Запомнитередко употребляемые формы сравнительной степени, являющиеся нормативными: бойче, вязче, горче, жальче, жарче, звонче, площе, робче, хлёстче, хрупче.
Информация для запоминания и размышления
Преподаватель: Н.В. Гоннова
1.Играя, овладевайте морфологическими нормами литературного языка!
В детской сказке Колобок
По траве катиться мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов,
Яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять,
Помидоров не собрать.
Уважают человека
У туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян,
У монголов и цыган,
У якутов и тунгусов,
У башкир и белорусов,
У киргизов и грузин,
У бурят и осетин.
Вагапова Д.Х.
Риторика в
интеллектуальных играх
и тренингах. М., 2001.
2.Фамилии, оканчивающиеся на –аго, -яго, -ово, -ых, -их, -ко, не склоняются: обратиться к Дубяго, в гостях у Черных, зайти за Долгих и др. Фамилии, оканчивающиеся на гласный, кроме безударного –а, -я, не склоняются: выставка Модильяни. Фамилии с безударным окончанием –а, -ясклоняются (за исключением финских и эстонских), например: песни Окуджавы, романы Кафки, о Вильяме САрьяла.
3. Образуя формы степеней сравнения прилагательных, следует помнить, что различают три степени сравнения: положительную, сравнительную, превосходную.
Прилагательное в положительной степени называет признак без указания на степень его проявления, не сравнивая данный предмет с другими по степени этого качества. Форма положительной степени совпадает с полной, исходной формой прилагательного.
Сравнительная степень обозначает признак, проявляющийся в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом предмете.
Превосходная степень обозначает признак, содержащийся в предмете в наибольшей мере по сравнению со всеми остальными однородными предметами.
Сравнительная степень | ||||
простая форма (синтетическая) | сложная форма (аналитическая) | |||
образуется при помощи суф. –ее (разг. -ей), -е, -ше,реже-же. Форма на –ее, -е, -ше может сочетаться с приставкой по- | образуется при помощи слов более, менее и положительной степени прилагательных | |||
Превосходная степень | ||||
простая форма | сложная форма образуется путем сочетания | |||
образуется при помощи суф. –айш- (-ейш-),реже -ш | самый и положит. степени прилаг. | наиболее, наименее и положит. степени прилаг. | простой формы сравнит. степени прилаг. и местоим. всех | |
Запомнитередко употребляемые формы сравнительной степени, являющиеся нормативными: бойче, вязче, горче, жальче, жарче, звонче, площе, робче, хлёстче, хрупче.
Грубые морфологические ошибки (грамматический плеоназм) - более лучше, более умнее, менее длиннее, самый лучший, самый талантливейший, наиболее ближайший и др.
4. Образуя форму глагола 1 лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, помните, что в русском языке есть недостаточные глаголы. Их можно разделить на несколько групп.
1) Образованная форма неблагозвучна или труднопроизносима: дерзить, дудеть, затмить, очутиться, победить и др.
2) Данный глагол не может относиться к одному лицу или предмету: галдеть, обступить, толпиться.
3) Данный глагол не может относиться к говорящему лицу: вскипеть (о воде), закатиться, зарябить, начаться, образоваться, получиться, предшествовать, произойти, родиться, создаться и др.
4) Глагол является безличным и употребляется только в 3 лице: вечереть, казаться, повезти, поламывать, пошатывать, рассветать, светать и др.
5. Строя словосочетания и предложения, помните, что названия городов, сёл, деревень, хуторов, рек, улиц согласуются с определяемым словом, склоняются: в городе Иванове, под городом Орлом, в городе Берлине, в селе Горюхине, в деревне Усманке, под хутором Михайловским, на улице Солянке, по улице Пензенской, но: на улице Арбат (м.р.). Названия гор, вулканов, озёр, пустынь, каналов, проливов, островов, полуостровов, посёлков, аулов, застав, портов, станций, планет, административно-территориальных единиц не согласуются с определяемым словом, не склоняются: у горы Машук, на озере Байкал, в пустыне Сахара, на полуострове Ямал, в посёлке Прибрежный, к станции Самара, у порта Новороссийск, на планете Марс, в штате Техас.
6.Обратите внимание на нормы управления:
альтернатива (чему?), беспокойство (о ком, за кого?), благодаря (чему?), вопреки (чему?), заведующий (чем?), опровержение (чего?), рецензия (на что?), сомнение (в чём?), уверенность (в чём?), адресовать (кому?), доказать (что?), заметить (что?), звонить (кому?), интересоваться (кем, чем?), опасаться (кого – чего, за кого – что?), оплатить (что?), отзыв (о чём?), отмечать (что?), платить (за что?), предугадать (что?), согласно (чему?).
7. При обозначении даты числом и месяцем по падежам изменяется числительное, название месяца всегда ставится только в родительном падеже: к двадцатому ноября, с двадцать третьим февраля, с девятым мая.
8. Вопросительные местоимения кто? что? и отрицательные никто, ничто требуют после себя глаголов в единственном числе: кто опоздал на занятие? Никто не пришёл вовремя. В конструкциях типа те, кто…, все, кто…предпочтительно употреблять глагол в единственном числе: те, кто вошёл в автобус на остановке, должны оплатить проезд.
При числительных тысяча, миллион, миллиард глагол-сказуемое ставится в форме единственного числа: Тысяча книг поступила в библиотеку. Миллион человек подписался под этим документом. Если в составе подлежащего числительное, оканчивающееся на один, то сказуемое употребляется в форме единственного числа: Пятьдесят один человек участвовал в олимпиаде.