Программа направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
Программа внеурочной деятельности
«Развитие творческого потенциала учащихся»
Класс 5
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Развитие творческого потенциала учащихся » составлена на основе образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения.
Данная программа предлагается для учащихся, желающих повысить своё речевое развитие и успешно приобщиться к красоте художественного слова, то есть, развивая речь, развить свои творческие способности.
Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитию творческих умений, мировоззрения, гуманности.
Цель курса – речевое развитие обучающихся, углубление и расширение филологических знаний, овладение литературным языком, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи:
1. научить обучающихся анализировать тексты разных типов, производить комплексный анализ текста;
2. развить творческие способности по созданию своих текстов разных стилей, типов и жанров;
3. совершенствовать все виды речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма);
4. сформировать и совершенствовать умение анализировать тему текста, определять его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Основной вид деятельности – изучение литературоведческой теории, работа с текстами художественной литературы (анализ текста-образца), творческий практикум (редактирование текстов, создание собственных произведений).
В целом приоритетом является практическая деятельность.
Отличительной особенностью данной программы является сближение задач лингвистического и литературного обучения школьников. Данный курс опирается на такие филологические дисциплины, как синтаксис текста, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Эффективность работы над данной программой обеспечивается сочетанием таких методов обучения и воспитания, как репродуктивный, коммуникативный, аудиовизуальный; применением образовательных технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, поддерживающего обучения, технологии дифференцированного обучения.
Программа рассчитана на 34 часа – одно занятие в неделю и может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от уровня подготовки учащихся и их творческих способностей.
Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы также определяются учителем (беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа).
Программа направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов
Личностными результатами являются знания:
·основных норм литературного языка;
·средств художественной выразительности речи;
·приемов и методов устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;
Предметными результатамиосвоения программы являются умения:
·слушать и понимать текст;
·выполнять комплексный анализ текста;
·воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности;
·создавать свои тексты разных стилей, типов и жанров;
·определять тему текста, его основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
· владение разными видами чтения;
· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
· овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
· способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
· умение выступать перед аудиторией сверстников.
Содержание курса
Текст и его части |
Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста |
Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста |
Стили речи. Особенности художественного стиля речи |
Типы речи. Повествование и его структура |
Тип речи описание и его структура |
Тип речи рассуждение и его структура |
Практическая работа – определение типов речи |
Словесные пейзажные зарисовки |
Пробуем писать стихи |
Придумываем сказки |
Подготовка к конференции «Серебряная альфа» |
Анализ выступлений на конференции |
Сюжет. Повествование на основе данного сюжета. |
Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета). |
Рассуждение на морально-этические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы |
Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою). |
Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края. |
Общение с окружающим миром и людьми. |
Портрет героя по реалиям и деталям его быта |
Комплексный анализ текста |
Сбор материала к сочинению и его систематизация |
Создание собственных текстов – практика. |
Выбираем собственные жанры |
Пишем стихи, рассказы, сказки, письма |
Готовимся к выступлению |
Школьный фестиваль творческих работ |
Анализ и итоги деятельности |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Вид деятельности | Содержание занятия |
1. | 1 полугодие 05.09 | Текст и его части | Лекция | Основные признаки понятия текст |
2. | 12.09 | Средства связи предложений текста. Средства выразительности текста | беседа, консультации, индивидуальная работа, групповые занятия, практические занятия, коллективная работа | Морфологические и лексические средства связи, контекстуальные синонимы |
3. | 19.09 | Тема (широкая и узкая). Основная мысль текста | Практическая работа | Определение широкой и узкой тем, основной мысли текста. |
4. | 26.09 | Стили речи. Особенности художественного стиля речи | Лекция +практика | Отличительные особенности художественного стиля, изобразительные средства языка |
5. | 3.10 | Типы речи. Повествование и его структура | Лекция +практика | Особенности строения повествовательного текста |
6. | 10.10 | Тип речи описание и его структура | Лекция +практика | Особенности строения типа речи описание |
7. | 17.10 | Тип речи рассуждение и его структура | Лекция +практика | Особенности строения типа речи рассуждение |
8. | 24.10 | Практическая работа – определение типов речи | Практическая работа | Работа с текстами разных типов речи, составление своих текстов |
9. | 31.10 | Словесные пейзажные зарисовки | Лекция +практика | Описания природы, средства описания |
10. | 14.11 | Пробуем писать стихи | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров |
11. | 21.11 | Пробуем писать стихи | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Подбор рифмы, слов, определение стихотворных размеров |
12. | 28.11 | Придумываем сказки | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Написание сказок с использованием элементов сказок |
13. | 5.12 | Придумываем сказки | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Написание сказок с использованием элементов сказок |
14. | 12.12 | Подготовка к конференции «Серебряная альфа» | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление |
15. | 19.12 | Подготовка к конференции «Серебряная альфа» | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление |
16. | 26.12 | Анализ выступлений на конференции | Беседа | Подведение итогов |
17. | 2 полугодие | Сюжет. Повествование на основе данного сюжета. | Лекция | Работа с литературоведческими терминами |
18. | Роды и жанры художественной литературы (портретная зарисовка, рассказ на основе данного сюжета). | Лекция | Работа с литературоведческими терминами | |
19. | Рассуждение на морально-эпические темы с собственной оценкой обсуждаемой проблемы | Практическая работа | Составление собственных текстов - рассуждений | |
20. | Понятие об эпистолярном жанре (частное письмо, письмо литературному герою). | Лекция +практика | Написание различных писем | |
21. | Дневниковые записи. Описание достопримечательностей родного края. | Лекция +практика | Составление дневниковых записей | |
22. | Общение с окружающим миром и людьми. | Лекция +практика | Письма – обращения, олицетворения, перифразы | |
23. | Портрет героя по реалиям и деталям его быта | Лекция +практика | Составление портрета героя | |
24. | Комплексный анализ текста | Практическая работа | Анализ предложенных учителем текстов | |
25. | Сбор материала к сочинению и его систематизация | Практическая работа | Подготовка к написанию сочинений | |
26. | Создание собственных текстов – практика. | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Написание сочинений | |
27. | Выбираем собственные жанры | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Выбор наиболее подходящего жанра сочинения | |
28. | Пишем стихи, рассказы, сказки, письма | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Развитие творчества учащихся | |
29. | Пишем стихи, рассказы, сказки, письма | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Развитие творчества учащихся | |
30. | Пишем стихи, рассказы, сказки, письма | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Развитие творчества учащихся | |
31. | Готовимся к выступлению | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление | |
32. | Готовимся к выступлению | Индивидуально – практическая работа, консультации, советы | Редактирование собственных текстов, оформление, устное выступление | |
33. | Школьный фестиваль творческих работ | Выступления | Выступление на школьном фестивале творческих работ | |
34. | Анализ и итоги деятельности | Беседа | Подведение итогов, награждения |
Учебно – методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993
2. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009
3. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразоват. Уч. заведений/ науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993
4. Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996
5. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь - М., 1990.
Для учителя:
1. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004
2. 3. Канакина Г.И., Пранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь» 5-9 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000
4. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996
5. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов. – М., 1993