Выполненная контрольная работа должна быть представлена на проверку не позднее чем за три недели до начала сессии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»

Кафедра «Электроснабжение горных и промышленных предприятий»

Составитель

Е. В. Скребнева

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Методические указания

к практическим занятиям и самостоятельной работе

для студентов направления 13.03.02 (140400.62)
«Электроэнергетика и электротехника»,
образовательная программа «Электроснабжение»,
для всех форм обучения

Рекомендованы учебно-методической комиссией направления 13.03.02 (140400.62) «Электроэнергетика и электротехника»

образовательная программа «Электроснабжение»
в качестве электронного издания для использования
в учебном процессе

Кемерово 2016

Рецензенты:

И.Н. Паскарь – старший преподаватель кафедры «Электроснабжения горных и промышленных предприятий»

И. Ю. Семыкина – председатель учебно-методической комиссии
направления 13.03.02 (140400.62) «Электроэнергетика и электротехника»

Скребнева Евгения Владимировна.Менеджмент и маркетинг в энергетике: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе [Электронный ресурс]: для студентов направления 13.03.02 (140400.62) «Электроэнергетика и электротехника», образовательная программа «Электроснабжение», всех форм обучения / сост.: Е. В. Скребнева. – Кемерово :КузГТУ, 2016.– Систем. требования :Pentium IV ; ОЗУ 8 Мб ; Windows XP ; мышь. – Загл. с экрана.

Материал, представленный в электронном издании, предназначен для подготовки студентов всех форм обучения к практическим занятиям и организации самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в энергетике». В методических указаниях даются темы практических занятий и самостоятельной работы, вопросы, которые необходимо изучить в рамках данных тем, вопросы для самоконтроля изученного материала.

© КузГТУ, 2016

© Скребнева Е.В.,

составление, 2016

Цель практической и самостоятельной работы

В изучении дисциплины важное место занимает самостоятельная работа студентов, одной из форм организации и контроля которой являются практические занятия.

Цель практической и самостоятельной работы – развить у студента навыки самостоятельного выполнения заданий, связанных с освоением теоретических и практических основ экономики энергетики. Научить студентов пользоваться справочной литературой и нормативно-технической документацией.

Систематическое изучение дисциплины позволит студенту достигнуть уровня требований ФГОС 3+ к профессиональной подготовленности.

Содержание практических занятий и методические указания по ее выполнению

Практические занятия предназначены для закрепления лекционного материала и информации, полученной в результате самостоятельной работы с рекомендуемой литературой.

В методических указаниях приведены темы практических занятий и вопросы, которые необходимо изучить в рамках этих тем. Часть вопросов практических занятий рассматривается на лекциях, а часть вопросов необходимо изучить самостоятельно, используя указанную литературу. К каждой теме даются вопросы для самоконтроля, которые позволяют студентам закрепить изученный материал и проверить глубину полученных ими знаний.

При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в энергетике» студенты должны:

- изучить теоретический материал, в соответствии со списком основной и дополнительной литературы;

- ответить на вопросы для самопроверки;

- подготовить краткий доклад в соответствии с предложенной темой.

Информация о содержании, варианте, объеме и сроках выполнения практических работ доводится до студентов на первом занятии. Вариант заданий определяется в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки.

В ходе практического занятия:

- проводится устный опрос студентов по теме занятия;

- заслушиваются доклады студентов по теме практического занятия.

Неделя семестра Тема занятия
Организация в менеджменте [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9].
Функции управления [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9].
Разработка инвестиционных проектов [1, 2, 4, 5, 7, 9].
Разработка инвестиционных проектов [1, 2, 4, 5, 7, 9].
Особенности разработки бизнес-плана для энергетически эффективного проекта [1, 2, 4, 5, 7, 9].
Учет и отчетность в системе управления [1, 4, 5, 7, 9].
Маркетинг в различных видах энергетического бизнеса [2, 4, 5, 7].
Маркетинг в различных видах энергетического бизнеса [2, 4, 5, 7].
Зачетное занятие

Тема 1: Организация в менеджменте

Вопросы для обсуждения:

Понятие организации. Виды и признаки организаций. Законы организации. Понятие организационной структуры. Линейная структура управления. Линейно-функциональная система управления. Линейно-штабная структура управления. Матричная структура управления. Проектирование организационных структур управления. Энергетические предприятие и их особенности. Структуры управления энергетических компаний. Производственная структура энергопредприятий. Характеристики структур управления электросетевых компаний.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «организация» как объекта и как процесса.

