Методические рекомендации для выполнения контрольных работ по «Судебной речи» для студентов заочной формы обучения
Студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу, вариант которой определяется следующим образом: студенты, чья фамилия начинается на буквы «А, Б, В, Г», выполняют первый вариант; студенты, чья фамилия начинается на буквы «Д, Е, Е, Ж», выполняют второй вариант; студенты, чья фамилия начинается на буквы «З, И, К, Л», выполняют третий вариант; студенты, чья фамилия начинается на буквы «М, Н, О, П», выполняют четвертый вариант; студенты, чья фамилия начинается на буквы «Р, С, Т, У», выполняют пятый вариант; студенты, чья фамилия начинается на буквы «Ф, Х, Ц, Ч», выполняют шестой вариант; студенты, чья фамилия начинается на буквы «Ш, Щ, Э, Ю, Я», выполняют седьмой вариант.
Контрольная работа является важной формой учебного процесса в системе заочного образования. Она совершенствует навык поиска и оценки информации, требует от студента внимательного изучения литературы, учит отбирать и систематизировать материал, логически излагать вопросы темы, самостоятельно и творчески формулировать свои мысли, служит формой проверки самостоятельной работы в период между сессиями, выявляет степень подготовленности к обобщениям и правильному изложению изученного материала. Важно, чтобы письменная работа была самостоятельной и являлась результатом серьезного изучения рекомендованной литературы, законодательного материала и следственно–судебной практики.
Контрольная работа ставит своей задачей проверку знаний студентов по отдельным вопросам и способности самостоятельно применять теоретические положения конкретных задач, возникающих в практике правоохранительных органов.
Контрольная работа заключается в письменном ответе на два вопроса определенного варианта. Вопросы переписывать необязательно и данный текст не включается в объем работы.
Изложение ответа начинается с теоретических положений, затем следует законодательное обоснование и аргументация. Если вопрос имеет различные аспекты, то по возможности необходимо рассмотреть каждый их них.
Основные требования, которым должна отвечать контрольная работа, сводиться к следующему:
1) введение и заключение в контрольной работе пишется;
2) изложение материала должно свидетельствовать о хорошем знании изученной темы;
3) обязательно использование теоретических источников из списка рекомендуемой литературы. На них должны даваться ссылки в тексте работы и одновременно указываться в сноске фамилия автора, инициалы, название произведения (без кавычек), место издания, издательство, год издания и страница;
4) работа должна представлять собой достаточно полное и самостоятельное изложение соответствующих вопросов;
5) ответы на поставленные вопросы должны быть аргументированными.
6) контрольная работа должна быть написана литературным языком, грамотно и аккуратно оформлена.
7) не допускаются сокращения в написании отдельных слов, кроме общеупотребительных (т.е.; т.к.; т.п.).
8) объем работы не должен превышать 25–30 страниц обычной ученической тетради в рукописном варианте (разборчиво), либо в печатном виде 15–20 страниц формата А 4, шрифт 14, интервал полуторный. Следует номеровать все страницы, оставив поля для возможных замечаний рецензента. Поля следует оставлять следующих размеров: слева – не менее 3 см, справа – не менее 1 см, сверху и снизу – по не менее 2 см. Работа начинается с титульного листа, на котором указывается: название учебного заведения, кафедры, по которой выполняется работа, вариант, фамилия, имя, отечество (полностью) студента, номер группы, адрес места жительства, год и место написания работы.
9) в конце работы необходимо представить список фактически использованной литературы (с указанием фамилии автора, инициалов, наименование работы (без кавычек), место издания, наименования издательства, год издания, страницы). Причем, если из работы не были приведены цитаты, и она не указывалась по тексту в сноске, то ее нельзя вносить в список использованной литературы.
Из учебной литературы рекомендуется использовать следующие:
1) Алексеев, Н.С. Ораторское искусство в суде / Н.С. Алексеев, З.В. Макарова. – Л.: [б.и.], 1989. – 98 с.;
2) Александров, А.С. Речь–понимание–доказывание в уголовном суде: монография / А. С. Александров. – Н. Новгород: Изд–во НГУ, 2003. – 146 с.;
3) Барщевский, М. Адвокатская этика / М. Барщевский. – М.: Профобразование, 2001. – 209 с.;
4) Введенская, Л.А. Культура и искусства речи. Современная риторика: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – 2–е изд. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1999. – 323 с.;
5) Введенская, Л.А. Риторика для юристов: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Изд. 6–е. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 568 с.;
6) Губаева, Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности / Т.В. Губаева. – М.: Норма, 2007. – 298 с.;
7) Ивакин, Н.Н. Профессиональная речь юриста / Н.Н. Ивакин. – М.: Норма, 2008. – 447 с.
