Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке

Класс

Цель урока: сформировать понятие об ориентировании в условиях автономного существования и умение пользоваться компасом и местными признаками.

Задачи:

1. Образовательные:

— формировать умение объяснять, как можно ориентироваться на местности без компаса;

— формировать умение пользоваться компасом и местными признаками.

2. Развивающие:

— развивать познавательный интерес через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования;

— развивать речь учащихся и навыки самостоятельной работы.

3. Воспитательные:

— воспитывать культуру труда, культуру речи, культуру общения, умение слушать.

Методы:

— метод мини-исследования, частично-поисковый и репродуктивный.

Формы роботы:

— фронтальная, индивидуальная и групповая.

Технологии:

— групповые;

— мультимедийные;

— здоровьесберегающие;

— исследовательские.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, компасы, карточки с заданиями для групп, учебник.

Планируемые результаты:

Предметные:

— формировать умение объяснять возможность ориентирования на местности по небесным светилам;

— формировать умение пользоваться компасом для определения сторон горизонта;

— формировать умение использовать местные признаки для нахождения сторон горизонта.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой ( из текста в таблицу и пр.).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. Сформировать умение организовать рабочее пространство и спланировать свою работу.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Структура урока:

1. Организационный этап. (Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.) (1 мин).

2. Актуализация знаний – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. (Подготовить учащихся к восприятию нового материала) (3мин).

3. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться. ( Анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблем) (3 мин).

4. Изучение нового материала – работа в группах (Учащиеся выражают свои мысли, аргументируют свои мнения и позиции.) (15 мин).

5. Физкультминутка – игровая технология. (2 мин).

6. Закрепление - обобщение по созданной таблице (установление причинно-следственных связей, формулирование и аргументация своего мнения) (6 мин).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой . (Контроль, коррекция, самооценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения) (6 мин).

8. Подведение итогов урока. Фронтальная работа. Осмысление изученного материала на уроке. (3мин).

9. Информация учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению (2 мин).

10. Рефлексия – ( 4 мин).

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке

Формы:

ü Фронтальный устный опрос.

ü Работа с текстом, решение ситуационной задачи.

ü Заполнение таблицы по группам, преобразование информации.

ü Самооценка.

Основные методы:

ü Мини-исследовательская работа.

ü Наблюдение за взаимодействием учащихся во время работы в группах.