2. Основные признаки организации.

3. Что такое организационная структура?

4. Виды организационных структур.

5. Недостатки и достоинства линейной структуры управления.

6. Недостатки и достоинства функциональной структуры управления.

7. Этапы проектирования организационных систем управления и их содержание.

8. Нормы управляемости.

9. Назовите основные особенности энергетических предприятий

10. Какие общеотраслевые сферы деятельности энергокомпаний вы знаете?

11. Что такое производственная структура управления энергокомпании и какова ее характеристика?

12. Какие бывают организационные структуры энергетических предприятий?

Тема 2: Функции управления

Вопросы для обсуждения:

Понятие и классификация функций управления. Функция управления «планирование». Функция управления «организация». Функции управления «мотивация и стимулирование». Понятие мотивации. Системы мотивации и стимулирования труда. Функция управления «Координация» Функции управления «контроль и учет».

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия функций управления?

2. Основные функции управления.

3. Цели, задачи и методы планирования.

4. Чем отличается планирование от прогнозирования?

5. Функция организации и в чем она заключается?

6. Понятие мотивации и схема мотивационного процесса.

7. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу.

8. Что такое стимулирование?

9. Состав материальных и нематериальных стимулов.

10. Содержание функции координация.

11. Что такое регулирование?

12. Функции контроля и виды контроля.

Тема 3-4: Разработка инвестиционных проектов

Вопросы для обсуждения:

Разработка концепции инвестиционного проекта. Сущность проектного анализа. Структура проектного анализа. Технико-экономическое обоснование инвестиций.

Контрольные вопросы:

1. Как возникают идеи проекта?

2. Назовите основные критерии приемлемости идеи проекта.

3. По каким причинам идею проекта следует отклонить?

4. В чем состоят предпроектные исследования инвестиционных возможностей и кто их выполняет?

5. Перечислите виды проектного анализа.

6. Как определяется коммерческая эффективность?

7. Опишите сущность технического, коммерческого, организационного и социального анализов.

8. Каково назначение и состав технико-экономических обоснований инвестиций?

Тема 5: Особенности разработки бизнес-плана для энергетически эффективного проекта.

Вопросы для обсуждения:

Особенности разработки бизнес-плана для энергетически эффективного проекта. План по маркетингу. План по производства. Организационный план. План по страхованию.

Контрольные вопросы:

1. Какие особенности формирования бизнес-плана энергетически эффективного проекта?

2. Перечислите основные характеристики плана по маркетингу для энергетически эффективного проекта.

3. Что отражает план производства энергетически эффективного проекта?

4. Особенности формирования организационного плана.

Тема 6: Учет и отчетность в системе управления.

Вопросы для обсуждения:

Учет и отчетность в системе управления. Виды и краткая характеристика учета. Оперативно-технический учет. Статистический учет. Бухгалтерский учет. Управленческий учет. Налоговый учет. Пользователи различных видов учета.

Вопросы для самоконтроля:

1. Задачи учета на энергетических предприятиях.

2. Какие виды учета применяются на энергетических предприятиях?

3. Отличие учета на энергетических предприятиях.

4. Особенности бухгалтерского учета на энергетических предприятиях.

5. Особенности налогового учета энергетических предприятий.

Тема 7-8: Маркетинг в различных видах энергетического бизнеса.

Вопросы для обсуждения:

Маркетинг в генерирующих компаниях. Маркетинг в электросетевых компаниях. Маркетинг в энергосбытовых компаниях.

Контрольные вопросы:

1. Цели и направления маркетинговой деятельности в генерирующих компаниях.

2. Выход генерирующих компаний на рынки электроэнергии.

3. Маркетинг инвестиционного процесса в генерирующей компании.

