Кафедра русского языка и общего языкознания
Контрольная работа по дисциплине:
«Русский язык и культура речи»
Выполнил: | Проверил: |
Иванов А.Д., студент 1 курса очной формы обучения ф-та ГТиИя, гр. 213 | Руднев В.Н., к. пед.н., доц. |
Москва, 2010
Текст контрольной работы
Тема№1: «Нормативный и коммуникативный аспекты культуры речи»
Задание 1.Заполните свободные колонки в таблице.
№ | Верно | Неверно | Укажите, какой тип нормы нарушен |
1. | Манилов много думал и размышлял. | ||
2. | Он натер большой мозоль. | ||
3. | Расскажите об этом более поподробнее. | ||
4. | КухОнные ножи надо убрать. | ||
5. | В прошлом году я побывал в Санкт-Петербурге, мне посчастливилась такая возможность. | ||
6. | Я просил родителей купить мне белое какаду. | ||
7. | Силясь преодолеть слабость, она продолжала работать. | ||
8. | Драматургический спектакль мне очень понравился. | ||
9. | Рассказ написан писателем Н.С. Лесковом. | ||
10. | Портфель сделан из дерма[н]тина. | ||
11. | Дождь шел трое дней. | ||
12. | Лицей «Маленький принц» принимает детей после капитального ремонта с 1 сентября. | ||
13. | После посиделок в Кремле Ю. Лужков встретился с Президентом. | ||
14. | Посмотрев фильм «Борис Годунов» режиссера С. Бондарчука, мне захотелось прочитать повесть А. Пушкина. | ||
15. | Зал был полон от народа. | ||
16. | Им удалось потерпеть победу. | ||
17. | Большую роль имеет правильное понимание вопроса. | ||
18. | Пожар охватил больше тридцати семь гектаров. | ||
19. | Внутренние интерьеры комнат нам очень понравились. | ||
20. | Набрав номер 0007, у вас есть возможность узнать программу телепередач. |
Задание 2.Подберите примеры метафор из языка газет, журналов (не менее трех) и проанализируйте их по данному образцу.
1. От академика Д.С. Лихачева я заразилсялюбовью к древнерусскому зодчеству;
2. Раскуситьмошенника с первого взгляда может только очень опытный милиционер;
3. Усиленныепросьбы за Ходорковского возымели свое действие (из газет).
Слово | Прямое значение | Метафорическое значение |
Заразиться | Воспринять заразу. Заразиться гриппом. | Воспринять, усвоить от других что-нибудь. Заразиться любовью к древнерусскому зодчеству. |
Раскусить | Разъединить, кусая. Раскусить корку. | Понять, хорошо узнать (разг.). Раскусить мошенника. |
Усиленный | Увеличенный, улучшенный. Усиленное питание. | Крайне настойчивый (книжн.). Усиленные просьбы. |
Задание 3. Подберите примеры метафор из творчества Вашего любимого писателя (не менее трех) и проанализируйте их, используя вышеприведенный образец. Отметьте, в чем своеобразие языка и стиля автора, создавшего эти метафоры?
Задание 4.Определите стилевую принадлежность данных текстов.
Текст №1
Речевая агрессия – форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. Речевая агрессия мотивирована агрессивным состоянием говорящего и зачастую преследует цель вызвать или поддержать агрессивное состояние адресата. Поэтому она является нарушением этико-речевой нормы. В ходе подобного неэтичного речевого поведения один из его участником выступает в роли агрессора, а другой -жертвы (адресат агрессии).
Избежать речевой агрессии позволяет соблюдение норм речевой коммуникации. Во время беседы нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости. Они фундируют не только знание этикетных формул, но и табу на оскорбление словом собеседника.
Текст №2
Вам нахамили в магазине. Вас обругали в автобусе. Начальник раскритиковал Ваш отчет, намекнув при этом на Ваши ограниченные интеллектуальные способности. Вы пришли домой. Злой как собака. Теперь достанется и жене, и детям, и теще.
Когда человек наносит явный ущерб чьей-либо собственности, здоровью, его привлекают к суду, к уголовной или административной ответственности. Здесь вступают в действие правовые нормы, которые устанавливаются законодательным путем. Они отражаются в нормативных актах, входят в своды законов. Но никакие кодексы не помогут предусмотреть строгих стандартов взаимоотношений людей. Невежливость или стремление унизить сослуживца, клиента, пассажира, подчиненного не считается нарушением правовых норм. А общечеловеческих? А норм гуманности?