План-конспект урока

Этап урока Содержание учебного материала Действия учителя Действия учеников
Организационный. Слайд 1   Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке - student2.ru Здоровается с классом, проверяет готовность к уроку. Ученики готовятся к уроку.
Актуализация знаний. Вспоминаем, какие способы определения направления выхода к населенному пункту вы знаете. 1. Вызывает к доске 3 учеников, каждому дает табличку с названием способов определения направления выхода к населенному пункту.. 2. Какой из способов определения направления выхода к населенному пункту наиболее простой? (Тропинка,река, ручей, лыжня). Ученик с табличкой «Тропинка, река» делает шаг в сторону. 3.Какой способ требует тишины? (Звуки). Ученик с табличкой «Звуки» делает шаг в сторону. 4.Какой способ требует особой внимательности и зоркости? ( Свет). Ученик с табличкой «Свет» делает шаг в сторону. 5.Давайте подумаем , можем ли мы найти сторону горизонта и при помощи каких предметов?   Отвечают на вопросы, обсуждают ситуацию затруднения. Высказывают гипотезу о возможности найти направление выхода к населенному пункту с помощью методов ориентирования. Предполагают, что это возможно и можно использовать несколько методов. УУД: анализ, самоопределение.
Целеполагание.       Учитель задает вопросы: 1.Что мы знаем об ориентировании? 2.Какова связь между расположением Солнца на небе и сторонами горизонта? 3.Как по расположению звезд можно определить стороны горизонта? 4.Для чего используется компас? 5.Какие местные признаки могут подсказать нам сторону горизонта? Сравниваем способы ориентирования по таблице. Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют тему урока и задачи урока. Высказывают свое мнение. Ставят проблему о способе ориентирования на местности. УУД: осмысление, целеполагание, планирование. Обсуждение.
Изучение нового материала. Карточки с заданиями для работы в группах. Приложение №1.. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке - student2.ru Учитель выполняет роль «регулировщика», руководит процессом. Делит класс на 4 группы, на работу в каждой группе отводится по 5 минут. Задает уточняющие вопросы. Учащиеся слушают, задают вопросы. Работают в группах по карточке заданий с текстом, заполняя графы таблицы. УУД: анализируют, сравнивают, высказывают свои мнения, преобразуют информацию из текста в таблицу, работают с учебником.
Физкультминутка. На поляне кедр могучий Задевает кроной тучи Рядом с ним растет сосна К небу тянется она. Мы внизу грибочки ищем И в траве усердно рыщем. Раз грибок и два – грибок, Положи их в кузовок. Переключение видов деятельности. Учитель показывает движения разминки. Ученики повторяют движения за учителем.
Этап усвоения новых знаний   Ознакомление с результатом работы в группах (таблицей). Приложение № 1     Учитель: итак, вернемся к изучению нашей темы. Ответьте на вопросы. 1Как, используя расположение Солнца на небе и тени на земле можно определить стороны горизонта? 2.Какая звезда на ночном небе помогает нам определить сторону горизонта? 3Какие признаки, характерные определенной местности помогают нам определить стороны горизонта? 4.Как правильно используют компас? Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу в тетрадях, обсуждают результат. УУД: обобщение, сравнение, структурирование знаний.
Самостоятельное применение знаний.   Решение ситуационной задачи. Приложение №2. Учитель: прочитайте и аргументировано дайте развернутый ответ. УУД: работа с текстом, построение логической цепи рассуждений, доказательство, формулирование и аргументирования своего мнения.
Этап проверки усвоения нового знания. Чтение текста и нахождение ошибок.   Приложение №2.   Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. Критерии оценки: «5» - нет ошибок; «4»- 2 ошибки; «3» - 4 ошибки. Проверяют свою работу по образцу. Выставляют оценку за работу. УУД: оценка, контроль, коррекция.
Подведение итогов урока Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Вопрос из учебника. – Для чего необходимо уметь ориентироваться и какие простые способы для этого существуют? Учитель, задавая вопросы, подводит учащихся к выводу об необходимости уметь ориентироваться в условиях автономного существования Объявляет оценки за урок. Отвечают на вопросы. Анализируют, делают выводы. УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания, обобщение.
Информация о домашнем задании. Читать учебник стр. 9-14, выучить способы ориентирования, ответить на вопросы после параграфа устно. Дифференцированное домашнее задание: - определить с помощью компаса ,в какую сторону горизонта выходят окна вашей квартиры; - сделать сообщение об изобретении компаса Учитель проводит инструктаж выполнения домашнего задания. Отвечает на вопросы детей. Записывают домашнее задание в дневники.
Рефлексия Сегодня на уроке самое интересное для меня задание было… Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило… Оцените себя, насколько вы ориентируетесь в данной теме 0 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке - student2.ru 10 Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. Учащиеся в тетради отмечают свой уровень знаний на предложенной шкале. УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания, формулирование своего мнения, самооценка.

Приложение № 1

Группа №1

1.Почему ориентирование по Солнцу является неточным методом? Прочитай текст, предложенный в приложении №1. Заполни графу таблицы «Ориентирование по Солнцу»

  Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Ориентирование по компасу.
Описание способа.        
Точность способа.        
Простота способа.        
Зависимость от времени суток и погодных условий.        

Группа № 2

1. Почему метод ориентирование по звездам является самым древним? Прочитай текст, предложенный в приложении №1. Заполни графу таблицы «Ориентирование по звездам.»

  Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Ориентирование по компасу.
Описание способа        
Точность способа        
Простота способа        
Зависимость от времени суток и погодных условий        

Группа № 3

Работая с текстом учебника стр. 12-13 отмечает признаки, характерные для определенной местности.

  Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Ориентирование по компасу.
Описание способа        
Точность способа.        
Простота способа        
Зависимость от времени суток и погодных условий        

Группа № 4

1. Почему метод ориентирование по компасу является самым точным и простым? Прочитай текст, предложенный в приложении №1. Заполни графу таблицы «Ориентирование по компасу.»

Наши рекомендации