Тема 2. Деловая коммуникация: виды и формы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Направления подготовки

38.03.02 Менеджмент

38.03.03 Управление персоналом

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения заочная

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Москва

Программа учебной дисциплины «Деловые комуникации» составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям 38.03.02 «Менеджмент»; 38.03.03 «Управление персоналом», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет»

Автор: Н.А.Михайличенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента

Эксперты: Е.Л.Головлева,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории рекламы и массовых коммуникаций

В.Н.Селезнев,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и управления Национального института бизнеса

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры менеджмента «20» марта 2016 года, протокол № 7.

ОДОБРЕНО

Методической комиссией факультета экономики и управления №5 от

27 марта 2016 г.

Цели и задачи дисциплины

Цель курса «Деловые коммуникации» - развитие общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов в области управления, повышение уровня их коммуникативной культуры, формирование умений и навыков эффективной публичной речи в профессиональной сфере.

Задачи изучения дисциплины:

· поднять уровень общей культуры и образования студентов;

· научить студентов применять теоретические знания в собственной коммуникативной практике;

· помочь им выработать навыки компетентного поведения в ситуациях публичного выступления и диалогического взаимодействия в сфере бизнеса и управления;

· сформировать у студентов систему умений и навыков, необходимых для практического владения эффективной, риторически грамотной публичной речью.

Требования к уровню подготовки студента по данной дисциплине

Студенты, завершившие изучение данного курса, должны:

Иметь представление:

· о роли коммуникаций в управлении;

· об основных этапах развития деловой риторики как науки об убеждающем воздействии;

· об общих закономерностях речевого и невербального воздействия в профессиональной сфере;

Знать:

· основы деловой риторики, способствующие общему развитию личности;

· систему категорий и методов деловой риторики, направленных на формирование аналитического и логического мышления менеджера;

· этические аспекты деятельности оратора сфере управления;

Уметь:

· анализировать речевую ситуацию и вырабатывать стратегию и тактику речевого поведения с учетом участников коммуникации;

· создавать различные типы монологической речи с учетом рода и вида красноречия, стилистической и жанровой принадлежности текста;

· выстраивать структуру публичной речи и систему логико-речевого доказательства в соответствии с замыслом речи;

· выражать мысль точно и образно, используя средства художественной выразительности;

· вести бесконфликтную дискуссию, опираясь на знания о видах и приемах спора.

Владеть:

· правилами коммуникативного поведения в жанрах деловой беседы, спора, полемики, дискуссии, делового совещания, коммерческих переговоров, политической публичной речи;

· навыками управления аудиторией;

· нормами взаимодействия и сотрудничества.

Программа курса «Деловые коммуникации»

Тема 1. Общение в человеческой деятельности и в управлении. Речевые коммуникации в системе управления

Общение как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их деятельности. Виды общения.

Коммуникация как функция управления организацией. Уровни, виды и формы коммуникаций в организации. Речевое общение в системе коммуникационного менеджмента. Живое слово как инструмент управления.

Понятие коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура, умение воздействовать словом - необходимые стороны профессиональной подготовки специалиста в области управления.

Риторика – теория и мастерство речевого воздействия. Общие закономерности речевого поведения как предмет риторики. Эффективность речи и ее критерии.

При изучении этой темы необходимо прежде всего вернуться к уже пройденным темам курса «Основы менеджмента», чтобы более точно определить роль коммуникаций в управлении. Потребуется также активизация знаний в таких областях, как психология, организационное поведение, русский язык и культура речи. Главные категории этой темы – общение, коммуникация, речь, речевое поведение. Следует различать язык (как знаковую систему) и речь (как использование языка отдельным человеком). Речь следует рассматривать как деятельность, как проявление личности человека. Особое внимание следует уделить социальной роли коммуникации и ее значению в жизни организации. При рассмотрении риторики как науки и учебного предмета необходимо разграничить теоретический и прикладной аспекты красноречия.

Тема 2. Деловая коммуникация: виды и формы

Деловое красноречие, его специфика. Деловое красноречие как инструмент деловых коммуникаций и как часть общей профессиональной культуры специалиста.

Особенности вербальных коммуникаций в деловой сфере. Виды речевых коммуникаций, их структура и специфические особенности: беседа, совещание, переговоры, телефонный разговор, презентация, светская беседа. Риторический механизм делового общения.

Основные особенности устной монологической речи, ее отличия и приоритеты перед письменной речью в деловом общении.

В этой теме важно подробно рассмотреть каждый из упомянутых видов речевых коммуникаций, обратив особое внимание на деловую беседу как одну из наиболее универсальных и эффективных форм речевого воздействия. Другим важным моментом является уяснение приоритета устной речи в деловом общении. Именно сиюминутность, импровизационный характер, точность адресата устной речи делают ее эффективным инструментом управления.

Наши рекомендации