опрос - наиболее быстрый и наименее трудоемкий из всех видов интервью и в какой-то степени приближен к анкетному опросу.

Этот тип опроса проходит в стандартизированной форме, т.е. интервьюер зачитывает вопросы заранее разработанного опросного листа и фиксирует ответы (о методике составления опросного листа будет сказано ниже). Преимущество перед анкетированием здесь в том, что в случае возникновения затруднений с пониманием формулировки вопроса, припоминанием события интервьюер вежливо и тактично помогает респонденту.

Телефонное интервью должно быть недолгим, однако не надо экономить время на первых словах, вежливо представляя себя, объясняя цели и задачи проводимого исследования и подчеркивая важность участия в нем.

В ходе телефонного опроса интервьюер должен точно придерживаться формулировки и последовательности составленных вопросов, не прибегая к своим комментариям, терпеливо записывая ответы респондента.

Методическим ограничением применения метода телефонного опроса является уровень телефонизации региона: этот уровень должен быть не ниже 75 %. В С.-Петербурге уровень телефонизации составляет более 85 %, что позволяет использовать этот метод, но для проведения общенациональных опросов приходится использовать другие методы.

Структура опросного листа

Есть целый ряд устоявшихся требований к составлению опросного листа. Эти требования особенно актуальны для формализованных видов опроса, к которым относятся:

n анкетирование;

n стандартизированное интервью (включая телефонный опрос).

Итак, опросный лист начинается с ВВЕДЕНИЯ, в котором должны присутствовать следующие элементы:

1. Обращение к респонденту.

2. Информация об организации, проводящей исследование (название, контактный телефон).

3. Цели исследования (как будут использоваться результаты).

4. Инструкция по заполнению опросного листа.

Сложности могут возникнуть буквально с первых слов ВВЕДЕНИЯ. Иногда достаточно трудно сформулировать адекватное обращение к респондентам. Связано это с тем, что универсальное обращение «товарищ» уже не подходит, а пришедшее ему на смену «господин/госпожа/господа» еще не имеет устойчивого хождения. Поэтому, социологи, в зависимости от темы опроса и типа респондента, каждый раз заново продумывают обращение. Например, опрашивая покупателей в магазине, можно в опросном листе обратиться к ним «Уважаемые покупатели», проводя опрос на тему предстоящих выборов - «Уважаемые избиратели»; опрос, проводимый внутри организации, можно начать со слов «Дорогой коллега» и т.п.

Второй обязательной составляющей ВВЕДЕНИЯ должно стать указание организации, проводящей и/или заказавшей исследования. В зарубежной (в частности, американской) практике обязательным является упоминание и заказчика исследования, и его исполнителя. В российской традиции необходимо упоминать лишь исполнителя исследования. Рекомендуется указывать не только название организации, проводящей опрос, но и контактный телефон, по которому респондент может узнать подробнее все, что касается исследования и использования его результатов. Ряд исследовательских центров практикует личное обращение своего руководителя к респонденту.

До сих пор спорным остается вопрос о том, нужно или нет респонденту знать о теме исследования. Ряд социологов считает, что незнание респондентом темы исследования дает более объективную информацию, другие же социологи возражают, что даже не зная тему, респондент будет стараться угадать ее, и тем самым может быть неверно ориентирован. Я считаю, что оптимальный вариант - дать самое общее определение темы исследования, не вдаваясь в методологические подробности, интересные лишь специалистам.

Например,исследуя проблему инфляции, не стоит засыпать респондента специальной терминологией. Гораздо продуктивнее будет такое обращение: «Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании, посвященном весьма животрепещущей теме - как уберечь деньги от инфляции. Этот вопрос встает сейчас и перед самыми богатыми, и перед тем, кто с трудом сводит концы с концами, и перед самыми молодыми, и перед старшим поколением. Поэтому нам интересны и важны все мнения и суждения».

И, наконец, респонденту нужно дать простейшие указания по заполнению анкеты или советы, как отвечать на вопросы в ситуации интервью. Обычно, эта часть ВВЕДЕНИЯ начинается с объяснения принципа конфиденциальности полученной от респондента информации.

Пример:

Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. Анонимность гарантируется. После компьютерной обработки все анкеты будут уничтожены. Обобщенные материалы исследования будут использованы для (указываются предполагаемые направления использования).

