Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте место и роль педагогики и психоло­гии в системе наук о человеке.

2. Назовите общие и специфические черты педаго­гики и психологии в сравнении с предметами других наук.

3. Охарактеризуйте круг основных задач, изучающих педагогикой и пси­хологией, покажите их взаимосвязь.

4. Охарактеризуйте основные этапы становления педагогики и психологии.

5. Назовите основные закономерности педагогического про­цесса.

6. Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психолого-педагогическим исследованиям.

7. Охарактеризуйте блок опросных методов, сформулируйте рекомендации к их использованию в психолого-педагогических исследованиях.

8. Какие приемы повышают объективность исследователя при использовании метода наблюдения?

9. Какие социально-психологические эффекты следует учи­тывать при планировании, проведении и обработке результатов экспериментального исследования?

10. Соотнесите понятия «усвоение» и «научение».

11. Назовите и охарактеризуйте основные принципы разви­вающего обучения.

12. Сравните алгоритмическое и программированное обучение.

13. Охарактеризуйте традиции отечественной педагогиче­ской психологии в изучении закономерностей и механизмов про­цесса обучения.

14. Какие диагностические методы используются для иссле­дования учебной мотивации.

15. Охарактеризуйте уровни сформированности знаний.

16. Приведите примеры интеллектуальных и практических умений, формируемых в учебном процессе.

17. Назовите факторы, влияющие на формирование навы­ков в учебной деятельности.

18. Какие условия влияют на создание и поддержание по­знавательного интереса у обучающихся?

19. Сравните задачи, формы и методы обучения в средней и высшей школе.

20. Охарактеризуйте основные задачи профессионального образования.

21. Перечислите индивидуальные стили учебно-познава­тельной деятельности студентов.

22. В чем отличия самостоятельной учебной работы школь­ников и студентов?

23. Как соотносятся понятия «социализация» и «воспита­ние»?

24. Охарактеризуйте роль родителей ипедагогов в воспита­нии детей.

25. В чем Вы видите механизмы самовоспитания?

26. Какие психологические различия между девочками и мальчиками наблюдаются в практике обучения и воспитания?

27. Проанализируйте педагогические способности в зависи­мости от этапа образовательной системы (представленность этих способностей у воспитателей детского сада, учителя начальной, средней, старшей школы, преподавателя вуза).

28. Какие педагогические умения определяют успешность профессиональной деятельности педагога?

29. Какие факторы влияют на социально-психологический климат педагогического коллектива?

30. Перечислите основные мотивы выбора педагогической профессии,

31. Соотнесите личностные и профессиональные качества педагога.

32. Какие особенности дошкольного детства требуют их обя­зательно учета при создании программ обучения и воспитания детей этого возраста?

33. Приведите аргументы целесообразности использования игровых методов обучения детей дошкольного возраста.

34. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.

35. Проанализируйте возможные причины школьной деза­даптации в подростковом возрасте.

36. Охарактеризуйте возрастную специфику интеллектуаль­ного развития как фактор, детерминирующий задачи, содержа­ние и методы обучения на разных ступенях образовательной сис­темы.

37. Охарактеризуйте студенчество как особую социальную категорию.

38. Охарактеризуйте студента как субъекта учебной дея­тельности.

39. Перечислите проблемы обучения взрослых.

40. Охарактеризуйте основные компоненты педагогического общения.

41. Сравните монологическую и диалогическую формы пе­дагогического общения, приведите примеры этих форм взаимо­действия в учебном процессе.

42. Приведите примеры классификаций стилей педагогиче­ского общения.

43. Проиллюстрируйте примерами влияние установок пре­подавателя на эффективность его взаимодействия со студентами.

44. Опишите коммуникативные барьеры во взаимодействии субъектов образовательного процесса.

45. Приведите примеры стереотипов и установок в педагоги­ческом общении.

46. В чем заключается специфика педагогического общения на разных этапах образовательной системы?

7.2 Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену

1. Область научного знания педагогики и психоло­гии, и их связь с другими науками.

2. История становления педагогики. Предмет, задачи, структура педагогики.

3. История становления психологии. Предмет, задачи, структура психологии.

4. Методы научного исследования в педагогике

5. Методы научного исследования в психологии.

6. Образование как многоаспектный феномен.

7. Основные направления обучения в современном образовании.

8. Личностно-деятельностный подход как основа организа­ции образовательного процесса.

9. Передача и активное усвоение социального опыта в обра­зовательном процессе.

10. Двухстороннее единство обучения-учения в образовании.

11. Обучение и развитие.

12. Развивающее обучение в отечественном образовании.

13. Субъекты образовательного процесса.

14. Специфические особенности субъектов образовательного процесса.

15. Педагог как субъект педагогической деятельности.

16. Субъективные свойства педагога. Психофизиологические (индивидуальные) предпосылки (задатки) деятельности педагога.

17. Способности и личностные качества в структуре субъек­та педагогической деятельности.

18. Обучающийся (ученик, студент) — субъект учебной дея­тельности.

19. Возрастная характеристика субъектов учебной деятель­ности.

20. Школьник как субъект учебной деятельности.

21. Студент как субъект учебной деятельности.

22. Психологические особенности подготовки и переподго­товки взрослых людей.

23. Общая характеристика учебной деятельности.

24. Внешняя структура учебной деятельности.

25. Психологические концепции учения (бихевиористская, ассоциативно-рефлекторная, теория планомерного формирова­ния умственных действий).

26. Учебная мотивация.

27. Усвоение — центральное звено учебной деятельности обучающегося.

28. Навык в процессе усвоения.

29. Самостоятельная работа как учебная деятельность.

30. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.

31. Мотивация педагогической деятельности.

32. Основные функции педагогической деятельности.

33. Педагогические умения.

34. Стили педагогической деятельности.

35. Уровни (этапы) психологического анализа урока.

36. Особенности взаимодействия субъектов образовательно­го процесса.

37. Учебно-педагогическое сотрудничество. Влияние сотруд­ничества на учебную деятельность.

38. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

39. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.

40. Общая характеристика затрудненного общения. Основ­ные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

41. Цели и принципы взаимодействия школьного психолога с детьми и педагогами.

Наши рекомендации