Кафедра русского языка и общего языкознания

Контрольная работа по дисциплине:

«Русский язык и культура речи»

Выполнил: Проверил:
Иванов А.Д., студент 1 курса очной формы обучения ф-та ГТиИя, гр. 213 Руднев В.Н., к. пед.н., доц.

Москва, 2010

Текст контрольной работы

Тема№1: «Нормативный и коммуникативный аспекты культуры речи»

Задание 1.Заполните свободные колонки в таблице.

Верно Неверно Укажите, какой тип нормы нарушен
1.   Манилов много думал и размышлял.  
2.   Он натер большой мозоль.  
3.   Расскажите об этом более поподробнее.  
4.   КухОнные ножи надо убрать.  
5.   В прошлом году я побывал в Санкт-Петербурге, мне посчастливилась такая возможность.  
6.   Я просил родителей купить мне белое какаду.  
7.   Силясь преодолеть слабость, она продолжала работать.  
8.   Драматургический спектакль мне очень понравился.  
9.   Рассказ написан писателем Н.С. Лесковом.  
10.   Портфель сделан из дерма[н]тина.  
11.   Дождь шел трое дней.  
12.   Лицей «Маленький принц» принимает детей после капитального ремонта с 1 сентября.  
13.   После посиделок в Кремле Ю. Лужков встретился с Президентом.  
14.   Посмотрев фильм «Борис Годунов» режиссера С. Бондарчука, мне захотелось прочитать повесть А. Пушкина.  
15.   Зал был полон от народа.  
16.   Им удалось потерпеть победу.  
17.   Большую роль имеет правильное понимание вопроса.  
18.   Пожар охватил больше тридцати семь гектаров.  
19.   Внутренние интерьеры комнат нам очень понравились.  
20.   Набрав номер 0007, у вас есть возможность узнать программу телепередач.  

Задание 2.Подберите примеры метафор из языка газет, журналов (не менее трех) и проанализируйте их по данному образцу.

1. От академика Д.С. Лихачева я заразилсялюбовью к древнерусскому зодчеству;

2. Раскуситьмошенника с первого взгляда может только очень опытный милиционер;

3. Усиленныепросьбы за Ходорковского возымели свое действие (из газет).

Слово Прямое значение Метафорическое значение
Заразиться Воспринять заразу. Заразиться гриппом. Воспринять, усвоить от других что-нибудь. Заразиться любовью к древнерусскому зодчеству.
Раскусить Разъединить, кусая. Раскусить корку. Понять, хорошо узнать (разг.). Раскусить мошенника.
Усиленный Увеличенный, улучшенный. Усиленное питание. Крайне настойчивый (книжн.). Усиленные просьбы.

Задание 3. Подберите примеры метафор из творчества Вашего любимого писателя (не менее трех) и проанализируйте их, используя вышеприведенный образец. Отметьте, в чем своеобразие языка и стиля автора, создавшего эти метафоры?

Задание 4.Определите стилевую принадлежность данных текстов.

Текст №1

Речевая агрессия – форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. Речевая агрессия мотивирована агрессивным состоянием говорящего и зачастую преследует цель вызвать или поддержать агрессивное состояние адресата. Поэтому она является нарушением этико-речевой нормы. В ходе подобного неэтичного речевого поведения один из его участником выступает в роли агрессора, а другой -жертвы (адресат агрессии).

Избежать речевой агрессии позволяет соблюдение норм речевой коммуникации. Во время беседы нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости. Они фундируют не только знание этикетных формул, но и табу на оскорбление словом собеседника.

Текст №2

Вам нахамили в магазине. Вас обругали в автобусе. Начальник раскритиковал Ваш отчет, намекнув при этом на Ваши ограниченные интеллектуальные способности. Вы пришли домой. Злой как собака. Теперь достанется и жене, и детям, и теще.

Когда человек наносит явный ущерб чьей-либо собственности, здоровью, его привлекают к суду, к уголовной или административной ответственности. Здесь вступают в действие правовые нормы, которые устанавливаются законодательным путем. Они отражаются в нормативных актах, входят в своды законов. Но никакие кодексы не помогут предусмотреть строгих стандартов взаимоотношений людей. Невежливость или стремление унизить сослуживца, клиента, пассажира, подчиненного не считается нарушением правовых норм. А общечеловеческих? А норм гуманности?