При заполнении анкеты (если в вопросе не указаны другие правила) обведите номер (код) устраивающего Вас варианта ответа либо, если такой вариант отсутствует, впишите его на свободных строчках.

В основной части вопросы располагаются в следующем порядке:

n от начала до середины опросного листа: от простых вопросов к сложным;

n от середины к концу опросного листа: от сложных к простым.

То есть самые сложные вопросы следует располагать в середине опросного листа.

Сложными считаются:

n открытый вопрос, требующий раздумий респондента;

n вопрос в форме таблицы;

n вопрос, имеющий много (от 10) вариантов ответа;

n вопрос, предполагающий ранжирование позиций;

n вопрос, содержащий шкалу оценки по каждому варианту ответа;

n комбинации приведенных выше форм вопроса.

Демографическую часть, содержащую сведения о человеке, заполнившем опросный лист, рекомендуется размещать в конце опросного листа. Информация о респонденте наиболее важна, так как позволяет приписать мнения и оценки конкретного человека к мнениям и оценкам определенной группы (возрастной, профессиональной, этнической и т.д.). Хотя социологу необходимо получить максимально подробную информацию о респонденте, слишком большая демографическая часть может насторожить отвечающего. Наименее охотно респонденты отвечают на вопросы о своих доходах и сфере деятельности. Приведем типичные примеры оформления демографической части.

Пример.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОРОТКО РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О СЕБЕ

12. Ваш пол?______________

13. Ваш возраст?___________

14. Какое у Вас образование?

14.1. высшее

14.2. среднее специальное

14.3. среднее общее

14.4. неполное среднее.

В какой сфере Вы работаете?

16.1. промышленность

16.2. строительство

16.3. транспорт, связь

16.4. торговля, бытовое обслуживание

16.5. образование, здравоохранение, наука, культура

16.6. органы власти

16.7. средства массовой информации

16.8. армия, правоохранительные органы

16.9. другое (что именно?)________________________________________

Пример.

Прежде всего, интервьюер выясняет, ниже или выше 2500 рублей доход на 1 члена семьи, затем, в зависимости от выбора респондента, зачитывает либо левый («до 2500»), либо правый («от 2500») столбцы.

19. Средний доход на одного члена семьи в прошлом месяце:

19.1. до 2500 руб.: 1) менее 1000 руб. 2) 1001-1500 руб. 3) 1501-2000 руб. 4) 2001-2500 руб. 19.2. от 2500 руб.: 1) 2501-3500 руб. 2) 3501-4500 руб. 3) 4501-5500 руб. 4) 5501-7500 руб. 5) 7501-10000 руб. 6) свыше 10000 руб.

Заканчивается текст опросного листа ВЫРАЖЕНИЕМ БЛАГОДАРНОСТИ респонденту за сотрудничество.

Тема 5. ВЫБОРКА

Проблема выборки, пожалуй, одна из самых сложных в прикладной социологии.

Во-первых, необходимо иметь сведения о генеральной совокупности, то есть знать основные параметры (пол, возраст, уровень доходов, профессиональный статус и т.п.) населения данного региона. Под генеральной совокупностью обычно

понимают множество объектов, из которых выбираются объекты исследования. Например, при исследовании политических предпочтений населения при выборе губернатора Санкт-Петербурга генеральной совокупностью может выступать все взрослое (от 18 лет) население Санкт-Петербурга. В качестве источников информации о генеральной совокупности (иначе говоря, основы выборки) чаще всего используют:

- данные переписи;

- списки избирателей;

- домовые книги;

- списки паспортных столов;

- различные базы данных (например, клиентов фирмы, подписчиков какого-либо издания и т.п.).

Следует помнить, что, как правило, чем полнее данные (списки), тем они более

устаревшие.

Во-вторых, следует обратить внимание на саму процедуру отбора объектов исследования.

Существует два типа выборки: вероятностная и целенаправленная. При построении первого типа выборки главное - обеспечить случайный отбор объектов исследования. Такой отбор может осуществляться несколькими способами, которые будут рассмотрены ниже.