4. Особенности маркетинга в электросетевой компании.

5. Анализ и прогноз спроса на основные услуги электросетевой компании.

6. Маркетинговое тарифное меню электросетевых компаний.

7. Цели и направления маркетинга в энергосбытовых компаниях.

8. Маркетинговые исследования на оптовом и розничном рынке электроэнергии.

9. Диверсификация сбытовой деятельности.

3. Содержание самостоятельной работы
и методические указания по ее выполнению

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студентов с разделами курса, не рассматриваемых на лекционных и практических занятиях, по рекомендованным преподавателем материалам и по самостоятельно найденным источникам, а также для подготовки к практическим занятиям.

Информация о содержании, объеме и сроках выполнения самостоятельной работы доводится до студентов на первом практическом занятии.

Неделя семестра Тема самостоятельной работы  
 
  Подготовка к практическому занятию по теме «Организация в менеджменте» [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9].  
Изучение и конспектирование темы 1 «Методы управления» [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9].  
Подготовка к практическому занятию по теме «Функции управления» [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9].  
Изучение и конспектирование темы 2 «Инвестиционные проект» [1, 2, 4, 5, 7, 9].  
Подготовка к практическому занятию по теме «Разработка инвестиционных проектов» [1, 2, 4, 5, 7, 9].  
Предоставление конспекта по темам самостоятельной работы 1-2 на проверку.  
Изучение и конспектирование темы 3 «Цели в менеджменте» [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10].  
Подготовка к практическому занятию по теме «Разработка инвестиционных проектов» [1, 2, 4, 5, 7, 9].  
Изучение и конспектирование темы 4 «Основы кадрового менеджмента» [2, 4, 5, 7, 9].  
Подготовка к практическому занятию по теме «Особенности разработки бизнес-плана для энергетически эффективного проекта» [1, 2, 4, 5, 7, 9].  
Предоставление конспекта по темам самостоятельной работы 3-4 на проверку.  
Изучение и конспектирование темы 5 «Набор, прием и отбор персонала» [2, 4, 5, 7, 9].  
Подготовка к практическому занятию по теме «Учет и отчетность в системе управления» [2, 4, 5, 7, 9].  
Изучение и конспектирование темы 6 «Финансы. Управление финансами» [2, 4, 5, 7, 9].  
Подготовка к практическому занятию по теме «Маркетинг в различных видах энергетического бизнеса» [1, 2, 5, 6, 10].  
Изучение и конспектирование темы 7 «Управление инновациям» [2, 4, 5, 7, 9].  
Подготовка к практическому занятию по теме «Маркетинг в различных видах энергетического бизнеса» [1, 2, 5, 6, 10].  
Предоставление конспекта по темам самостоятельной работы 5-7 на проверку.  
16-17 Подготовка к зачетному занятию.  

В ходе подготовки к практическим занятиям студенты по рекомендованной литературе и по самостоятельно найденным источникам формируют краткие доклады по предложенным темам. Вариант темы определяется по последней цифре шифра зачетной книжки студента.

В результате выполнения предусмотренной самостоятельной работы по дисциплине студентом формируется конспект изученного материала в свободной форме. Конспекты необходимо сдать на проверку преподавателю на 5, 9, 15 неделе семестра.

Ознакомление с разделами курса, не рассматриваемых на лекционных и практических занятиях, заключаются в самостоятельном поиске студентом основных теоретических положений и методик расчета по тематике задания в соответствии со списком основной и дополнительной литературы, а также в сети Интернет. После каждой темы приведены вопросы для самоконтроля. Это поможет студентам проверить, насколько успешно прошло усвоение изучаемого материала.

Тема 1:Подготовка к практическому занятию по теме «Организация в менеджменте».

Используя рекомендуемую литературу, а также литературу, подобранную самостоятельно, подготовьте краткий доклад по следующим темам:

1. Понятие организации. Виды и признаки организаций.

2. Законы организации.

3. Понятие организационной структуры. Проектирование организационных структур управления.

4. Линейная структура управления.

5. Линейно-функциональная система управления.