Как можно регламентировать чувство такта, доброжелательность в нашем мире? Кто будет следить за взглядом, улыбкой (или их отсутствием) продавцов в магазине, куда мы пришли за покупками? Проблемы языкового поведения, делового общения, межкультурной коммуникации… Конечно, все это как-то должно регулироваться. Но как?

Текст №3

г. Москва, ул. Погодинская,
клиника пропедевтики, Главному врачу

Заявление

Настоящим письмом обращаем Ваше внимание на следую­щий возмутительный случай, происшедший в клинике 2 декаб­ря в период с 18 до 19 часов. Приехав
из другого города по делам, связанным с писательской организацией, мы
обратились к дежурной с просьбой разрешить свидание с находившимся в клинике Шукшиным В. М. Вначале дежурная разрешила свида­ние и порекомендовала позвонить на этаж. Но, узнав фамилию больного, вдруг переменила решение и
заявила: «К нему я вас не пущу». На вопрос «почему?» - она не ответила и
вновь надмен­но и грубо заявила, что «может сделать, но не сделает», что
«другим сделает, а нам не сделает». Такие действия для нас были совершенно непонятны, тем более что во время наших объяснений входили и выходили посетители, которым дежур­ная демонстративно разрешала свидания. Один из них
благо­дарил дежурную весьма своеобразно, он сказал, уходя: «Завтра с меня
шоколадка» (мы не предполагали, что в столичной кли­нике может существовать такая форма благодарности, и шо­коладом не запаслись).
В.М. Шукшин, которому сообщили о нашем приходе другие больные,
спустился с этажа и спросил дежурную, почему она не разрешает свидание, хотя у нас выписан пропуск. Она ответила грубым криком и оскорблением. Она не разрешила нам даже поговорить с В.М. Шукшиным и выгнала из вестибюля. На вопрос, каковы ее имя и фамилия, она не ответила и дема­гогически заявила,
что мы пьяны. Разумеется, это была заве­домая ложь и ничем не прикрытое
оскорбление.

Считаем, что подобные люди из числа младшего медицин­ского персонала позорят советскую медицину, и требуем при­нять административные и общественные меры в отношении медработника, находившегося на дежурстве во
второй полови­не дня 2 декабря с. г.

Ответственный секретарь Вологодской
писательской организации В. Коротаев.
Писатель В. Белов.

Число. Подписи.

Текст №4

- Любка, Любка!.. - насилу дозвалась мать. - Ты скажи так: если ты, скажи, просто так приехал - жир накопить да потом опять зауситься по свету, - то, скажи, уезжай седни же, не позорь меня перед людями. Если, скажи, у тебя...- Как это может так быть, чтобы у него семьи не было? Как? Что он - парень семнадцати годов? Ты думаешь своей головой-то?- Ты скажи так: если, скажи, у тебя чего худое на уме, то собирай манатки и...- Ему собраться - только подпоясаться, - встрял в раз­говор молчавший до этого старик. - Чего вы навалились на девку? Чего счас с нее спрашивать? Тут уж - как выйдет, какой человек окажется. Как она за негоможет счас заручиться?- Не пугайте вы меня ради Христа, - только и сказала Люба. Я сама боюсь. Что, вы думаете, просто мне?- Вот!.. Я тебе чего и говорю-то! - воскликнула Зоя.- Ты вот чего... девка... Любка, слышь? - опять затормо­шила Любу мать. - Ты скажи так: вот чего, добрый человек, иди седни ночуй где-нибудь.- Это где же? - обалдела Люба.- В сельсовете.- Тьфу! - разозлился старик. - Да вы что, совсем оду­рели?!Гляди-ка: вызвали мужика да отправили его в сельсо­вет ночевать! Вот такда!.. Совсем уж нехристи какие-то.- Пусть его завтра милиционер обследует, - не сдава­лась мать.- Чего его обследовать-то? Он весь налицо.- Не знаю... - заговорила Люба. - А вот кажется мне, что он хороший человек. Я как-то по глазам вижу... Еще на карточке заметила: глаза какие-то... грустные. Вот хоть убей­те вы меня - мне его жалко.

