Теория социальных институтов
Отношений между группами в обществе регулируются с помощью социальных институтов.
Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Примерами социальных институтов, длительно существующих в истории человеческой деятельности, могут служить: институт семейных отношений, институт правовых отношений, институт управления.
Каждый социальный институт имеет внутреннюю структуру. Элементами этой структуры являются нормы, законы, роли участников, учреждения и продукты деятельности (см. Рисунок 9).
Функции социального института:
· кумулятивная функция – аккумуляция, накопление, закрепление и воспроизводство социальных отношений;
· транслирующая функция – трансляция, перенос социального опыта из поколения в поколение;
· регулятивная функция – регуляция социальных отношений с помощью демонстрации разрешенных, возможных образцов поведения.
Одна из основных проблем теории социальных институтов состоит в том, что максимум функции социального института достигается, если человек станет безличным исполнителем своей роли. Такое положения дел вызывает противоречие между желанием человека быть самим собой, между личностью и социальным институтом.
Социальная структура общества
Социальная структура общества, разумеется, существует только в мыслях и моделях социологов. В реальности нет никаких решеток, граней и других отметок на огромном общественном организме. Социологический подход заключается в том, чтобы сконструировать максимально удобную для изучения модель общества.
Существует несколько способов представления социальной структуры. В предыдущих главах мы уже рассматривали количественный способ представления общества: личность – группа – социальная организация – общество.
Существуют и другие способы конструирования модели общества: элитаристский и стратификационный подходы.
Элитаристская модель общества
Представители данного подхода заметили, что в обществе существуют две основные группы: элита и масса. Элита занимает превосходствующую позицию и является нормозадающей частью общества (см. Рисунок 10).
Концепции элит:
Теория политической элиты (В. Парето).
В. Парето выделил в различные периоды существования государства существование двух типов политиков:
ЛЬВЫ - их власть основана на насилии, они прямодушны и открыты, они герои, но не жестокие. Сначала их ореол побед силен, но затем власть слабнет, насилие и зависть порождает врагов, приводит к тирании.
ЛИСЫ - хитры, коварны, умение лавировать, сложная цепь достижения власти. Их власть более устойчива, так как построена на искусственно разжигаемой розни ("разделяй и властвуй").
Теория творческой элиты (А. Тойнби).
Любое общество основано на свободном интеллектуальном творчестве индивидов, нормы и ценности освящены авторитетом, что является продуктом творческого меньшинства, которое и занимает господствующее положение в обществе.
Теория элиты (Х. Ортега-и-Гассет).
Элитой становится наиболее активная часть общества, которая способна нести ответственность за судьбу общества.