Правила эффективного общения

Необходимо знать правила эффективного общения, которые формулируются с помощью перечня максим, основанных на соблюдении принципа взаимной вежливости. Особенность принципа взаимной вежливости состоит в том, что не только его нарушение, но и неумеренное, слишком усердное соблюдение вызывает дискомфорт.

Максима– краткая формула, выражающая какое-либо моральное требование, логические или этические убеждения. Существует несколько видов максим.

Максима такта (Не нарушай границ личной сферы!). Это максима деликатного отношения к личной сфере партнера. Не следует затрагивать потенциально конфликтные темы (частную жизнь, индивидуальные предпочтения).

Максима великодушия (Не затрудняй других!). Это максима необременения собеседника. Деловое предложение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить; не следует связывать партнера обещанием или клятвой, требованием дать немедленный ответ по причине особых финансовых или других объективных причин.

Максима одобрения (Не ругай других!). Это максима позитивности в оценке других. Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к действительности и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценки партнеров (позитивные или негативные) не совпадают, это сильно затрудняет реализацию коммуникативной стратегии каждого участника ситуации общения.

Максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!). Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности, объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

Максима согласия (Избегай возражений!). Это максима неоппозиционности. Она предлагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи.

Максима симпатии(Демонстрируй благожелательность!). Это максима доброжелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Недоброжелательность делает речевой акт безуспешным. Определенную проблему в общении представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу.

Невербальное общение

Если вербальноеобщение осуществляется с помощью слов, то интонация, жестикуляция, мимика относятся к средствам невербального общения.

Жесты, мимика, интонация– важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств – 38%, мимики, жестов, позы – 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Риторика общая и частная

В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.Частные риторикиизучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др.

Общая риторика содержит следующие разделы: 1) риторический канон; 2) публичное выступление (оратория); 3) ведение спора; 4) ведение беседы; 5) риторика повседневного общения; 6) этнориторика.

Риторический канон — это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа:изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесноевыражение.

Оратория, или теория и практика публичной речи — особый раздел риторики, очень важный раздел. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика — «дитя демократии». И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции.

Теория и искусство ведения спора — это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно.

Ведение беседы также изучает общая риторика. Тем, кто желает познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, кто хочет научиться правильно определять стратегию и тактику разговора (любого разговора — и светского, и делового), риторика даст необходимые практические рекомендации.

Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она поможет вам найти ответы на следующие вопросы: Как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

Этнориторикаизучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей.

Законы речевого поведения, лежащие в основе эффективной речи, которые изучаются общей риторикой в указанных разделах, действуют во всех сферах жизни человека.

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН

Классическая риторика включает следующие разделы: инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио.

1.Инвенцией (лат.inventio - изобретение) называется раздел риторики, содержащий сведения о том, как 1) выбирать тему речи, 2) вырабатывать авторскую позицию и 3) определять цели выступления.

1)Тема а)может быть произвольно выбрана автором (естественная ситуация) или «навязана» ему жизненными обстоятельствами (искусственная ситуация).

б) В естественной ситуации удачному выбору темы способствует учет следующих обстоятельств: а) соответствие темы вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний; б) уместность темы для данной аудитории; в) конфликтный характер темы (вызывает у людей интерес); г) новизна темы;

в) Тема речи может быть широкой или узкой.

г) Тема формулируется словом или фразой, которые указывают на характер задаваемых вопросов.

д) Тема раскрыта, если: а) затронуты различные ее аспекты; б) даны ответы на все поставленные вопросы; в) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих мнение автора и опровергающих другие мнения; г) текст высказывания соответствует требованиям культурной речи.

2)Авторская позицияопределяется многими факторами: возрастом и полом, образом жизни, уровнем образования, профессией, жизненным опытом оратора и его профессией. Авторская позиция вырабатывается поэтапно: 1) приобретение знаний по существу проблемы; 2) изучение компетентных мнений; 3) выработка собственного взгляда на проблему. Источники информации при выработке авторской позиции: непосредственные (опыт прошлой и текущей жизни, специальные наблюдения) и опосредованные (формируются на основе непосредственных - личный опыт и специальные наблюдения компетентных людей, изложенные в их произведениях). Количество собранного материала должно быть избыточным, нужно знать историю вопроса и самые новые данные, не доверять всецело первому автору, но собирать противоположные мнения.