Список использованных источников, в зависимости от темы и характера работы и используемых при ее подготовке источников, может состоять из следующих компонентов: 1) нормативно-правовые акты; 2) литература; 3) судебная и следственная практика.
В рубрике «Нормативно-правовые акты» источники следует выстраивать по их юридической силе и значимости:
Ратифицированные Российской Федерацией международно-правовые акты
Конституция Российской Федерации
Федеральные конституционные законы Российской Федерации
Федеральные законы Российской Федерации
Законы субъектов федерации и муниципальных образований
Решения и постановления Конституционного Суда Российской Федерации
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
Нормативно-правовые акты (постановления) палат Федерального собрания Российской Федерации
Акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации
Акты федеральных органов исполнительной власти (акты органов прокуратуры, министерств, ведомств, государственных служб и комитетов)
Нормативные акты органов местного самоуправления
В рубрике «Литература» источники выстраиваются в алфавитном порядке, причем существует ряд условий:
1) учитывается первая буква, с которой начинается фамилия автора или наименование источника;
2) если в список включаются несколько трудов одного автора, то первым в список включают самую раннюю, исходя из года издания, книгу и заканчивают книгой с наиболее поздним годом издания. То же правило распространяется и на книги, в которых нет сведений об авторах либо имеется коллектив авторов;
3) различного рода комментарии и иная литература, носящая консультационно-разъяснительный характер должна находится только в данной рубрике и выстраиваться в списке в алфавитном порядке (при одинаковом названии – исходя из года издания);
4) недействующие нормативно-правовые акты должны помещаться только в данную рубрику и выстраиваться в списке в алфавитном порядке (при одинаковом названии – исходя из года принятия);
5) нератифицированные Российской Федерацией международно-правовые акты должны помещаться только в данную рубрику и выстраиваться в списке в алфавитном порядке (при одинаковом названии – исходя из года принятия).
В рубрику «Судебная и следственная практика» включаются постановления, определения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики по различным категориям дел, Бюллетени Верховного Суда РФ, РСФСР, СССР, архивные материалы, представляющие собой ссылки на определенные уголовные, административные, гражданские или арбитражные дела.
Порядок выстраивания материала происходит в зависимости от наименования (для постановлений, определений Пленума Верховного Суда РФ); далее – от года принятия. Архивные материалы помещаются в список в зависимости от нескольких условий:
– характер дела, т.е. уголовные, гражданские и т.п.;
– год издания;
– если имеются архивные дела одного года, то учитывается номер дела.
Работу необходимо подписать и указать дату ее выполнения.
Вариант 1 (А, Б)
1 Судебные прения как форма полемики в суде и последнее слово подсудимого.
2 Альтернатива в защитительной речи.
Вариант 2 (В, Г)
1 Логический аспект обвинительной речи.
2 Искусство доказывания в состязательном судебном процессе.
Вариант 3 (Д, Е)
1 Виды и цели судебных речей и их роль в осуществлении процессуальной функции.
2 Доказывание и опровержение в судебном споре. Допустимые приемы полемики в суде.
Вариант 4 (Ж, З, И)
1 Понятие и предмет судебной речи.
2 Изложение фактических обстоятельств дела. Анализ и оценка доказательств в защитительной речи.
Вариант 5 (К, Л, М)
1 Изучение материалов дела и определение процессуальной позиции по делу.
2 Особенности произнесения обвинительной и защитительной речи в суде с участием присяжных заседателей.
Вариант 6 (Н, О, П)
1 Логическая структура судебной речи.
2 Ораторские приемы в судебной речи.
Вариант 7 (Р, С, Т)
1 Изложение фактических обстоятельств в обвинительной речи.
2 Понятие и этический аспект защитительной речи, ее вступительная часть.
Вариант 8 (У, Ф, Х)
1 Структура обвинительной и защитительной судебной речи.
2 Порядок формирования процессуальной позиции по делу.
Вариант 9 (Ц, Ч, Ш, Щ)
1 Обоснование квалификации преступления в обвинительной речи.
2 Защитительная речь в ходе судебного следствия.
Вариант 10 (Э, Ю, Я)
1 Средства речевого воздействия.
2 Этические требования предъявляемые к речи оратора.