Виды диалогического общения в профессиональной
Медицинской среде
В медицинской профессиональной среде выделяются различные жанры устной и письменной медицинской коммуникации.
Жанры устной медицинской коммуникации (беседы): консилиум, оперативное совещание («пятиминутка», «планерка»), деловой разговор медицинских работников друг с другом; беседа вышестоящего медицинского работника с подчинённым (зав. отделением с врачом, старшей медицинской сестры с медицинской сестрой и т.п.), дружеская беседа медицинских работников на профессиональную тему, устная инструкция по медицинскому применению препарата, разговор с пациентом, разговор с родственниками (друзьями) пациента, деловой телефонный разговор и др.
Жанры письменной коммуникации: медицинская карта стационарного (амбулаторного) больного, карта развития новорожденного, история родов, история развития ребенка, листок врачебных назначений, протокол медицинского освидетельствования для установления состояния опьянения, экспертное заключение, направление в стационар, рецепт, выписка из медицинской карты больного, медицинская справка и др.
Медицинская профессиональная коммуникация неоднородна, осуществляется по разным моделям. Выделяют интрапрофессиональную (специалист – специалист) и интерпрофессиональную (специалист – не специалист) коммуникации.
Так, интрапрофессиональная коммуникация может осуществляться как беседа между специалистами одного профиля: «психиатр – психиатр», «окулист – окулист» и др.; между специалистами разного профиля: «врач-офтальмолог – врач-патологоанатом», «врач – провизор», «врач-рентгенолог – врач-онколог» и др. Она может протекать как общение между специалистами разной квалификации, разного уровня подготовленности: «врач – медицинская сестра», «врач – фельдшер», «врач-гинеколог – акушерка», «врач – санитар» и др. Интрапрофессиональная коммуникация бывает монологической, например, в случае, когда врач выступает с сообщением в своей среде о результатах научного исследования, читает лекцию на медицинскую тему на курсах повышения квалификации и т.п.
Интерпрофессиональная коммуникация врача может происходить между врачом и любым другим человеком, не имеющим медицинского образования, не являющимся медиком. Это может быть разговор врача с пациентом, разговор врача с родственниками или друзьями пациента в разных ситуациях - перед медицинским осмотром, во время сбора анамнеза, перед операцией, перед выпиской из больницы и т.п. К этому же виду относится разговор медицинской сестры с пациентом перед проведением процедуры, санитара во время ухода за больным и т.п. В этом случае общение носит индивидуальный характер.
Однако интерпрофессиональная коммуникация может быть ориентирована на большую аудиторию, например, во время просветительской или профилактической лекции-беседы на телевидении, перед «живой» аудиторией (перед родителями в школе и т.п.), во время радио-и телеинтервью на медицинскую тему. В письменном виде это будет научно-популярная статья или книга.
В Федеральном государственном стандарте подготовки специалиста лечебного дела указано, что объектами профессиональной деятельности специалистов являются подростки в возрасте от 15 до 18 лет и взрослое население в возрасте старше 18 лет. Специалист по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
· профилактическая;
· диагностическая;
· лечебная;
· реабилитационная;
· психолого-педагогическая;
· организационно-управленческая;
· научно-исследовательская.
В Федеральном государственном стандарте подготовки специалиста лечебного дела обозначены различные профессиональные задачи врача в соответствии с видами профессиональной деятельности. Например
- формирование у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;
- проведение профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний;
- создание в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;
- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайной ситуации и оказание медицинской помощи взрослому населению и подросткам в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
- обучение младшего и среднего медицинского персонала основным манипуляциям и процедурам, элементам здорового образа жизни;
- организация труда медицинского персонала в медицинских организациях, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;
И многие другие. В результате у будущего врача должны быть сформированы основные общекультурные и профессиональные компетенции, среди которых, например,
- способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
- способность и готовность трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8);
- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25).
И другие. Исходя из них, мы можем очертить довольно широкий круг общения специалиста лечебного дела (от первых руководящих лиц различных учреждений до коллег-врачей, пациентов разного возраста и пола, населения, по отношению к которому проводятся просветительские и профилактические мероприятия, медицинских сестёр, младшего медицинского персонала) и жанры и ситуации его речевого взаимодействия.
Глава 10. Речевой этикет