Семинарское занятие как форма организации учебной деятельности
Существует множество различных форм и методов активизации семинарского занятия по общественным дисциплинам. И все они в конечном итоге преследуют одну цель - поднять уровень активности студенческой аудитории до такой степени, которая бы обеспечивала состояние и атмосферу коллективной дискуссии, поскольку только в полемике рождаются новые мысли и идеи, что и есть желаемый результат активизации научно-теоретической деятельности. Дискуссия в данном случае есть высшая форма проявления активности студенческого коллектива на семинарском занятии. Она есть критерий практической реализации любой формы проведения семинарского занятия. Причем, речь не может идти лишь об элементах дискуссионности на семинаре, чем мы порою чрезмерно гордимся, отмечая наличие таковых на нашем семинаре, или на семинаре коллеги. Речь идет о дискуссии, захватывающей всех без исключения ее участников на протяжении всего, отведенного на семинар, времени. Методические усилия преподавателя-социолога как организатора и руководителя семинарского занятия и должны, в конечном счете, быть направлены на достижение именно такой формы дискуссии.
Методика преподавания на семинарах строится на активном привлечении студентов к проведению каждого занятия: рефераты, эссе, доклады, «круглые столы», дискуссии по проблемам, имитации и анализ конкретных ситуаций и т.д.
Сам же процесс активизации теоретической деятельности в условиях высшей школы, надо полагать, не сводится к более мучительному поиску теоретических абстракций, которые необходимо будет лишь наложить на социальную действительность и тем самым уже предопределить решение проблем социальной практики.
Семинары возникли в античных школах и до сих пор предполагают обсуждение докладов учащихся или прочтение под руководством преподавателя источников по значимой проблеме. Поэтому на самих семинарах или в процессе подготовки к ним часто используются учебники и хрестоматии.
Семинары подразделяют на четыре типа.
1. Протосеминар – студенты читают текст и объясняют, как его поняли. Цель – развитие общих навыков обучения.
2. Простой (традиционный) семинар – студенты читают доклады, обсуждают их или дискутируют. Цели – углубление и закрепление имеющихся знаний, развитие профессиональных и общих компетенций. Важное условие – тема семинара не дублирует тему лекции, но дополняет ее.
3. Спецсеминар – студенты под руководством преподавателя разбирают социологические исследования. Тематику предлагает преподаватель и:
• либо собирает студентов по каждой новой теме,
• либо рассматривает с ними свои наработки по какой-то проблеме.
Цель – выработка исследовательских навыков в определенной тематической области.
4. Проектный семинар – студенты сами выбирают для себя тему исследования и постепенно проводят его под контролем преподавателя. Цели – выработка самостоятельного исследовательского подхода, применение полученных знаний на практике.
Самое сложное при организации групповой работы на семинарах - это обеспечение рабочим материалом и временем. Примерно 5 минут требуется на определение тем, еще 5 минут идет разбивка на группы, и 5 минут студенты определяются, кто чем конкретно будет заниматься в оставшееся время.
На семинарах вырабатываются важнейшие компетенции.
1. Систематизация информации из разных источников.
2. Критическая оценка позиций.
3. Выработка собственной позиции и умение аргументировано ее отстаивать.
4. Навыки рациональной дискуссии.
5. Решение поставленных проблем с использованием полученного знания.
6. Групповая работа.
Игровые виды семинаров.
При всей своей простоте даже семинар традиционного типа имеет множество разновидностей, включая игровые.
1. Дискуссия. Студенты разбиваются на группы, готовятся, а потом спорят между собой по какой-то социальной проблеме.
Можно выбрать экспертов, которые наряду с преподавателем будут оценивать самых активных.
2. Игра с табличками. Например, на спину студента вешается листок с социологическим понятием. Студенту задаются вопросы, и, отвечая на них, он должен понять, какое слово написано на листке. Можно меняться табличками.
3. Угадывание личности. Например, па семинаре по истории социологии по отдельным идеям или цитатам нужно определить, какому социологу они принадлежат. Или можно составить собирательный образ представителя какого-то социального класса или субкультуры.
4. Пересказ опыта. Это ссылки на личные наблюдения, знания и переживания преподавателя и студентов. Например, семинар можно начать с такого вопроса: когда Вы в последний раз видели представителя девиантного поведения?
5. Анализ ситуаций. Студентам даются так называемые кейсы – реальные или придуманные случаи, которые надо проанализировать и обсудить. Хорошо при этом внести элемент конкуренции – предложить, например, случай, связанный с конкурентной борьбой между фирмами. Студенты должны не только вникнуть в ситуацию, но и суметь аргументировать свое мнение. В отличие от семинара-дискуссии при анализе ситуаций ставится проблема, которую необходимо решить.
Данные для кейса:
• история проблемы;
• лица и организации, затронутые проблемой;
• суть проблемы;
• дополнительное описание важных аспектов;
• задание по кейсу, включающее в себя цель и вопросы.
Основные правила, которыми руководствуется преподаватель
при проведении семинаров этого вида:
• предварительно надо познакомить студентов с тем, как решаются подобные проблемы;
• из предложенных вариантов решения проблемы выбирается один – самый лучший исходя из поставленных задач;
• тема должна быть доступна для понимания студентов и потому неизбежно будет опираться па внутри- и межпредметные связи.
6. Рисование. Иногда оно более целесообразно, чем написание эссе или контрольной работы. Например, можно раскрыть в картинках теорию бюрократии Макса Вебера, показать виды социальных конфликтов или обозначить этапы полевой работы социолога. Рисунки, состоящие из нескольких логически связанных изображений, хорошо демонстрируют причинно-следственные связи социальных процессов. Кроме того, можно использовать рисование для подготовки к тестированию или показать рисунок и спросить, что это значит.
7. Ролевая игра. Строится по заранее проработанному сценарию, допускающему массу импровизаций. Ее разновидности:
• драматизация – конфликтное действие, наподобие театральной инсценировки;
• персонификация – игровое перевоплощение студентов. Несколько студентов могут изобразить, например, великих социологов (Огюст Конт, Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Вильфредо Парето) и даже организовать идейный спор между ними;
• интервьюирование – игра, в ходе которой один или несколько "актеров" отвечают на содержательные вопросы других;
• воображаемая экскурсия;
• моделирование ситуации – на семинаре можно смоделировать в игровой форме, например, заседание Генеральной ассамблеи ООН, заседание Совета Министров ЛНР, на котором обсуждается важный законопроект. Можно смоделировать город, когда разные студенты будут представлять разные городские учреждения, районы или слои населения с типичными для них позициями и проблемами.