1. Метод собственно случайного отбора (повторного и бесповторного). Суть метода заключается в организации такой процедуры отбора, где у каждого объекта (элемента) генеральной совокупности будут равные возможности (вероятность) попасть в выборку. Этот тип выборки аналогичен принципу игры «русское лото»: в мешке находятся бочонки с цифрами, у каждого бочонка одинаковая вероятность быть вытащенным из мешка. Если вытащенный бочонок возвращается в мешок, то выборка является повторной, если нет - бесповторной. Такой метод хорош, когда генеральная совокупность не слишком велика (в пределах 1000 человек).

2. Метод механической выборки. Для больших (свыше 1000 человек) генеральных совокупностей отбор осуществляется иначе. Предположим, что из генеральной совокупности объемом N-элементов (человек) для опроса нужно отобрать n-респондентов. Тогда рассчитываем шаг выборки (К) как отношение размера генеральной совокупности к величине выборки:

К = N / n.

Имея базу данных по генеральной совокупности, например, списки избирателей, подписчиков на данное издание или телефонный справочник, отбираем каждый К-тый элемент списка для опроса (например, если К = 25, то отбираем 1-й, 25-й, 50-й и т.д. элементы).

3. Метод серийной выборки.Иногда в составе генеральной совокупности исследователь уже сразу может выделить некоторые группы. В таком случае генеральная совокупность делится на группы (серии), затем внутри каждой группы осуществляется случайный отбор.

Например, проводится опрос студентов факультета социальных наук. Взяв за основу базу данных студентов, можно осуществить собственно случайный отбор, отбор методом механической выборки, но целесообразнее разделить генеральную совокупность на 3 серии: студенты дневного отделения, студенты вечернего отделения и студенты заочного отделения, затем внутри каждой серии провести собственно случайный отбор.

Считается, что при соблюдении процедуры отбора выборка автоматически будет репрезентативна генеральной совокупности (то есть основные демографические характеристики опрошенной части населения будут соответствовать характеристикам генеральной совокупности). Иначе говоря, выборка будет представлять собой уменьшенную копию генеральной совокупности по заданным характеристикам.

4. Кластерная (гнездовая) выборка. Особенностью данного типа отбора является то, что отбираются не отдельные респонденты, а целые группы с последующим сплошным опросом внутри этих групп. Очевидно, что такой подход упрощает организацию сбора информации и удешевляет исследование, но при отборе таких групп, следует убедиться, что они по своему составу повторяют генеральную совокупность. Часто такой способ отбора используется при опросе студентов: в вузе (на факультете) отбираются учебные группы, внутри которых проходит сплошной опрос студентов. Как уже отмечалось, при отборе таких групп следует обращать внимание на их «типичность»: например, отбор в качестве «гнезда» группы студентов, обучающихся на коммерческой основе в государственном вузе, может дать искаженную картину.

5. Многофазная (многоступенчатая) выборка.Данный тип выборки можно рассмотреть как комбинацию гнездовой выборки и случайного отбора: на первом этапе отбираются «гнезда» (причем этот отбор может быть ступенчатым), на втором – проводится случайный отбор респондентов и их опрос. Поясню сказанное на примере: предположим, нам необходимо опросить студентов С.-Петербурга. В качестве первого шага выбираем (случайным образом) конкретный вуз Санкт-Петербурга (1 ступень), затем внутри вуза проводим случайный отбор факультета (вторая ступень), внутри факультета отбираем респондентов для опроса (отбор респондентов можно осуществить любым из 4-х перечисленных выше способов).

При целенаправленномотборе главное внимание уделяется не процедуре отбора, а соответствию выборки генеральной совокупности по заданным параметрам. К целенаправленной выборке относятся:

1. Квотная выборка (со взаимосвязанными параметрами и с независимыми параметрами).При построении квотной выборки исследователь следит, чтобы выборочная совокупность соответствовала генеральной совокупности, но сам отбор не является случайным, т.е. интервьюер или анкетер сам выбирает респондентов (задаются лишь общие параметры: сколько людей определенного пола, возраста и уровня образования должен опросить респондент).

