Проанализируйте текст деловой беседы.
Директор завода приглашает в кабинет молодого инженера. Входит инженер:
И: Здравствуйте, Владимир Михайлович! Вы меня вызывали?
Д: А, здравствуйте, Николай... Степанович, кажется?
И: Да, Петрович...
Д: Простите, имя-отчество не всегда запоминаю, а вот что Николай – точно помню... Да, я вас просил зайти. У вас найдется минут двадцать времени?
И: Да, конечно...
Д: Вот и отлично. Анечка, меня ни с кем не соединять, пожалуйста. Николай, вот я хотел тут с вами посоветоваться. Последнее время так что-то тяжело работать стало на заводе. То тут срыв, то там... Да что говорить, вы сами все лучше меня знаете, по своему цеху видите... Вы во втором цехе работаете, верно?
И: Да, во втором...
Д: Тяжелая сейчас ноша руководить заводом...
И: Да уж это точно – вам не позавидуешь...
Д: Ну, а работать-то надо... Кемерово второй месяц изоляторы не присылает, Липецк металл задерживает опять... С Латвией теперь связей никаких... Э, да что говорить... Сейчас ни от кого нельзя ничего потребовать... Снабженцам через такие унижения приходится проходить... Да, ладно, чего жаловаться. Это моя работа, мои проблемы. Это я уж так... Всю страну лихорадит...
И: Это уж точно...
Д: Да еще проблема – оборудование у нас сам знаешь какое, кое-что довоенное еще... Недавно в каком-то цехе был, смотрю табличку на станке – тридцать девятый год.
И: Да есть еще старее станки, в нашем цехе два станка тридцать шестого года...
Д: Что вы говорите? Я и не знал даже... Меня-то еще и на свете тогда не было, в тридцать шестом-то году... В общем, что-то надо предпринимать, пока полностью не встали...
И: Но мы же запросили две новых поточных линии...
Д: Да не дают их вам уже второй год. И видно, не дадут в ближайшем будущем... Что-то надо сейчас делать... Вот я и хочу ваше мнение узнать, Николай Степанович: как сделать, чтобы станки не встали? Вы ведь у нас уже шестой или седьмой год работаете?
И: Вообще-то пятый...
Д: Разве? А мне казалось, что уже давно вы у нас... Но вы, я знаю, уже хорошо освоились, вошли в курс дела... Очень хорошо вообще о вас отзываются... И с работягами язык нашли, и с ИТР... И взгляд у вас еще свежий, поэтому и советуюсь с вами. Видимо, надеяться на централизованное пополнение станочного парка не приходится, выкручиваться надо самим.
И: Да, судя по всему, да. На других заводах тоже ведь так.
Д: Да, уж это точно... А как вы думаете, может, нам приспособить один из наших цехов, чтобы он выпускал детали, запчасти к нашему же собственному оборудованию? Мы ведь даже для новых станков вряд ли получим сейчас запчасти?
И: Правильно, конечно. Ведь у вас кое-что делается в шестом цехе, по-моему.
Д: Да, я просил попробовать. Кое-что удается, но вообще-то вы знаете, этот цех.
И: Слабенький цех.
Д: Да, это уж точно. Вы вообще там часто бываете?
И: Да приходится, они нам ведь инструменты точат... Приходится все время ходить просить — сделайте, ну поскорее, работа стоит...
Д: Да... Нет, ну вообще-то там есть неплохие ребята – Тихонов, Бавыкин Алексей...
И: Да, эти ребята – высший класс, асы... И Антошка там еще недавно молоденький появился – тоже молодец, старается...
Д: А какой это Антошка? Беленький такой?
И: Нет, он не беленький вроде... Шустрый такой, весь аккуратненький....
Д: Не знаю еще его... Ну хорошо, если хороший работник, буду
знать теперь. Так вот, не сделать ли нам в этом цехе участок
запчастей? Пусть завод обеспечивают... И заявки им подавать
предварительные на изготовление, по цехам же знают, что нужно в первую очередь или что может понадобиться...
И: Верно, можно, я думаю. Нужно только, чтобы кто-то этим специально и занимался, больше ничем. Именно специальный участок нужно выделить, чтобы люди были закреплен. И задание у них будет только по запчастям, тогда и ответственность будет, и работу спросить можно.
Д: А вот это правильно! Участок такой нужно обязательно структурно выделить, это вы правильно предлагаете. Конечно, сначала будет немало трудностей, неразберихи – дело-то новое...
И: Конечно, но я думаю, наладится.
Д: И ребят нужно будет на этот участок самых ответственных поставить. Слушай, Коль, а если этот участок сделать в шестом цехе? И ребят туда этих, о которых ты говорил, – Горяного, Антошку твоего... Справятся они, как ты думаешь?
И: Да справятся, конечно, ребята отличные!
Д: Вот и хорошо... Ты прав – надо отдельный участок и именно этих ребят туда... Тут придется весь цех шестой структурно реорганизовать, правда... Но это давно пора сделать, мы же уже говорили... Ну, так и сделаем. Спасибо тебе за идеи... А знаешь еще что? Вот поговорил я с тобой и подумал: давай-ка, тебя мы бросим на это дело! Начальником шестого цеха! Мне ведь об этом мужики-ветераны давно говорили – поручи шестой цех Николаю! Давай, берись! Идей-то у тебя достаточно, человек ты ответственный...
И: Ой, Александр Павлович, да что вы... Да я...
Д: Ну подумай, подумай... Я в сорок лет стал начальником цеха, а ты в тридцать. Улавливаешь разницу? Идеи есть, возможности есть, опыт уже есть... Ну и зарплата, естественно, будет значительно больше... Деньги-то небось нужны, семью кормить...
И: Да нужны, конечно... Но страшновато...
Д: А чего бояться? Из всех наших молодых кадров ты самый надежный, честно скажу. Верю, что не подведешь. Ну, в принципе – что, договорились?
И: Да я...
Д: Я понимаю... Но в принципе, значит, договорились. Слушай, а чего резину тянуть? Принимай цех с понедельника!
И: Как, прямо с понедельника?
Д: Конечно! Анечка, подготовь мне проект приказа – Зинченко Николая Степановича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль, я на тебя надеюсь! Не подведи!
Приемы активного слушания
Активное слушание необходимо для того, чтобы
– продемонстрировать внимание к собеседнику, понимание содержания сказанного им;
– проверить правильность понимания сказанного;
– помочь говорящему высказать свои мысли.