МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Риторика» для специальностей
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Риторика» для специальностей
40.02.01 Право и организация социального обеспечения,
40.02.02 Правоохранительная деятельность
Преподаватель: Вежнина Е.В.
Уфа- 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по учебной дисциплине «Риторика» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
Учебная дисциплина «Риторика» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- анализировать тексты речей известных античных и отечественных судебных ораторов;
- грамотно использовать вербальные и невербальные средства языка, в том числе и выразительные;
- композиционно правильно строить выступление при подготовке к публичному выступлению в соответствии с его целями, задачами, мотивационной направленностью и с учётом участников коммуникативного акта;
- взаимодействовать с аудиторией и распознавать манипулятивное речевое воздействие в воздействующих целях;
- владеть основными способами аргументации и приёмами опровержения в полемике;
- эффективно владеть голосом, ясно, чётко, правильно и понятно оформлять устную речевую коммуникацию;
- вести себя корректно, в соответствии с принятыми в обществе правилами речевого этикета;
- давать анализ своего и чужого публичного выступления;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- функциональные разновидности современного русского литературного языка и их жанровые особенности;
- историю и традиции русского красноречия;
- лингвистические и экстралингвистические признаки юридической профессиональной речи;
- особенности досудебной и судебной речи;
- условия эффективной речевой юридической коммуникации;
- логические, психолого-педагогические и этико-эстетические основы ораторского мастерства;
- способы убеждения в различных ситуациях официального делового общения;
- основные риторические тропы и фигуры, используемые в судебной речи;
Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.
Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.13. Осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, органов местного самоуправления, с представителями общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Цель выполнения контрольной работы состоит в том, чтобы закрепить полученные знания по указанному курсу, научиться использовать специальную литературу в практической деятельности, в полной мере проявить свою творческую индивидуальность, развить способности к аналитическому мышлению - логическому изложению и систематизации знаний по курсу.
Контрольную работу студенты выполняют до начала экзаменационной сессии в установленные сроки. Номер варианта контрольных заданий соответствует последней цифре номера зачетной книжки. При нарушении этого правила контрольная работа возвращается студенту без проверки.
Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки или договора с БЭК об оказании образовательных услуг. Они должны быть одинаковыми. Цифра «0» соответствует варианту 10. Например, № зачетной книжки 398 – С-10/ 307. номер варианта-8. Номер варианта контрольной работы может определяться по начальной букве фамилии студента в случае отсутствия цифр номера зачетной книжки:
Начальная буква фамилии | Вариант |
А, Е, Щ | Первый |
Р, Х, Э | Второй |
Б, Ж, М | Третий |
С, У | Четвертый |
В, З, Н | Пятый |
Т, Ч, П | Шестой |
Г, И, Ю | Седьмой |
О, Ш, Д | Восьмой |
К, Ц, | Девятый |
Ф, Л, Я | Десятый |
При выполнении контрольной работы следует соблюдать методику выполнения контрольной работы:
1.Переписать задание контрольной работы по своему варианту. Работы, выполненные по другому варианту возвращаются без проверки.
2.Собрать учебно-методический материал по выбранному варианту контрольной работы.
3.Изучить литературу по выбранному варианту контрольной работы предложенную в методических указаниях по выполнению контрольных работ.
4.Составить план выполнения контрольной работы по выбранному варианту и приступить к оформлению контрольной работы.
Ответы на теоретические вопросы будут свидетельствовать о том, насколько усвоен теоретический и нормативный материал. Объем контрольной работы при машинописном (компьютерном) выполнении должен составлять не менее 10-15 страниц формата А4, все станицы необходимо пронумеровать, шрифт 14, междустрочный интервал 1,5 пт.
На последнем листе списка используемой литературы проставляется личная подпись студента – автора работы, удостоверяющая, что текст работы выверен, цитаты и сноски проверены. Нумерация страниц контрольной работы выполняется арабскими цифрами. На титульном листе и следующим за ним оглавлением, а также на первой странице введения номер не ставят. На последующих страницах номера в правом верхнем углу без знаков препинания. В конце контрольной работы даются приложения, на которые делаются ссылки в тексте.
Контрольные работы по
учебной дисциплине «Риторика»
Вариант 1.
1. Объект, предмет и структура риторики
2. Риторические фигуры
3. Закончите предложение: «Филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи – это __________»
Вариант 2.
1. Древнегреческая риторика
2. Риторические тропы
3. Закончите предложение: «Церковное красноречие становится господствующим жанром в эпоху __________».
Вариант 3.
1. Эллинистическая риторика
2. Риторический канон
3. Вставьте недостающее слово: «Соблюдение правила ________ состоит в способности оратора уважать границы личной сферы собеседника».
Вариант 4.
1. Римская риторика
2. Этапы создания речи: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция.
3. Закончите предложение: «Самый напряженный момент повествования – это _______________».
Вариант 5.
1. Риторика эпохи Средневековья
2. Основные виды ошибок оратора
3. Дополните предложение : «Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей _______________выступления»
Вариант 6.
1. Риторика эпохи Нового времени
2. Аудитория, её виды и характерные черты.
3. Вставьте недостающее слово: «_____________в риторике называют поток речи, сопровождаемый жестово-мимическим поведением».
Вариант 7.
1. Развитие риторики в современности
2. Спор как аргументационная деятельность
3. Вставьте пропущенное слово: «Логическим доводом, служащим основанием __________, является аргумент»
Вариант 8.
1. Русская риторика
2. Ошибки в доказательстве
3. Дополните предложение «Если умозаключение не опирается на логический закон и заключение не вытекает из принятых посылок, то это_________ошибка»
Вариант 9.
1. Оратор и характеристика его личности
2. Эстетические качества речи
3. Вставьте недостающее слово: «Похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние это _________ к тщеславию».
Вариант 10.
1. Публичное выступление и его подготовка
2. Применение законов риторики
3. Дополните предложение: «Публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения конкретного вопроса, это ____________».