Отличие квотной выборки со взаимосвязанными параметрами от квотной выборки с независимыми параметрами поясню на следующем примере. Итак, нам нужно опросить население С.-Петербурга (возрастной интервал 16-64 года). Если мы будем строить выборку по двум независимым параметрам, то нам необходимо знать:

1) соотношение мужчин и женщин (45 % на 55 % соответственно);

2) распределение населения по возрастным интервалам:

Возрастная Группа Проценты Количество человек в выборке
55-64 15,4
45-54 22,4
35-44
25-34
20-24 12,7
16-19 9,5
Итого: 100 % 1000 чел.

Таким образом, мы не можем точно сказать, как распределяются мужчины и женщины внутри каждого возрастного интервала, у нас есть только общее соотношение мужчин и женщин. Конечно, такой подход может привести к смещению выборки, хотя она и будет соответствовать всем контрольным цифрам квотной выборки с независимыми параметрами ( в нашем примере к таким контрольным цифрам относятся: распределение по возрастным группам и распределение по полу).

Квотная выборка со взаимосвязанными параметрами является точной копией генеральной совокупности (по заданным параметрам). Ее построение требует более точных и подробных сведений о генеральной совокупности. В нашем примере мы должны располагать информацией о распределении мужчин и женщин в каждом возрастном интервале:

Возрастная Группа Распределение по полу (%) Распределение по полу (кол-во чел. в выборке)
Мужчины Женщины   Мужчины Женщины
55-64
45-54
35-44
25-34
20-24
16-19
Итого: - -

Так как не всегда возможно получить подробные данные о взаимосвязи параметров, социологи часто вынуждены осуществлять отбор, используя независимые параметры.

2. Метод «снежного кома». Используется тогда, когда для целей исследования требуются респонденты со «сложными» или нераспознаваемыми параметрами. При этом первые единицы отбираются по известным адресам, а другие - с их помощью, т.е. респонденты сами указывают социологу, кого еще можно опросить.

3. Метод стихийной выборки. Часто используется в прессовых опросах: в газете или журнале помещается опросный лист, читатель заполняет его и отсылает в редакцию. Понятно, что далеко не каждый читатель сделает это. Выборка формируется стихийно, поэтому вопрос о ее репрезентативности решается в каждом случае особо.

4. Метод основного массива.Используется прежде всего в зондажных

исследованиях (например, при выявлении общественного мнения по какой-либо проблеме, или изучении готовности людей действовать - участвовать в митингах, акциях протеста и т.п.). Опрашивается 50-60 % генеральной совокупности, опросный лист максимально короткий.

Не совсем корректно ставить вопрос о том, какой из способов отбора лучше. С точки зрения минимизации возможных искажений (о большей части которых исследователь может и не догадываться в силу неполной информации о генеральной совокупности), более надежным способом отбора считается случайный отбор, где обеспечивается равенство шансов попадания в выборку.

Среди ситуаций, когда социолог вынужден прибегать к целевому отбору, можно указать наиболее типичные:

1) социолог не располагает достаточной информацией о генеральной совокупности;

2) трудно с помощью методики случайного отбора «отловить» респондентов с нужными для исследования характеристиками (иначе такой отбор превратился бы в «поиск иголки в стоге сена»);

3) нехватка средств, персонала, времени.

Во всех подобных ситуациях социолог обязан, представляя результаты исследования, особо уточнить, что выборка носила неслучайный характер, а значит возможны неизбежные смещения выборки, которые, в отличие от случайного отбора, труднее оценить, а иногда и обнаружить.

Ответив на вопрос, как отбирать респондентов, мы еще не рассмотрели вопрос о том, скольких опрашивать. В самом общем виде зависимость размера выборки от величины генеральной совокупности можно представить в следующем виде:

Объем генеральной совокупности Объем выборки[K1]

Примечание. Данный объем выборки рассчитан для 5 % ошибки.

Источник: В.И.Паниотто, В.С.Максименко. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982. С. 82, или: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М. : «Добросвет», «Книжный дом «Университет»», 1998. С. 118.

Данная таблица является весьма приблизительным ориентиром для расчета размера выборки, так как нередко в ходе исследования необходимо из общей совокупности опрошенных выделить специальную группу (такая группа называется целевой). Чтобы получить достоверную информацию о такой группе, ее численность в выборке должна быть не менее 40-50 человек, что ведет к увеличению генеральной совокупности.

Для удобства представим типы выборочного отбора в сводной таблице:

Типы выборки

Тип выборки Суть отбора Примечания
I. Вероятностный отбор
1. Метод собственно случайного отбора (повторного и бесповторного) У каждого объекта (элемента) генеральной совокупности равные возможности (вероятность) попасть в выборку. Способ отбора напоминает игру «русское лото». Генеральная совокупность должна быть не слишком велика (в пределах 1000 человек), иначе провести отбор будет практически невозможно.  
2. Метод механической выборки Рассчитывается шаг выборки (К) как отношение размера генеральной совокупности (N) к величине выборки (n): К = N / n.Затем из списка выборочной совокупности выбирается каждый К-тый элемент.   Можно работать с большими генеральными совокупностями, но нужно иметь список генеральной совокупности (например, списки избирателей, телефонные справочники, электронные базы данных собственников жилья и т.п.).
3. Метод серийной выборки Генеральная совокупность делится на группы (серии), затем внутри каждой группы осуществляется случайный отбор. Группы должны быть четко заданы.
4. Кластерная (гнездовая) выборка Отбираются не отдельные респонденты, а целые группы с последующим сплошным опросом внутри этих групп. Данный метод при правильном использовании дает экономию времени и средств, но при отборе групп следует обращать внимание на их «типичность».
5. Многофазная (многоступенчатая) выборка Данный тип выборки можно рассмотреть как комбинацию гнездовой выборки и случайного отбора: на первом этапе отбираются «гнезда» (причем этот отбор может быть ступенчатым), на втором – проводится случайный отбор респондентов и их опрос. На каждой ступени нужно следить за соблюдением принципов случайности отбора.
II. Целенаправленный отбор
Квотная выборка (со взаимосвязанными параметрами и с независимыми параметрами) Исследователь следит, чтобы выборочная совокупность соответствовала генеральной совокупности, но сам отбор не является случайным, т.е. интервьюер или анкетер сам выбирает респондентов (задаются лишь общие параметры: сколько людей определенного пола, возраста и уровня образования должен опросить интервьюер/анкетер). Квотная выборка со взаимосвязанными параметрами является точной копией генеральной совокупности (по заданным параметрам). Квотная выборка с независимыми параметрами соответствует лишь «контрольным показателям» (этим параметрам) и может быть смещенной относительно взаимного распределения этих параметров в генеральной совокупности.
2. Метод «снежного кома» Таким способом отбираются респонденты со «сложными» или нераспознаваемыми параметрами. При этом первые единицы отбираются по известным адресам, а другие - с их помощью, т.е. респонденты сами указывают социологу, кого еще можно опросить. Процедура опроса проходит в несколько этапов, возможны повторы, т.е. респонденты указывают социологу на людей, которые уже были опрошены.
3. Метод стихийной выборки Типичным примером является прессовый опрос: публикация анкеты в прессе, некоторые читатели заполняют анкету и отсылают в редакцию. Выборка формируется стихийно, поэтому вопрос о ее репрезентативности решается в каждом случае особо.
4. Метод основного массива Опрашивается 50-60 % генеральной совокупности, опросный лист максимально короткий. Чаще всего используется в зондажных исследованиях; а также при принятии управленческих решений.

Размер выборки для определения уровней точности

(в процентах с доверительным интервалом в 95 %, р=0,5)*

Размер совокупности Размер выборки для следующих уровней точности:  
+1 % + 2 % + 3 % + 4 % + 5 % + 10 %
        t º + + + + +   + + + + +   + + + +     + + + +         + +                                  

* Доля в выборке единиц, обладающих измеренными характеристиками; для других значений р необходимый размер выборки будет меньше.

+ В этих случаях более 50 % объема выборки дадут большую точность, чем требуемая. Поскольку нормальное распределение – это лишь грубое приближение к гипергеометрическому распределению, где n составляет более 50 % от N, формула, используемая при этих подсчетах, неприменяется.

Размер выборки для определения уровней точности

(в процентах с доверительным интервалом в 99,7 %, р=0,5)*

Размер совокупности Размер выборки для следующих уровней точности:  
+ 1 % + 2 % + 3 % + 4 % +5 %
        t º + + + + +   + + + + +   + + + + +   + +   + + + + +   + + + + +       + + + + +         + +         +        

* Доля в выборке единиц, обладающих измеренными характеристиками; для других значений р необходимый размер выборки будет меньше.

