Раздел 4 Формы проявления политической жизни

Политическое сознание представляет собой реакцию субъектов политической жизни на ее события. Оно включает в себя система­тизированные (идеология) и обыденные (массовая психология) формы. Политическая идеология — это совокупность взглядов, выражающих интересы и цели субъектов политической жизни в форме ценностей и программ практического действия. Иногда ее называют теоретичес­ким сознанием, но это не так, поскольку теория занимается поиском истины, а идеология — обоснованием интересов и ценностей. Идеоло­гия формируется представителями элиты для распространения среди населения. Она включает суждения, оправдывающие преобладание одних политических интересов и ценностей над другими. Массовая политическая психология возникает у широких слоев населения на основе опыта политической жизни и состоит из настроений, ожида­ний, установок и стереотипов.

Глава 10. Политическое сознание

Политическая идеология

Всякая идеология (от греч. idea — идея, образ, понятие, и logos — учение) направлена на обоснование определенного набора ценностей. Ценности (свобода, права человека, равенство, спра­ведливость, порядок и т.д.) выражают важные для людей стороны их политической жизни.

К одной из самых распространенных идеологий относят либера­лизм. Центральная ценность либеральной идеологии (от лат. liber-alis — свободный) — индивидуальные права и свободы. Классичес­кий либерализм возник в XVIII в. Он понимал свободу как огра­ничение государственного контроля над личностью, что было есте­ственно для периода борьбы против абсолютной монархии. Основ­ными ценностями либерализма были автономная личность, права человека, рыночная экономика, свободная конкуренция, невмеша­тельство государства в частную жизнь. Либералы считали, что го-

[187]

сударство должно играть исключительно охранительную роль (роль «ночного сторожа»). Демократия с точки зрения либерализма озна­чает политическое равноправие людей, выборность властей и кон­троль граждан над государственным аппаратом. Новый или соци­альный либерализм (неолиберализм), появившийся в XX в., вклю­чил в число либеральных ценностей справедливость и равенство возможностей. Он обосновал необходимость государственного ре­гулирования рыночной экономики и «социального государства», обеспечивающего поддержку частной жизни и благосостояние ши­роких слоев населения за счет перераспределения доходов от наи­более обеспеченной его части к наименее обеспеченной. Несмотря на внешние различия, и традиционный, и современный либера­лизм отстаивают приоритет частной жизни над публичной, гражда­нина над государством.

Консерватизм (от лат. conservare — сохранять) возник в XVIII в. в качестве реакции на революционные события и альтернативы либерализму. Главными ценностями консервативной политической идеологии были стабильность, частная собственность и сильное государство. Консерваторы обосновали необходимость сохранения существующего порядка, общественного неравенства и подчинения частных интересов общим. Классический консерватизм отстаивает такие социальные и политические приоритеты, как верность тра­дициям, строгое соблюдение правовых и нравственных норм, крепкая семья, непререкаемость власти правящей элиты. Возник­ший во второй половине XX в. новый консерватизм (неоконсерва­тизм) дополнил старые ценности новыми: частной инициативой, регулируемой рыночной экономикой и демократией. Неоконсерва­торы выступают за гражданские свободы в рамках законности и за реформы в рамках существующего порядка (без разрушения его основ). Как старый, так и новый консерватизм исходит из приори­тета публичной жизни над частной, государства над гражданином.

В действительности чаще встречаются консервативные либера­лы и либеральные консерваторы в зависимости от относительного преобладания тех или иных взглядов у конкретных индивидов и группировок. Обе идеологии имеют крайнюю и умеренную формы. Умеренный консерватизм сближается с умеренным либерализмом, крайний консерватизм — с традиционализмом. Крайний либера­лизм сближается с радикализмом (см. гл. 9).

Коммунизм (от лат. communis — общий) как политическая идео­логия возник в середине XIX в. Он стал альтернативой и либера­лизму, и консерватизму. Главное его отличие от них заключается в радикализме. Коммунисты объявили своей целью уничтожение всех вариантов старого общественного строя, основанного на нера-

[188]

венстве, и создание нового строя, основанного на социальном ра­венстве. В этом состоит антиконсерватизм коммунистической идеологии. Основоположники этой идеологии К. Маркс и Ф. Эн­гельс сформулировали ее основные принципы в работе «Манифест Коммунистической партии» (1848), которая стала руководством к действию для радикальной части европейского рабочего движения XIX — начала XX в. Радикализм этой идеологии и соответствую­щего ей политического течения заключался в ориентации на осу­ществление социальной революции с целью установления диктату­ры пролетариата (неимущего класса), уничтожения с ее помощью частной собственности, социального неравенства и построения бесклассового общества, обеспечивающего свободное и всесторон­нее развитие каждого индивида.

В этом отношении коммунизм противостоит либерализму, ут­верждающему, что индивидуальная свобода основана на частной собственности. Старое государство, основанное на господстве одних классов над другими, согласно коммунистической идеоло­гии, нужно заменить общественным самоуправлением. Демократия для коммунистов означает подчинение меньшинства (предприни­мателей) большинству (трудящимся). В настоящее время существу­ют различные модификации коммунистической идеологии, отли­чающиеся от классического коммунизма. К их числу можно отне­сти «еврокоммунизм», возникший во второй половине XX в. в ин­дустриальных европейских странах. Он основан на отрицании традиционных коммунистических ценностей и критике опыта СССР и бывших социалистических стран, где коммунизм был официальной государственной идеологией.

