Тема 2. Деловая коммуникация: виды и формы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Направления подготовки
38.03.02 Менеджмент
38.03.03 Управление персоналом
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения заочная
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
Москва
Программа учебной дисциплины «Деловые комуникации» составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям 38.03.02 «Менеджмент»; 38.03.03 «Управление персоналом», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Автор: Н.А.Михайличенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента
Эксперты: Е.Л.Головлева,
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории рекламы и массовых коммуникаций
В.Н.Селезнев,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и управления Национального института бизнеса
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры менеджмента «20» марта 2016 года, протокол № 7.
ОДОБРЕНО
Методической комиссией факультета экономики и управления №5 от
27 марта 2016 г.
Цели и задачи дисциплины
Цель курса «Деловые коммуникации» - развитие общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов в области управления, повышение уровня их коммуникативной культуры, формирование умений и навыков эффективной публичной речи в профессиональной сфере.
Задачи изучения дисциплины:
· поднять уровень общей культуры и образования студентов;
· научить студентов применять теоретические знания в собственной коммуникативной практике;
· помочь им выработать навыки компетентного поведения в ситуациях публичного выступления и диалогического взаимодействия в сфере бизнеса и управления;
· сформировать у студентов систему умений и навыков, необходимых для практического владения эффективной, риторически грамотной публичной речью.
Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине
Студенты, завершившие изучение данного курса, должны:
Иметь представление:
· о роли коммуникаций в управлении;
· об основных этапах развития деловой риторики как науки об убеждающем воздействии;
· об общих закономерностях речевого и невербального воздействия в профессиональной сфере;
Знать:
· основы деловой риторики, способствующие общему развитию личности;
· систему категорий и методов деловой риторики, направленных на формирование аналитического и логического мышления менеджера;
· этические аспекты деятельности оратора сфере управления;
Уметь:
· анализировать речевую ситуацию и вырабатывать стратегию и тактику речевого поведения с учетом участников коммуникации;
· создавать различные типы монологической речи с учетом рода и вида красноречия, стилистической и жанровой принадлежности текста;
· выстраивать структуру публичной речи и систему логико-речевого доказательства в соответствии с замыслом речи;
· выражать мысль точно и образно, используя средства художественной выразительности;
· вести бесконфликтную дискуссию, опираясь на знания о видах и приемах спора.
Владеть:
· правилами коммуникативного поведения в жанрах деловой беседы, спора, полемики, дискуссии, делового совещания, коммерческих переговоров, политической публичной речи;
· навыками управления аудиторией;
· нормами взаимодействия и сотрудничества.
Программа курса «Деловые коммуникации»
Тема 1. Общение в человеческой деятельности и в управлении. Речевые коммуникации в системе управления
Общение как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их деятельности. Виды общения.
Коммуникация как функция управления организацией. Уровни, виды и формы коммуникаций в организации. Речевое общение в системе коммуникационного менеджмента. Живое слово как инструмент управления.
Понятие коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура, умение воздействовать словом - необходимые стороны профессиональной подготовки специалиста в области управления.
Риторика – теория и мастерство речевого воздействия. Общие закономерности речевого поведения как предмет риторики. Эффективность речи и ее критерии.
При изучении этой темы необходимо прежде всего вернуться к уже пройденным темам курса «Основы менеджмента», чтобы более точно определить роль коммуникаций в управлении. Потребуется также активизация знаний в таких областях, как психология, организационное поведение, русский язык и культура речи. Главные категории этой темы – общение, коммуникация, речь, речевое поведение. Следует различать язык (как знаковую систему) и речь (как использование языка отдельным человеком). Речь следует рассматривать как деятельность, как проявление личности человека. Особое внимание следует уделить социальной роли коммуникации и ее значению в жизни организации. При рассмотрении риторики как науки и учебного предмета необходимо разграничить теоретический и прикладной аспекты красноречия.
Тема 2. Деловая коммуникация: виды и формы
Деловое красноречие, его специфика. Деловое красноречие как инструмент деловых коммуникаций и как часть общей профессиональной культуры специалиста.
Особенности вербальных коммуникаций в деловой сфере. Виды речевых коммуникаций, их структура и специфические особенности: беседа, совещание, переговоры, телефонный разговор, презентация, светская беседа. Риторический механизм делового общения.
Основные особенности устной монологической речи, ее отличия и приоритеты перед письменной речью в деловом общении.
В этой теме важно подробно рассмотреть каждый из упомянутых видов речевых коммуникаций, обратив особое внимание на деловую беседу как одну из наиболее универсальных и эффективных форм речевого воздействия. Другим важным моментом является уяснение приоритета устной речи в деловом общении. Именно сиюминутность, импровизационный характер, точность адресата устной речи делают ее эффективным инструментом управления.