+ В этих случаях более 50 % объема выборки дадут большую точность, чем требуемая. Поскольку нормальное распределение – это лишь грубое приближение к гипергеометрическому распределению, где n составляет более 50 % от N, формула, используемая при этих подсчетах, неприменяется.

Источник: Дж.Б.Мангейм, Р.К.Рич. Политология. Методы исследования. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997. С. 517-518.

ФОКУС-ГРУППА

Строго говоря, фокус-группу можно отнести к методу коллективного интервью, но поскольку в последнее время данный метод сбора информации стал достаточно популярен, стоит рассмотреть его подробнее.

При проведении фокус-групп основным методологическим принципом является групповая динамика.

Просмотрев литературу, посвященную данному методу, можно составить следующий набор правил для организации фокус-группы:

а) Количественный состав участников варьируется от 8 до 12 человек, чтобы все могли участвовать в дискуссии.

б) Члены группы должны быть отобраны случайно (с соблюдением квотной выборки), а также быть незнакомы друг с другом. Обычно фокус-группу подбирают из представителей целевой аудитории, соответствующей модели формативной группы по социально-демографическим, социально-экономическим, социокультурным признакам. Члены группы до начала дискуссии не должны быть информированы о ее теме и целях.

в) Управляет дискуссией опытный ведущий (модератор). Необходимо расположить участников группы к свободной беседе об интересующем предмете. Модератор не должен навязывать свое мнение респондентам. Важно вести дискуссию недирективно, но с такой интенсивностью, чтобы не было времени вспоминать «газетные» (идеологизированные) штампы для «правильных» ответов, т.е. чтобы ответы возникали на уровне подсознания, как «озарение».

г) Дискуссия проводится по заранее подготовленному сценарию (гайду), содержание которого известно только модератору. Соответственно поставленным задачам в сценарии имеются структурные единицы (сегменты или блоки) по принципу выборочной фокусировки на отдельных задачах исследования.

д) Фокус-группа может длиться 1 - 2 часа или более в зависимости от предмета исследования и хода интеракции.

Источники:

Пример организации фокус-группы

Задачи фокус-группы

1) Выявить ассоциации участников на понятия «уют», «уют в доме/на кухне»;

2) Выявить образы мебели;

3) Обнаружить и изучить (если будет обнаружено) различие между понятиями «мебельный салон» и «мебельный магазин»;

4) Изучить степень осведомленности участников о мебельном рынке города;

5) Узнать, какую рекламу «замечают» участники;

6) Узнать, какую рекламу участники запоминают;

7) Вспомогательная задача: отделить оригинальные названия, которые предлагают участники, от тех, которые они видели или слышали (т.е. уже существующих);

8) Выявить, какие требования потребители предъявляют к мебели;

9) Выявить, какие требования потребители предъявляют к мебельному магазину/салону;

10) Выяснить, как участники группы оценивают предложенные им названия (по списку заказчика);

11) Выявить образы, картинки, фрагменты, которые могут стать основой для разработки логотипов и рекламных сообщений (логотипы не будут анализироваться, чтобы избежать искажений в их трактовке, и будут представлены потенциальным разработчикам логотипов в той форме, как их предлагали участники).

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Социометрический анализ (социометрический тест) является методом, пришедшим в социологию из психологии. Метод используется для измерения групповых свойств и позволяет:

1) оценить сплоченность/разобщенность группы;

2) выявить взаимоотношения в группе: отношения симпатии
/антипатии; участников группы, которые являются «невидимками» для остальных членов группы;

3) получить структуру группы: лидеры, их сторонники, противники, «неприсоединившиеся» и т.п.

Как уже отмечалось, метод заимствован из психологии, где с его помощью изучались малые группы. Размеры малой группы в психологии составляют от 3 человек (нижняя граница) до 7 – максимум 9 (верхняя граница). Социологов такой размер малой группы не устроил, так как большинство групп, с которыми имеет дело социолог, значительно больше (трудовой коллектив, студенческая группа, класс в школе и т.п.), поэтому размеры малой группы были увеличены до 20 человек, но проводятся социометрические измерения и групп составом до 40 человек.

В отличие от большинства методов сбора информации в социологическом исследовании, социометрия не позволяет в полной мере сохран

Наши рекомендации