3)Накопив материал и выработав авторскую позицию, можно приступать к определению цели выступления.Они могут быть общими и конкретными в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь. Учитывая основные, групповые и конкретные цели данной аудитории, формулируется общая цель выступления. Она определяется видом реакции, которую мы хотим получить: а) удовлетворить любознательность слушателей; б) развлечь их; в) воодушевить убедить, склонить к какому-либо действию или его прекращению. По характеру общей цели речи подразделяются на следующие типы: информационная, развлекательная, агитационная. Конкретная цель выявляет, что слушатель должен знать, чувствовать, делать, выслушав ваше выступление. Она должна быть выражена предложением, раскрывающим центральную идею речи, основное утверждение или положение темы.

2.Диспозиция-раздел риторики, содержащий рекомендации к композиции (лат.compositio – составление, сочинение) речи, расположению накопленного и отобранного материала. Фактически работа над композицией начинается на этапе инвенции. В теории риторики под композицией понимается построение выступления, т.е. 1) соотношение его отдельных частей, 2) отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

Основой композиции является план – взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не уклоняться от темы и уложиться в отведенное для речи время. Работа над планом представляет собой движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

Особенности композиции информационного типа речи

Информационная речь может быть повествованием, описанием, рассуждением.

Повествованиепредполагает определенное движение в организации материала, развитии темы и используется для передачи сведений о протекании тех или иных событий, явлений.

Описаниераскрывает внешний вид предмета, его составные части и место в ряду родственных, признаки предметов и явлений, их связи, в описания предметы и явления сравниваются, группируются, обобщаются по тому или иному признаку.

Рассуждение– это цепь умозаключений, доказательства и опровержения, причинно-следственные связи явлений, обобщения и выводы. Способы изложения материала в рассуждении: дедукция, индукция, аналогия, проблемный метод.

Схема дедуктивногорассуждения: 1.Тезис, гипотеза, предложение -2.Развитие тезиса (аргументация 1 2 3 4…п) -3. Выводы.

Схема индуктивного рассуждения: 1. Цель высказывания -2. Накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщение. – 3. Выводы.

Кроме названных, применяются и другие методы, обычно входящие как составные части в ткань текста.

Концентрический метод состоит в расположении материала вокруг единого центра, главной проблемы. Ступенчатый метод – метод последовательного расположения материала, когда автор шаг за шагом переходит от одной ступени темы к другой. Ступенчатый метод может быть пространственным или хронологическим (историческим). Эти методы могут применяться и в сочетании, что придает сообщению нестандартный характер.

Обратимся к отдельным частям информационной речи.

Наиболее распространенной ее структурой классическая риторика считает структуру трехчастную – вступление, основная часть, заключение. Каждому из них присущи особенности, обусловлены спецификой восприятия устного речевого сообщения – действующим здесь законом первого и последнего места («закон края»). Действие его приводит к лучшему усвоению материала, который излагается в начале и в конце выступления. Следовательно, вступление и заключение должны быть в центре внимания оратора. Главное их достоинство – краткость.

Во вступлении информационной речи автор решает следующие задачи: а) заинтересовать публику, б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя. Сделать выступление актуальным можно, если хорошо знаешь основные, групповые и конкретные интересы слушателей.

В заключении информационной речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. В процессе произнесения основной части оратор может «потерять» слушателя. Следовательно, нужно соблюдать два правила: быть логически последовательным в изложении материала и следить за его подчиненностью основной мысли. Достигается это методами расположения информации, описанными выше.

3.Элокуция –облечение в словесную форму.

Качества грамотной речи: 1) правильность - соблюдение норм современного русского литературного языка; 2) точность – умение ясно мыслить(логическая точность), знание предмета речи (предметная точность), знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность); 3) логичность; 4) чистота(отсутствие элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности) ; 5) уместность ( соответствие теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей); 6) выразительность и богатство речи.

4.Мемориа(лат. memoria – память, запоминание) дает рекомендации по запоминанию подготовленного к произнесению текста. Современная психология дополняет эти рекомендации выводами своих исследований памяти как психического процесса.

В зависимости от наличия или отсутствия памяти различают произвольный или непроизвольный ее виды.

Естественные законы нашей памяти основываются на впечатлении, повторении и ассоциации как на наиболее важных условиях запоминания информации.

Впечатлениеможет быть зрительным и слуховым. Произносите текст речи вслух, также постарайтесь представить выступление в виде образов-картин, последовательно разворачиваемых вами перед слушателями. Усвоению способствует углубленное проникновение в суть запоминаемой вами информации. Разбивайте материал вашего выступления на смысловые куски, выделяя в нем главное и второстепенное, сложное и простое, аргументированное и бездоказательное и осмысливайте каждый из элементов.

Второй естественный закон запоминания – повторение. Не всякое повторение полезно – механическое многократное воспроизведение текста приведет к обратному результату. Во-первых, повторять надо с интервалами (через40-50 минут на 10-15 минут), которые необходимы нашему подсознанию, чтобы закрепить материал на уровне ассоциации. В то же время интервалы дадут возможность мозгу отдохнуть. Во-вторых, при повторении полезно чередовать чтение текста выступления с припоминанием его про себя, а затем воспроизведением вслух. Причем повторять нужно текст не по частям, а целиком. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в текст, «загляните» в память.

Последним необходимым элементом успешного запоминания является ассоциация. Ассоциация фактически объясняет механизм памяти. Все, что возникает в сознании, должно быть соотнесено с уже имеющейся там информацией. Таким образом, наша память опирается на организованную систему ассоциаций, и ее возможности зависят от прочности и количества таких ассоциаций. Как накапливать ассоциации? Необходимо всесторонне обдумывать те или иные факты, которые вы должны запомнить, применяя следующую возможную схему: почему это так – как получилось, что это так – когда так бывает – кто и какое мнение имеет по этому поводу и т.д. Запоминайте текст, а не зазубривайте факты и описания, а старайтесь подобрать к ним какие-либо известные вам аналогии.

5.Акцио(лат. action – действие) – раздел классической риторики, в котором даются рекомендации по непосредственному произнесению подготовленных речей.

Первое впечатление об ораторе – зрительное. Психологи: 80% информации о мире мы получаем через зрение. Древние риторики уделяли большое внимание внешности оратора. Античные традиции требовали использования оратором особого рода одежды и атрибутов. Сегодня риторика не выходит за рамки рекомендаций опрятности, отсутствия ярких вызывающих элементов, аккуратной прически, чистой обуви. . Столь же скромны должны быть и ваши манеры.

Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтете следующие рекомендации:

1) Заранее ознакомьтесь с комнатой, где вам придется выступать, - акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей;

2) Выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы – рекомендуется стоять боль «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу ;

3) Будьте умерены в жестикуляции и мимике – только самые необходимые движения. В процессе выступления не «мучайте» свой галстук или пуговицы пиджака, оставьте в покое уши и кончик носа, не стоит каждые пять минут поправлять прическу, иначе говоря, избегайте делать механические жесты: они выдадут ваше волнение. Которое недоброжелательный слушатель воспримет как незнание вами предмета речи;

4) Не читайте речь по написанному тексту – если вы не знаете ее наизусть, не стоит выходить к слушателям. Вполне допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

5) В процессе произнесения текста смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости. Невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей. Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое-либо действие, позволяющее убедиться в правоте ваших утверждений.

Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора. Дикция – это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Она является основой разборчивости речи и может быть отчетливой, членораздельной или косноязычной, нечленораздельной. Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20-30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.

В устном общении, особенно в долгих выступлениях, большую роль играют паузы. Они помогают как говорящему, так и слушающим. Различают паузы дыхательные, ритмические (при чтении стихов), смысловые или логические (между предложениями, абзацами или иными частями текста), психологические (при волнении или намеренно, с целью сосредоточения внимания слушателей).

Публичное выступление может стать особо выразительным и запоминающимся, если оратор умеет пользоваться невербальными средствами общения (мимика, жесты).

Наши рекомендации