Практические занятия (семинары)
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудо-емкость (час.) |
1. | Основные законы ортологии (орфоэпические, лексические и грамматические нормы). (ПЗ) Виды словарей современного русского литературного языка и специфика работы со словарной статьей. (ПЗ) История и современное состояние русского литературного языка. (С) | ||
2. | Правила оформления научной работы. (ПЗ) Академическое красноречие. (С) Семинар как жанр учебно-научной коммуникации. (С) | ||
3. | Правила оформления служебной документации (заявление, служебная записка, контракт, служебное письмо, автобиография, резюме). (ПЗ) Культура делового общения. (С) Стратегии и тактики ведения научной дискуссии и деловых переговоров. (С–тренинг) |
8. Примерная тематика рефератов:
1. История и современное состояние русского литературного языка.
1.1. Заимствования в современном русском языке.
1.2. Владимир Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
1.3. История русской графики.
1.4. Городское просторечие.
1.5. Проблемы сквернословия в русском языке.
1.6. Молодежный жаргон.
1.7. Компьютерный жаргон..
1.8. Важнейшие словари русского языка.
1.9. Роль старославянизмов русского языка.
1.10. Речевой этикет: история и современность.
2. Академическое красноречие.
2.1. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.).
2.2. Взаимоотношения оратора и аудитории.
2.3. Типы ораторов.
2.4. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда)
2.5. Характеристика голоса оратора.
2.6. Язык жестов оратора.
2.7. «Краткое руководство к красноречию» (1747) М.В. Ломоносова.
2.8. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского.
2.9. Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления.
2.10. Тренировка памяти.
3.Культура делового общения.
3.1. Национальные особенности делового общения.
3.2. Конфликт в деловом общении.
3.3. Спор как форма диалога.
3.4. Искусство вести переговоры.
3.5. Традиции парламентского красноречия в России.
3.6. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.)
3.7. Имидж современного российского делового человека.
3.8. История российского предпринимательства и деловая культура.
3.9. Этапы формирования официально-делового стиля русского языка.
3.10. Этикет в практике деловых отношений: исторический аспект.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля./И.Г. Проскурякова, Р.К. Боженкова и др. — М., 2005.
2. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / И.Г. Проскурякова, В.В. Кудряшова и др. — СПб: СПГГИ, 2002.
3. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Ч. 1,2. – СПб, 2006.
4. Основы деловой коммуникации: учебное пособие по русскому языку и культуре речи / Щукина Д.А., Атаева Е.В., Беспалова О.Е., Бондарева О.Н., Згурская О.Г., Колесова Е.А., Науменко Н.В., Мальцев И.В., Рассадина С.А., Синельникова Т.М. – СПб: МИРС, 2011.
1.
б) дополнительная литература
1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика — М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
3. Головкина С.Х. Овсянникова Т.Г. Школа делового общения: Справочник. – Вологда, 2006.
4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: Экономическая литература, 2003.
5. Основы теории коммуникации/Под. ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.
6. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. М., 2008.
7. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: Учебник. – М., 2008
8. Стернин И.А. Практическая риторика. — М.: Академия, 2003.
в) программное обеспечение
Для изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» специфического программного обеспечения не требуется.
Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М. : «АСТ-ПРЕСС», 2008.
2. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильности русской речи: стил. словарь вариантов – М., 2004.
3. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008.
4. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.
5. Рабочие материалы к словарю делового русского языка / Под ред. С.А. Коваля, М.А. Сторчевого. – СПб.: Факультет филологии и искусств СпбГУ, 2007.
6. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные экономические термины в современном русском языке. Краткий словарь-справочник. – СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005.
7. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П. – в 2-х тт. – М., 2003.
8. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.
9. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. / Скляревская Г.А. – М., 2005.
10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. – М., 2004.
Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:
Национальный корпус русского языка: http./www.ruscorpora.ru/
Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/
Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Лекции и практические занятия по дисциплине «Деловая риторика» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Деловая риторика» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечивает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению.
При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Актуальные проблемы речевой культуры общества, 2. Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации, 3. Стратегии и тактики делового общения. Возможны два модуля: 1. Академическое красноречие, 2. Культура делового общения.
Лекции, практические занятия и семинары по данной дисциплине рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями.
В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата, тезисов доклада с последующим выступлением на семинарах (см. раздел 8). Доклад на семинаре рекомендуется сопровождать медиапрезентацией.
Работа по аннотированию и рецензированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, аргументировано и ясно излагать и защищать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации.
Оценки за реферат и выступление с докладом, а также оценки за рецензию, оформление различных жанров служебных документов (резюме и / или заявление, служебное письмо) рассматриваются в качестве текущего контроля.
Зачёт как вид промежуточной аттестации выставляется по суммарному результату выполнения следующих работ: 1) реферат; 2) доклад на семинаре, сопровождаемый медиапрезентацией; 3) тезисы, 4. рецензия на реферат студента группы; 5) зачетная письменная работа по содержанию лекционного курса.
Разработчики: