Программа направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов

Программа внеурочной деятельности

«Развитие творческого потенциала учащихся»

Класс 5

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности « Развитие творческого потенциала учащихся » составлена на основе образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения.

Данная программа предлагается для учащихся, желающих повысить своё речевое развитие и успешно приобщиться к красоте художественного слова, то есть, развивая речь, развить свои творческие способности.

Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитию творческих умений, мировоззрения, гуманности.

Цель курса – речевое развитие обучающихся, углубление и расширение филологических знаний, овладение литературным языком, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Задачи:

1.​ научить обучающихся анализировать тексты разных типов, производить комплексный анализ текста;

2.​ развить творческие способности по созданию своих текстов разных стилей, типов и жанров;

3.​ совершенствовать все виды речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма);

4.​ сформировать и совершенствовать умение анализировать тему текста, определять его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Основной вид деятельности – изучение литературоведческой теории, работа с текстами художественной литературы (анализ текста-образца), творческий практикум (редактирование текстов, создание собственных произведений).

В целом приоритетом является практическая деятельность.

Отличительной особенностью данной программы является сближение задач лингвистического и литературного обучения школьников. Данный курс опирается на такие филологические дисциплины, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Эффективность работы над данной программой обеспечивается сочетанием таких методов обучения и воспитания, как репродуктивный, коммуникативный, аудиовизуальный; применением образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, поддерживающего обучения, технологии дифференцированного обучения.

Программа рассчитана на 34 часа – одно занятие в неделю и может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от уровня подготовки учащихся и их творческих способностей.

Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы также определяются учителем (беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа).

Программа направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов

Личностными результатами являются знания:

​ ·основных норм литературного языка;

​ ·средств художественной выразительности речи;

​ ·приемов и методов устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;

Предметными результатамиосвоения программы являются умения:

​ ·слушать и понимать текст;

​ ·выполнять комплексный анализ текста;

​ ·воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;

​ ·создавать свои тексты разных стилей, типов и жанров;

​ ·определять тему текста, его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

· владение разными видами чтения;

· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

· овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

· способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

· способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

· умение выступать перед аудиторией сверстников.

Содержание курса

Текст и его части
Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста
Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста
Стили речи. Особенности художественного стиля речи
Типы речи. Повествование и его структура
Тип речи описание и его структура
Тип речи рассуждение и его структура
Практическая работа – определение типов речи
Словесные пейзажные зарисовки
Пробуем писать стихи
Придумываем сказки
Подготовка к конференции «Серебряная альфа»
Анализ выступлений на конференции
Сюжет. Повествование на основе данного сюжета.
Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета).
Рассуждение на морально-этические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы
Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою).
Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края.
Общение с окружающим миром и людьми.
Портрет героя по реалиям и деталям его быта
Комплексный анализ текста
Сбор материала к сочинению и его систематизация
Создание собственных текстов – практика.
Выбираем собственные жанры
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма
Готовимся к выступлению
Школьный фестиваль творческих работ
Анализ и итоги деятельности

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения Тема занятия Вид деятельности Содержание занятия
1. 1 полугодие 05.09 Текст и его части Лекция Основные признаки понятия текст
2. 12.09 Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа Морфологические и лексические средства связи, контекстуальные синонимы
3. 19.09 Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста Практическая работа Определение широкой и узкой тем, основной мысли текста.
4. 26.09 Стили речи. Особенности художественного стиля речи   Лекция +практика Отличительные особенности художественного стиля, изобразительные средства языка
5. 3.10 Типы речи. Повествование и его структура Лекция +практика Особенности строения повествовательного текста
6. 10.10 Тип речи описание и его структура Лекция +практика Особенности строения типа речи описание
7. 17.10 Тип речи рассуждение и его структура Лекция +практика Особенности строения типа речи рассуждение
8. 24.10 Практическая работа – определение типов речи Практическая работа Работа с текстами разных типов речи, составление своих текстов
9. 31.10 Словесные пейзажные зарисовки Лекция +практика Описания природы, средства описания
10. 14.11 Пробуем писать стихи Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров
11. 21.11 Пробуем писать стихи Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров
12. 28.11 Придумываем сказки Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Написание сказок с использованием элементов сказок
13. 5.12 Придумываем сказки Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Написание сказок с использованием элементов сказок
14. 12.12 Подготовка к конференции «Серебряная альфа» Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление
15. 19.12 Подготовка к конференции «Серебряная альфа» Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление
16. 26.12 Анализ выступлений на конференции Беседа Подведение итогов
17. 2 полугодие Сюжет. Повествование на основе данного сюжета.   Лекция Работа с литературоведческими терминами
18.   Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета). Лекция Работа с литературоведческими терминами
19.   Рассуждение на морально-эпические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы Практическая работа Составление собственных текстов - рассуждений
20.   Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою).   Лекция +практика Написание различных писем
21.   Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края.   Лекция +практика Составление дневниковых записей
22.   Общение с окружающим миром и людьми.   Лекция +практика Письма – обращения, олицетворения, перифразы
23.   Портрет героя по реалиям и деталям его быта Лекция +практика Составление портрета героя
24.   Комплексный анализ текста Практическая работа Анализ предложенных учителем текстов
25.   Сбор материала к сочинению и его систематизация Практическая работа Подготовка к написанию сочинений
26.   Создание собственных текстов – практика.   Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Написание сочинений
27.   Выбираем собственные жанры Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Выбор наиболее подходящего жанра сочинения
28.   Пишем стихи, рассказы, сказки, письма Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Развитие творчества учащихся
29.   Пишем стихи, рассказы, сказки, письма Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Развитие творчества учащихся
30.   Пишем стихи, рассказы, сказки, письма Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Развитие творчества учащихся
31.   Готовимся к выступлению Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление
32.   Готовимся к выступлению Индивидуально – практическая работа, консультации, советы Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление
33.   Школьный фестиваль творческих работ Выступления Выступление на школьном фестивале творческих работ
34.   Анализ и итоги деятельности Беседа Подведение итогов, награждения


Учебно – методическое обеспечение

Для учащихся:

1.​ Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993

2.​ Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009

3.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразоват. Уч. заведений/ науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993

4.​ Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996

5.​ Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь - М., 1990.

Для учителя:

1.​ Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004

2.​ 3.​ Канакина Г.И., Пранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь» 5-9 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000

4.​ Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996

5.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов. – М., 1993

Наши рекомендации