Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Что такое правильная форма рассуждения.
2. Как связана правильность рассуждения и истинность суждений?
3. Какова структура доказательства?
4. Как строится прямое доказательство?
5. Правила построения косвенного доказательства.
6. Основные правила логического следования.
7. Что такое опровержение и каковы его основные виды?
8. Аристотель об аналитических и диалектических рассуждениях.
9. В чем специфика теории аргументации в анализе дискурса?
10. Из каких элементов состоит модель аргументации Ст. Тулмина?
11. Х. Перельман о специфике аргументации.
12. Какие принципы лежат в основе прагма-диалектического подхода к анализу аргументации?
13. Каковы гносеологические характеристики сомнения и убеждения?
14. Что собой представляет аргументация как коммуникативный процесс?
15. В чем состоит ошибка «предвосхищение оснований» и особенности ее присутствия в формальной логике и в теории аргументации?
16. Как работает закон тождества в естественном языке?
17. В чем особенности оперирования с несовместимыми суждениями в классической логике и в естественном языке?
18. Что такое «консенсус» и почему без него аргументация невозможна?
19. Как соотносятся понятия «истинность» и «правдоподобие»?
20. Как понимать утверждение, что в аргументации приемлемость суждений важнее истинности?
21. В чем особенности единичного и множественного, смешанного и несмешанного спора?
22. В чем отличие сочинительной аргументации от множественной?
23. Каковы основные правила структурного анализа аргументативного дискурса?
24. Что такое прагматика как раздел семиотики?
25. Что такое речевой акт?
26. Как Дж. Остин характеризует перформативные речевые акты?
27. В чем разница между иллокутивным и перлокутивным речевыми актами?
28. Чем конституирующие правила отличаются от регулятивных правил?
29. Что такое аргументативный речевой акт, каковы конституирующие его правила?
30. Какие факторы реального речевого общения задают определенность коммуникативной функции и пропозиционального содержания речевого акта?
31. Как понимать утверждение, что смысл сказанного определяется слушателем?
32. Какие основные правила рационального речевого общения надо соблюдать, чтобы ваша речь была ясной и эффективной?
33. Что такое релевантность речевых актов?
34. Каковы основные стадии дискуссии и в чем их особенности?
35. Какие правила аргументации связаны с выдвижением точки зрения или тезиса аргументации?
36. Что такое «подмена тезиса» и какие варианты этой ошибки или уловки возможны?
37. В чем состоит ошибка «нападки на личность»? Опишите ее возможные варианты и разъясните, при каких условиях подобные приемы аргументации не являются ошибкой или уловкой.
38. В чем состоит ошибка «уклонение от обязанностей доказывания» и каковы способы реализации подобных уловок в споре?
39. В чем состоят ошибки связанные с аргументом к ethos и с аргументом к pathos.
40. Каковы логические и прагматические правила восстановления имплицитных элементов аргументации?
41. Что такое семантическая пресуппозиция и прагматическая презумпция?
42. Какие ошибки и уловки в споре связаны с использованием пресуппозиции?
43. Когда аргумент к авторитету, в различных его вариантах, является ошибкой?
44. В каких случаях аргументация с точки зрения возможных последствий ошибочна и что такое телеологическая аргументация?
45. Как различать достаточные и необходимые условия истинности суждений?
46. Выясните различие между умозаключением, в основе которого лежит смысл импликации, и умозаключением, в основе которого лежит ссылка на причинно-следственное отношение?
47. В чем смысл относительности успешности или неудачи всякой аргументации?
48. Напишите текст, в котором вы даете аргументационный анализ некоторой точки зрения.
49. Представьте аргументацию положительной (отрицательной) точки зрения относительно обсуждаемого положения, а затем проведите сравнительный критический анализ вашей аргументации и аргументации ваших коллег отрицательной (положительной) точки зрения относительно того же положения.
50. Какое место аргументация занимает в структуре риторического искусства?
51. Как риторические нормы работают в аргументативном дискурсе?