Важнейшие проявления политической жизни в обществе

Политическая жизнь возникла в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими ин­тересами. Общество резко усложнилось, и поэтому по­явилась политика как деятельность по согласованию социальных интересов. Все население разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основ­ной функцией политики стало управление обществом с помощью государства в интересах прежде всего наибо­лее влиятельных классов и слоев общества.

Сфера политики явилась следствием и отражением тех процессов, которые зародились и существуют в со­циальной жизни общества. Речь идет прежде всего о со­циально-экономических интересах людей. Следует иметь в виду, что за всякого рода лозунгами и программами политических партий, заявлениями и действиями по­литиков как правило стоят интересы тех социальных групп, которых они представляют. Сфера политичес кой жизни включает в себя все многообразие явлений и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладание государственной властью. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие проявления политической жизни общества.

Политические потребности и интересыявляются по­будительными мотивами («пружинами») деятельности людей в сфере политики. В качестве мотивов выступа­ют имущественные интересы людей, их идеалы и чес­толюбие, нравственные соображения и другое. Данные интересы выражают потребности людей, т.е. то, чего им недостает в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовлекает в свой бурный поток не только людей с безупречной совестью, но и негодяев и прохо­димцев. Политическая жизнь — это всегда отстаива­ние своих интересов, в какие бы одежды эти интересы ни рядились.

Политическое сознаниелюдей является духовной стороной политической жизни общества. Оно включа­ет в себя как чисто житейские представления о полити­ке и государстве, так и различные учения и теории. Если нет политического сознания, то нет и полноцен­ной политической жизни в целом. Имея знания и пред­ставления о политике (пусть даже и самые простей­шие), люди получают возможность участвовать в ней сознательно(со знанием дела), давать оценки конкрет­ным фактам и явлениям политики, делать выбор в поль­зу собственных интересов.

Субъекты политической жизниесть ее участники, «актеры». Речь идет о конкретных индивидах и группах, которые являются носителями интересов, сознания и прак­тических действий. Изучая политическую жизнь общест­ва, философия обращает внимание на политическую куль­турусубъектов политики, на взаимоотношения между лидерами и. массой, духовные качества участников поли­тики. Философия отмечает также высокую степень субъ­ективного (личностного) начала в политической жизни. Ее интересует и то, насколько общество демократично, т.е. создает примерно равные возможности для участия в политической деятельности всем ее участникам.

Институты (органы) политической жизнипредстав­ляют собой специальные «инструменты», создаваемые и используемые субъектами политики для борьбы за власть и ее применение. К числу таковых относятся политические партии, различного рода движения, ас­социации и организации. Основным инструментом по­литики является конечно же само государство как офи­циальное выражение власти в обществе. Наличие на­званных нами институтов свидетельствует о том, что человечество сумело «изобрести» специальные средст­вадля цивилизованного и эффективного протекания политической жизни в обществе.

Собственно политикаесть, по определению В.И.Ле­нина, «участиев делах государства». В данном случае политика рассматривается как вид деятельности чело­веканаряду с наукой, воспитанием, земледелием и дру­гими. Она выполняет не только лишь функцию завое­вания власти и ее упрочения, но может быть направле­на также и на достижение гражданского согласия (кон­сенсуса) в обществе. В этом случае используются та­кие цивилизованные методы деятельности, как кон­структивный диалог, компромисс (соглашение на ос­нове взаимных уступок), партнерство и т.п. Но в по­литике используются, увы, и не только эти методы. Нередко можно услышать, что политика — это «гряз­ное дело», что это якобы «зверь, не знающий Бога» (Н.А.Бердяев) и т.п. Действительно, в политике имеет место хитрость и даже обман, заигрывание с массами и нечестная игра, лицемерие, цинизм, коварство и жес­токость. Так было всегда, так оно есть и сейчас, и в этом тоже проявляется ее противоречивая природа. Но все это еще не дает оснований полагать, что в этой деятельности нет места для совести, честности, поря­дочности и других позитивных социальных ценностей.

Политические отношения— это те связи и зависи­мости, которое складываются между индивидами и груп­пами людей в ходе их борьбы за власть. Это проявля­ется, например, в формах солидарности, сотрудниче­ства, компромисса. Но эти отношения нередко сущест­вуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон.

Политическая культурапредставляет собой типичные для данного общества образцы (формы) мышления и практической деятельности людей, проявляемые ими в сфере политики. Это понятие употребляется также и для характеристики человека как участника политической де­ятельности, раскрытия его политических качеств. Поли­тическая культура представляет собой единство полити­ческого сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия индивида в политике (мирные или же насильственные действия, активное участие или же неучастие в политике и т.д.). по­литическая культура является инструментомдля созна­тельного участия человека в политике и выполняет раз­нообразные функции. Кроме названной выше функции участияв политике, она способствует стабильности в обществе или же, при низкой культуре, разрушает ее. С помощью политической культуры передаются опыт, тра­диции и способы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может как способствовать объедине­нию (консолидации) людей на почве общих интересов, так и напротив — разъединять их, вносить вражду и не­приязнь друг к другу. Политическая культура помогает интеллектуальному развитию личности путем освоения индивидом существующих в обществе способов полити­ческого мышления и знаний о политике.

Политические принципы инормы включают в себя систему правил, запретов и ограничений для полити­ческой деятельности. В политике тоже должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Очень важно, например, принимать в правительстве такие решения, которые бы своевре­менно разрешали назревающие социальные конфлик­ты. От высших государственных деятелей требуются такие поступки, которые бы не ущемляли честь и на­циональное достоинство своего народа и т.д. и т.п. Данные принципы и нормы представляют собой как бы «правила игры» в политике.

В качестве небольшого вывода по второму вопросу мы считаем важным заметить следующее. Политическая жизнь общества глубоко социальна, т.е. она отра­жает интересылюдей, формирующиеся в социальной сфере. На основе этих интересов возникают специаль­ные институты (органы) — партии, государство и др., в задачу которых входят формулировка и реализация этих интересов. Одной из важнейших функций поли­тической сферы является закрепление и сохранение существующего в обществе социально-экономического порядка вещей (например, отношений собственности), либо же его изменение в интересах тех или иных соци­альных групп и слоев. Основная функцияполитичес­кой жизни есть, следовательно, отражение и реализа­ция социально-экономических и иных интересов лю­дей.

Наши рекомендации