Четвертый этап - 20-е - 30-е годы XX в.
Пятый этап - конец, 50-х - 90-е годы XXв.
Шестой этап - 90-е годы XXв. по н/вр.
Вопрос 1:Сколько периодов и этапов в развитии и институционализации социологии как науки в России? |
Первый этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии в России, так же как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О.Конта были известны уже в 40-50-е годы XIXв., но только в 60-е годы XIX в. началась широкая популяризация позитивизма в России. Необходимо отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О.Конта и его сторонников.
Именно в это время зарождается ряд социологических школ и направлений. Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторической эволюции человеческого общества, о закономерностях общественного развития, о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально-историческом развитии общества.
Развитие социологии шло в рамках натуралистического и психологического направлений. Натуралистическое направление представляли идеологи географического детерминизма (Л.И.Мечникови др.) и органицизма (А.И.Стронин,П.Ф.Лилиенфельд, Я.А.Новиков). Представителями психологического направления были Е.В.Де-Роберти, Н.И.Кареев,Н.М.Коркунов. Также необходимо отметить большую роль, которую играли в этом процессе социологические теории народников (М.А.Бакунин,П.Н.Ткачев,а в их рамках существующая субъективная школа социологии (П.Л.Лавров,Н.К.Михайловский). Особое место в этот период занимали плюралистическая школа М.М.Ковалевскогои ортодоксальный марксизм (Н.И.Зибер,Г.В.Плеханов). Большое значение для развития социологии в России как университетской науки сыграла так называемая юридическая школа социологии (С.А.Муромцев,Ю.С.Гамбаров,Н.М.Коркунов,В.М.Хвостов, Л.И.Петражицкий,Б.А.Кистяковский), так как первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству именно через юридические факультеты.
Второй этап (1890-е г. — начало XX в.). В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями, стало явным внутреннее противоречие натуралистического редукционизма. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появлениянеокантианства,последователи которого критиковали вульгарный натурализм, эволюционизм и механицизм.
Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно-натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания, отрицали детерминизм. В связи с этим можно выделить следующие основные моменты неокантианской концепции социологии: приоритет логических основ (использование априоризма, а не наблюдения); критика понятий и языка социологии; гносеологическое философствование; акцентирование внимания на проблемах культуры и ценностном аспекте человеческого поведения.
Лозунг «Назад к Канту» увлек за собой многих исследователей, одних полностью, других частично. Неокантианство в России условно можно разбить на три группы:
-ортодоксальное ядро(социологическая гносеология) — А.С.Лаппо-Данилевский,Б.А.Кистяковский;
-концепция, близкая к философскому иррационализму(субъективно-нормативная) —П. И. Новгородцев,В.М.Хвостов;
-вариант «индивидуального психологизма»(психологическая интерпретация неокантианства) —Л.И.Петражицкийи его последователи.
Шло дальше развитие имарксистской социологии (исторического материализма). Марксизм стал рассматриваться как возможный вариант, возникающий при объяснении и поиске путей эволюции России. Можно выделить два его основных направления:
Ортодоксальный марксизм (Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов-Ленин) и неортодоксальный,«легальный марксизм» (П.Б.Струве).С.Н.Булгаков,М.И.Туган-Барановский,Н.А.Бердяев и др.).
Ортодоксальный марксизм в свою очередь можно также разделить на два течения. Первое было ортодоксальным как по форме, так и по содержанию и обосновывало в духе исторического детерминизма пути естественной социальной эволюции (Г.В.Плеханов). Второе было ортодоксальное по форме, но неортодоксальное по содержанию, Т.к. пыталось соединить теорию сущего и теорию должного (В.И.Ленин). В конечном итоге это привело к соединению исторического материализмас положениями русской субъективной социологии, т.е. к единству, при этом научно обоснованному, политического тоталитаризма с субъективизмом.
В этот период идет также дальнейшее уточнение представителями старых школ (М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев и др.) своих прежних позиций.
После 90-х годов XIX в. происходит признание того, что среди обширного множества общественных явлений существуют такие, которые изучает только социология (это формы «общественного взаимодействия», общие виды и типы общения и т.п.), и такие явления, которые она не изучает. Подобное понимание открывало социологии путь для самостоятельного изучения социальных объектов, вносило определенные разграничения в междисциплинарные контакты и дало толчок повсеместному признанию социологии представителями многих дисциплин, теперь уже не только социальных, но и биологии, географии, антропологии, физиологии и т.п.
Третий этап (первая четверть XX века). Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становитсянеопозитивизм —А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев,П.А.Сорокин.
Происходит эволюция отечественной версии марксизма (так называемого ортодоксального марксизма), внутри которого идет дальнейшее усиление политизации социальной теории (В.И.Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление - тектология, которое стремится соединить марксистские идеи с современной организационной наукой (А.А.Богданов).
В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов. Единицей социального анализа, вместо различных "факторов", групповой психологии и психологии отдельного человека становятся "социальные связи" (А.С.Звоницкая), "взаимодействие" (П.А.Сорокин), "социальное общение" (К.М.Тахтарев) и т.п. Неопозитивисты считали, что главное внимание необходимо обращать на изучение социального поведения и общества, рассматриваемых с точки зрения статичности, организованности. Они считали необходимым в первую очередь изучать социальное поведение, а затем уже существующие социальные структуры постоянных или повторяющихся форм взаимодействия и изменения (воспроизводство, самоподражание, разрушение) социальных процессов. Считали, что в социологии должен быть реализован более полно идеал "описательной науки" и должно идти объективное изучение внешних сторон поведения с помощью эмпирических исследований.
Критическое отношение и отказ от эволюционизма и сравнительно-исторического метода потребовало расширения эмпиризма (статистические данные, эмпирические исследования). По их мнению, интроспекция была очень темным и подозрительным источником знания. Поэтому социология этого периода была направлена на наблюдение объективного поведения.
Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукциявместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместоэволюционного. Хотя неопозитивисты и признавали в целом программу социологии как науку о поведении, при рассмотрении средств и способов реализации данной программы их взгляды расходились. Этим обусловлено наличие большого количества расхождений и взаимной критики по отношению друг к другу