Задание 5.Напишите заявление на имя руководителя Вашего вуза или одного из его подразделений (декана, заместителя декана). Используйте данный текст в качестве образца.

Заместителю декана по учебной работе

юридического ф-та

НОУ ВПО «Российский новый университет»

И.Т. Сидорову

студента I курса 2 группы очно-заочной формы обучения

А.Л. Митрохина

Заявление.

Прошу Вас допустить меня к сдаче зимней экзаменационной сессии, несмотря на имеющуюся академическую задолженность по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Пересдача зачета по данному предмету назначена преподавателем на 11.01. 2011 г.

1. 12. 2010 г. (личная подпись) / А.Л. Митрохин /

Задание 6.Напишите объяснительную записку (об опоздании, о вынужденном отсутствии на занятиях и т.п.).Используйте данный текст в качестве образца.

Декану ф-та гуманитарных технологий и иностранных языков

НОУ ВПО «Российский новый университет»

Л.В. Петрову

студента II курса группы 446 очной формы обучения

Р.Л. Рязанцева

Объяснительная записка.

Довожу до Вашего сведения, что я 23. 11. 2010 г. отсутствовал на Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования по дисциплине «Культурология» по уважительной причине. В ночь на 23. 11. 2010 г. у меня разболелся зуб. К 8.00 утра я поехал в МСЧ №3 по адресу: (…), где мне была оказана необходимая медицинская помощь и выдан дежурным врачом-стоматологом больничный лист.

Копию медицинского документа прилагаю к данному заявлению.

12. 2010 г. (личная подпись) / Р.Л. Рязанцев /

Задание 7. Составьте собственное резюме, используя предложенный образец.

Композиция резюме Пример
1. Цель поиска работы Ищу работу менеджера в сотовой компании, которая позволит мне использовать свои знания инженера и реализовать желание работать в области современной коммуникации.
2. Справочная информация о себе Иванов Андрей Николаевч, 1991 года рождения, проживаю в г. Люберцы Московской области
3. Образование Закончил Московский технологический колледж №15; в настоящее время обучаюсь на 4-м курсе Московского государственного индустриального университета (специальность: «Информационные системы и безопасность», заочная форма обучения)
4. Опыт работы В 2008-2010 гг. работал менеджером в компьютерном салоне «ИОН».
5. Дополнительные сведения о себе - Общительный; - Пунктуальный; - Внимательный. Имею хобби: баскетбол, волейбол, путешествия.
6. Контактные телефоны 8-499-551-43-11 (домашний) 8-915-987-76-54 (сотовый)

Задание 8.Напишите аннотацию на учебное издание (учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс). Используйте данный текст в качестве образца.

Аннотация

на

учебное издание:

Руднев В.Н. Риторика. Курс лекций. М., 2009.

В настоящем лекционном курсе автор в популярной и доступной форме рассматривает становление и историю красноречия Античности, европейскую риторику, этапы развития красноречия в России. Также показаны актуальные вопросы неориторики, изложено современное представление о споре и риторических приемах оратора в нем.

При этом автором анализируются отрывки известных ораторов прошлого и современности.

Издание адресовано студентам всех специальностей, изучающим учебный курс «Риторика».

Курс лекций рекомендован Научно-методическим советом НОУ ВПО «Российский новый университет».

Тема№2: «Этический аспект культуры речи»

Задание 1. Что изучают этика и эстетика?

Задание 2.Расскажите о русском речевом этикете и его основных принципах.

Задание 3.В чем своеобразие цивилизованного языкового поведения в современном обществе? Почему так часто встречаются нарушения этики и культуры поведения?

Задание 4.Представьте, чтоВы совершили бестактный поступок. Вам необходимо извиниться. Какие слова Вы при этом будете использовать?

Задание 5.Представьте, что Вы пришли в первый раз в какое-либо учреждение (поступать в вуз, устраиваться на работу). Какие универсальные формы обращений к незнакомым лицам Вы будете использовать?

Задание 6. В чем состоитэстетика русского слова? На ваш взгляд, в ее основе должны находиться гармония языковой личности или наше стремление к удобству и экономии средств выражения?

3.Список использованной литературы.Обязательно указать статьи, монографии, учебники, учебные пособия, Интернет-сайты.

Наши рекомендации