6. Линейно-штабная структура управления.

7. Матричная структура управления.

8. Энергетические предприятие и их особенности.

9. Структуры управления энергетических компаний и их характеристики.

10. Производственная структура энергопредприятий.

Тема 2: Изучение и конспектирование темы 1 «Методы управления».

Вопросы для самостоятельного изучения:

Классификация и содержание методов управления. Экономические методы управления. Организационно-распорядительные методы управления. Социально-психологические методы управления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Методы управления и их группировка.

2. Что такое экономические методы управления?

3. Какие рычаги используются в экономических методах управления?

4. Что такое организационно-распорядительные методы управления?

5. Регламентирующие методы управления.

6. Нормирующие методы управления.

7. Инструктирующие методы управления.

8. Социально-психологические методы управления.

9. Уровни социально-психологических методов управления.

10. Что такое моральное стимулирование?

Тема 3: Подготовка к практическому занятию по теме «Функции управления».

Используя рекомендуемую литературу, а также литературу, подобранную самостоятельно, подготовьте краткий доклад по следующим темам:

1. Понятие и классификация функций управления.

2. Функция управления «планирование».

3. Функция управления «организация».

4. Функции управления «мотивация и стимулирование».

5. Понятие мотивации.

6. Системы мотивации и стимулирования труда.

7. Материальная мотивация и стимулирование труда.

8. Нематериальная мотивация и стимулирование труда.

9. Функция управления «координация».

10. Функция управления «контроль и учет».

Тема 4: Изучение и конспектирование темы 2 «Инвестиционные проект».

Вопросы для самостоятельного изучения:

Инвестиционные проекты. Проектное финансирование. Достоинства и недостатки проектного финансирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое инвестиционный проект?

2. Дайте классификацию инвестиционных проектов.

3. Дайте понятие инвестиционного цикла и опишите его стадии.

4. Что такое проектное финансирование?

5. Укажите преимущества проектного финансирования?

6. Укажите недостатки проектного финансирования?

Тема 5: Подготовка к практическому занятию по теме «Разработка инвестиционных проектов».

Используя рекомендуемую литературу, а также литературу, подобранную самостоятельно, подготовьте краткий доклад по следующим темам:

1. Разработка концепции инвестиционного проекта.

2. Сущность проектного анализа.

3. Структура проектного анализа.

4. Прединвестиционные исследования.

5. Технический анализ инвестиционных проектов.

6. Финансовый анализ инвестиционных проектов.

7. Коммерческий анализ инвестиционных проектов.

8. Экологический анализ инвестиционных проектов.

9. Организационный анализ инвестиционных проектов.

10. Социальный анализ инвестиционных проектов.

Тема 6: Изучение и конспектирование темы 3 «Цели в менеджменте».

Вопросы для самостоятельного изучения:

Понятие цели и ее роль в управлении. Виды целей. Концепции управления целями. Управление по целям. Управление по результатам. Программно-целевое управление.

Вопросы для самоконтроля:

1. Цели организации и их классификация.

2. Кто устанавливает цели организации?

3. Требования к целям организации.

4. Что такое общие и специфические цели?

5. Что такое миссия?

6. Как создается «дерево целей»?

7. Процесс управления по целям.

8. Каковы этапы управления по целям?

9. В чем сущность управление по результатам?

10. Что такое программно-целевое управление?

Тема 7: Подготовка к практическому занятию по теме «Разработка инвестиционных проектов».

Используя рекомендуемую литературу, а также литературу, подобранную самостоятельно, подготовьте краткий доклад по следующим темам:

1. Экономический анализ инвестиционных проектов.

2. Технико-экономическое обоснование инвестиций.

3. Разработка технической документации инвестиционного проекта.

4. Постинвестиционная стадия реализации проекта.

5. Контроль за ходом реализации проектов.

6. Графики реализации инвестиционных проектов.

7. Корректировка графиков реализации проекта.

8. Закрытие инвестиционных проектов.

9. Оценка результатов реализации проекта.

10. Последствия реализации проекта.

Тема 8: Изучение и конспектирование темы 4 «Основы кадрового менеджмента».