Как можно регламентировать чувство такта, доброжелательность в нашем мире? Кто будет следить за взглядом, улыбкой (или их отсутствием) продавцов в магазине, куда мы пришли за покупками? Проблемы языкового поведения, делового общения, межкультурной коммуникации… Конечно, все это как-то должно регулироваться. Но как?
Текст №3
г. Москва, ул. Погодинская,
клиника пропедевтики, Главному врачу
Заявление
Настоящим письмом обращаем Ваше внимание на следующий возмутительный случай, происшедший в клинике 2 декабря в период с 18 до 19 часов. Приехав
из другого города по делам, связанным с писательской организацией, мы
обратились к дежурной с просьбой разрешить свидание с находившимся в клинике Шукшиным В. М. Вначале дежурная разрешила свидание и порекомендовала позвонить на этаж. Но, узнав фамилию больного, вдруг переменила решение и
заявила: «К нему я вас не пущу». На вопрос «почему?» - она не ответила и
вновь надменно и грубо заявила, что «может сделать, но не сделает», что
«другим сделает, а нам не сделает». Такие действия для нас были совершенно непонятны, тем более что во время наших объяснений входили и выходили посетители, которым дежурная демонстративно разрешала свидания. Один из них
благодарил дежурную весьма своеобразно, он сказал, уходя: «Завтра с меня
шоколадка» (мы не предполагали, что в столичной клинике может существовать такая форма благодарности, и шоколадом не запаслись).
В.М. Шукшин, которому сообщили о нашем приходе другие больные,
спустился с этажа и спросил дежурную, почему она не разрешает свидание, хотя у нас выписан пропуск. Она ответила грубым криком и оскорблением. Она не разрешила нам даже поговорить с В.М. Шукшиным и выгнала из вестибюля. На вопрос, каковы ее имя и фамилия, она не ответила и демагогически заявила,
что мы пьяны. Разумеется, это была заведомая ложь и ничем не прикрытое
оскорбление.
Считаем, что подобные люди из числа младшего медицинского персонала позорят советскую медицину, и требуем принять административные и общественные меры в отношении медработника, находившегося на дежурстве во
второй половине дня 2 декабря с. г.
Ответственный секретарь Вологодской
писательской организации В. Коротаев.
Писатель В. Белов.
Число. Подписи.
Текст №4
- Любка, Любка!.. - насилу дозвалась мать. - Ты скажи так: если ты, скажи, просто так приехал - жир накопить да потом опять зауситься по свету, - то, скажи, уезжай седни же, не позорь меня перед людями. Если, скажи, у тебя...- Как это может так быть, чтобы у него семьи не было? Как? Что он - парень семнадцати годов? Ты думаешь своей головой-то?- Ты скажи так: если, скажи, у тебя чего худое на уме, то собирай манатки и...- Ему собраться - только подпоясаться, - встрял в разговор молчавший до этого старик. - Чего вы навалились на девку? Чего счас с нее спрашивать? Тут уж - как выйдет, какой человек окажется. Как она за негоможет счас заручиться?- Не пугайте вы меня ради Христа, - только и сказала Люба. Я сама боюсь. Что, вы думаете, просто мне?- Вот!.. Я тебе чего и говорю-то! - воскликнула Зоя.- Ты вот чего... девка... Любка, слышь? - опять затормошила Любу мать. - Ты скажи так: вот чего, добрый человек, иди седни ночуй где-нибудь.- Это где же? - обалдела Люба.- В сельсовете.- Тьфу! - разозлился старик. - Да вы что, совсем одурели?!Гляди-ка: вызвали мужика да отправили его в сельсовет ночевать! Вот такда!.. Совсем уж нехристи какие-то.- Пусть его завтра милиционер обследует, - не сдавалась мать.- Чего его обследовать-то? Он весь налицо.- Не знаю... - заговорила Люба. - А вот кажется мне, что он хороший человек. Я как-то по глазам вижу... Еще на карточке заметила: глаза какие-то... грустные. Вот хоть убейте вы меня - мне его жалко.Задание 5.Напишите заявление на имя руководителя Вашего вуза или одного из его подразделений (декана, заместителя декана). Используйте данный текст в качестве образца.