Приверженцы этой идеологии занимали ключевые позиции в ряде крупнейших коммунистических партий Европы (французской, итальянской, испанской). Они отрицали необходимость установле­ния диктатуры пролетариата и социалистической революции, про­пагандировали реформистский (парламентский) путь перехода к социализму («врастание социализма в капитализм»), политический и идейный плюрализм, смешанную (государственно-частную) эко­номику. Это способствовало сближению их позиций с позициями социалистов и даже созданию «союза левых сил» во время избира­тельных кампаний (например, коммунистической и социалисти­ческой партий Франции в 1981 г.).

Вплоть до распада СССР КПСС вела активную идеологичес­кую борьбу с этим течением. Идейная платформа КПРФ, наибо­лее влиятельной из коммунистических партий современной Рос­сии, также отличается от традиционного коммунизма (см. гл. 9).

[189]

Во всех вариантах коммунистическая идеология исходит из при­оритета социального равенства над индивидуальной свободой.

Социалистическая идеология возникла в XIX в. Социализм (от лат. socialis — общественный) провозглашает главной ценностью не свободу, не стабильность и не равенство, а справедливость. Справедливость означает сочетание индивидуальной свободы и со­циального равенства, порядка и реформ. Демократию социалисты понимают как средство обеспечения социальной справедливости и распространяют ее не только на политическую, но и на экономи­ческую и социальную сферу. Социалисты считают, что обществен­ное неравенство можно преодолеть с помощью постепенных ре­форм без революционной замены старого общества новым. Они также полагают, что и при сохранении частной собственности можно преодолеть социальные и политические конфликты на ос­нове развития системы классового партнерства и социальных га­рантий. В настоящее время партии, ориентирующиеся на социа­листические ценности (социал-демократические, социалистичес­кие, лейбористские) объединены в Социалистический интернацио­нал (Социнтерн). Установка на социальное сотрудничество во имя общего блага является наиболее важным признаком социалисти­ческой идеологии.

К числу политических идеологий относится и фашизм (от ит. fascio — пучок, связка). Эта идеология возникла под воздействием мирового экономического кризиса первой половины XX в., в ходе которого десятки миллионов лишились собственности, работы и средств существования. Для выхода из кризиса фашисты предло­жили идеологию тотального (полного) контроля государства над всеми сторонами общественной и личной жизни людей. С помо­щью такой организации они обещали установить «новый поря­док», который обеспечит классовую гармонию и всеобщее благо­получие. Подобная социальная демагогия (обман) в условиях кри­зиса и массового обнищания обеспечила фашистам поддержку зна­чительной части населения. Основными признаками фашизма яв­ляются культ насилия и вождя, пропаганда необходимости неогра­ниченного контроля государства над обществом, превосходства и господства одних рас и наций над другими, использования войны как основного средства решения национальных проблем. Наиболь­шее распространение фашистские взгляды получили среди мелких и средних предпринимателей («старого среднего класса»), а также деклассированных (лишившихся своего положения в обществе) слоев. В настоящее время эта идеология существует в форме нео­фашизма. Неофашисты легально или нелегально действуют во многих странах мира. Примером неофашистских организаций

[190]

могут служить Национал-демократическая партия в ФРГ и «Наци­ональный фронт» во Франции. Современные фашисты, как и фа­шисты 20—30-х годов, стараются спровоцировать националистичес­кие, расистские, реваншистские и милитаристские настроения среди населения. Они активизируются во время циклических кри­зисов производства, сопровождаемых банкротством множества предприятий, массовой безработицей и массовым протестом про­тив политики правительств.

Обычно политические идеологии и соответствующие им поли­тические течения делят на левые и правые. Это деление возникло в период Великой французской революции. В Национальном со­брании Франции сторонники социального равенства и справедли­вости располагались слева, а сторонники индивидуальной свобо­ды и частной собственности — справа. Из рассмотренных нами идеологий к левым можно отнести коммунизм и социализм, к правым — либерализм, консерватизм и фашизм. В жизни часто встречаются люди, придерживающиеся смешанных взглядов и располагающиеся между левыми и правыми. Таких людей называ­ют центристами левого или правого толка в зависимости от пре­обладания у них той или иной ориентации. В программах и дея­тельности политических партий и движений вышеперечисленные ценности сочетаются в различных пропорциях. Так, например, среди умеренных коммунистов и социалистов можно найти сто­ронников политических свобод, прав и частной собственности. Точно так же среди умеренных либералов и консерваторов можно найти сторонников социального равенства и справедливости. Осо­бенно характерно сочетание разных идейных платформ для тех партий, которые тесно связаны с профсоюзным, молодежным, женским, экологическим и антимилитаристским социальными движениями. На уровне повседневных жизненных потребностей и политической психологии альтернативные системы ценностей, представленные политическими идеологиями, не являются на­столько изолированными друг от друга, как в сознании элит и программах партий. Для решения проблем своей общественной жизни люди используют взгляды, выработанные разными идейны­ми течениями.

Наши рекомендации