Формы проявления культуры в жизни человека.

Культура–совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, государство, администрация и еще множество других агентов социального контроля. Разновидностью социального контроля выступает политический контроль. К нему относятся все политические акции, например сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве — законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля — залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает страшный паралич. Имя ему— аномия (беззаконие, отсутствие норм). Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

Социология культуры, как и социология труда, представляет собой отрасль социологии. Предмет социологии культуры — любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы. В сферу ее влияния входят интересы, мотивы, ценностные ориентации широких масс. Ее специфика определяется особенностями эмпирических методов — анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, посетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и др. Изучение этого среза реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в этнографию, ни в антропологию. Социологию культуры интересует то, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город-село, столица-периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.

Социология культуры включает множество поддисциплин: социологию образования, социологию науки, социологию морали, социологию религии, социологию искусства, социологию досуга, социологию спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри поддисциплин, в свою очередь, выделяются относительно самостоятельные тематические области и направления, например в социологии искусства — социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств.

Социология культуры иногда подвергается чрезмерной специализации и дроблению. Так, по мнению видного специалиста Л. Н. Когана, социология культуры “включает в себя несколько относительно самостоятельных научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы.

1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры: а) социология культуры материального производства; б) социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры.

2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образования; б) социология науки; в) социология нравственной культуры; г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры.

З. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляющих собой “вертикальное сечение” и материальной, и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры”[3].

Вряд ли целесообразно закреплять такое дробление социологии культуры. Дело в том, что внутри этой отрасли социологии существует множество подотраслей, но это ограниченное множество. Если, скажем, в США по социологии популярной культуры, или поп-социологии, проведены тысячи эмпирических исследований и опубликованы сотни книг и статей, то данная подотрасль имеет право на самостоятельное бытие. А если по социологии экологической культуры или социологии культуры материального производства, выделенных Л. Коганом, не было проведено ни одного исследования и не существует ни одной работы, вряд ли можно говорить о наличии этих областей знания вообще. Речь может идти только о возможной тенденции к их появлению.

Некоторые специалисты, в частности Ю.А. Клейберг[4], выделяют в сфере социологии культуры следующие субдисциплины:

• социология досуга;

• социология города и села;

• социология науки;

• социология воспитания;

• социология девиантного поведения;

• социология массовых коммуникаций;

• социология игры;

• социология общения;

• социология менеджмента;

• социология технологий культуры и досуга.

Как видим, круг проблем, которые охватываются социологией культуры, очень широк. Сюда входят: изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава создателей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возрасту, поду, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, влияние личностных характеристик ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, администрации на творческие процессы; исследование жизненного цикла художественного произведения, например сборника стихов или романа, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обретение популярности или забвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых и др. В качестве самостоятельного образования внутри социологии культуры выделяется прикладная социология культуры.

Специфика социологического изучения содержания телепередач, произведений, художественной литературы, спектаклей, фильмов состоит в том, что социология изучает массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные феномены. В ее задачу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости — это прерогатива кинокритики и искусствоведения. Социолог, обращаясь к анализу культурного явления, выделяет устойчивые, единообразные, сравнимые единицы, поддающиеся дальнейшей квантификации.

Прикладная социология культуры — научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе.

Наши рекомендации