Заместителю декана по учебной работе
юридического ф-та
НОУ ВПО «Российский новый университет»
И.Т. Сидорову
студента I курса 2 группы очно-заочной формы обучения
А.Л. Митрохина
Заявление.
Прошу Вас допустить меня к сдаче зимней экзаменационной сессии, несмотря на имеющуюся академическую задолженность по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Пересдача зачета по данному предмету назначена преподавателем на 11.01. 2011 г.
1. 12. 2010 г. (личная подпись) / А.Л. Митрохин /
Задание 6.Напишите объяснительную записку (об опоздании, о вынужденном отсутствии на занятиях и т.п.).Используйте данный текст в качестве образца.
Декану ф-та гуманитарных технологий и иностранных языков
НОУ ВПО «Российский новый университет»
Л.В. Петрову
студента II курса группы 446 очной формы обучения
Р.Л. Рязанцева
Объяснительная записка.
Довожу до Вашего сведения, что я 23. 11. 2010 г. отсутствовал на Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования по дисциплине «Культурология» по уважительной причине. В ночь на 23. 11. 2010 г. у меня разболелся зуб. К 8.00 утра я поехал в МСЧ №3 по адресу: (…), где мне была оказана необходимая медицинская помощь и выдан дежурным врачом-стоматологом больничный лист.
Копию медицинского документа прилагаю к данному заявлению.
12. 2010 г. (личная подпись) / Р.Л. Рязанцев /
Задание 7. Составьте собственное резюме, используя предложенный образец.
№ | Композиция резюме | Пример |
1. | Цель поиска работы | Ищу работу менеджера в сотовой компании, которая позволит мне использовать свои знания инженера и реализовать желание работать в области современной коммуникации. |
2. | Справочная информация о себе | Иванов Андрей Николаевч, 1991 года рождения, проживаю в г. Люберцы Московской области |
3. | Образование | Закончил Московский технологический колледж №15; в настоящее время обучаюсь на 4-м курсе Московского государственного индустриального университета (специальность: «Информационные системы и безопасность», заочная форма обучения) |
4. | Опыт работы | В 2008-2010 гг. работал менеджером в компьютерном салоне «ИОН». |
5. | Дополнительные сведения о себе | - Общительный; - Пунктуальный; - Внимательный. Имею хобби: баскетбол, волейбол, путешествия. |
6. | Контактные телефоны | 8-499-551-43-11 (домашний) 8-915-987-76-54 (сотовый) |
Задание 8.Напишите аннотацию на учебное издание (учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс). Используйте данный текст в качестве образца.
Аннотация
на
учебное издание:
Руднев В.Н. Риторика. Курс лекций. М., 2009.
В настоящем лекционном курсе автор в популярной и доступной форме рассматривает становление и историю красноречия Античности, европейскую риторику, этапы развития красноречия в России. Также показаны актуальные вопросы неориторики, изложено современное представление о споре и риторических приемах оратора в нем.
При этом автором анализируются отрывки известных ораторов прошлого и современности.
Издание адресовано студентам всех специальностей, изучающим учебный курс «Риторика».
Курс лекций рекомендован Научно-методическим советом НОУ ВПО «Российский новый университет».
Тема№2: «Этический аспект культуры речи»
Задание 1. Что изучают этика и эстетика?
Задание 2.Расскажите о русском речевом этикете и его основных принципах.
Задание 3.В чем своеобразие цивилизованного языкового поведения в современном обществе? Почему так часто встречаются нарушения этики и культуры поведения?
Задание 4.Представьте, чтоВы совершили бестактный поступок. Вам необходимо извиниться. Какие слова Вы при этом будете использовать?
Задание 5.Представьте, что Вы пришли в первый раз в какое-либо учреждение (поступать в вуз, устраиваться на работу). Какие универсальные формы обращений к незнакомым лицам Вы будете использовать?
Задание 6. В чем состоитэстетика русского слова? На ваш взгляд, в ее основе должны находиться гармония языковой личности или наше стремление к удобству и экономии средств выражения?
3.Список использованной литературы.Обязательно указать статьи, монографии, учебники, учебные пособия, Интернет-сайты.