Вопросы для самостоятельного изучения:

Персонал организации. Должности и их разновидности Регламентация должностных прав и обязанностей. Сущность и функции кадрового менеджмента.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите факторы, оказывающие воздействие на людей в процессе работы.

2. Что составляет основу концепции управления персоналом организаций электроэнергетики?

3. Какие принципы необходимо учитывать при развитии системы управления персоналом?

4. В чем заключается стратегия управления персоналом в организации?

5. В каком документе прописаны права и обязанности работников?

6. .Охарактеризуйте должности по характеру трудовых функций.

Тема 9: Подготовка к практическому занятию по теме «Особенности разработки бизнес-плана для энергетически эффективного проекта».

Используя рекомендуемую литературу, а также литературу, подобранную самостоятельно, подготовьте краткий доклад по следующим темам:

1. План по маркетингу.

2. Используемые каналы распределения товара.

3. Организация сервисного обслуживания.

4. Меры продвижения товара.

5. Анализ финансового положения конкурентов.

6. План по производству.

7. Организационный план.

8. Анализ организационной структуры.

9. Анализ кадрового потенциала

10. План по страхованию.

Тема 10: Изучение и конспектирование темы 5 «Набор, прием и отбор персонала».

Вопросы для самостоятельного изучения:

Планирование людских ресурсов в организации. Набор штата сотрудников предприятия. Методы отбора персонала. Адаптация персонала.

Вопросы для самоконтроля:

1. Из каких этапов состоит процесс планирования людских ресурсов?

2. Что такое кадровый маркетинг?

3. Каковы функции государственных служб трудоустройства?

4. Какие требования предъявляются к кандидатам при их отборе?

5. Какие рекомендации можно использовать для эффективного проведения собеседования?

Тема 11: Подготовка к практическому занятию по теме «Учет и отчетность в системе управления».

Используя рекомендуемую литературу, а также литературу, подобранную самостоятельно, подготовьте краткий доклад по следующим темам:

1. Учет и отчетность в системе управления.

2. Виды экономической информации.

3. Виды и краткая характеристика учета.

4. Оперативно-технический учет.

5. Статистический учет.

6. Экономические индексы.

7. Бухгалтерский учет.

8. Управленческий учет.

9. Налоговый учет.

10. Пользователи различных видов учета.

Тема 12: Изучение и конспектирование темы 6 «Финансы. Управление финансами».

Вопросы для самостоятельного изучения:

Сущность и роль финансов. Финансовая система. Источники и виды финансовых ресурсов. Управление финансами. Финансы предприятий. Финансовый менеджмент предприятий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое финансы?

2. Из каких систем состоит общая финансовая система страны?

3. В чем состоит распределительная функция финансов?

4. В чем состоит контрольная функция финансов?

5. Каковы источники финансовых ресурсов предприятия?

6. Каковы источники финансовых ресурсов государства?

7. Что такое финансовый менеджмент?

8. Основные функции финансового менеджмента?

9. Задачи финансового менеджмента.

Тема 13: Подготовка к практическому занятию по теме «Маркетинг в различных видах энергетического бизнеса».

Используя рекомендуемую литературу, а также литературу, подобранную самостоятельно, подготовьте краткий доклад по следующим темам:

1. Маркетинга в генерирующих компаниях.

2. Направления маркетинговой деятельности генерирующих компаний.

3. Выход на рынки электроэнергии.

4. Маркетинг инвестиционного процесса в генерирующей компании.

5. Особенности маркетинга в электросетевой компании.

6. Направления маркетинговой деятельности электросетевой компании.

7. Анализ и прогноз спроса на основные услуги электросетевой компании.

8. Виды планов электросетевой компании.

9. Функционально-стоимостный анализ электросетевого комплекса.

10. Маркетинговое тарифное меню.

Тема 14: Изучение и конспектирование темы 7 «Управление инновациям».

Вопросы для самостоятельного изучения:

Основные понятия инновационного менеджмента. Инновационные стратегии. Управление инновационной деятельностью.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое новшество (новация), инновация, инновационная деятельность?

2. Что такое инновационная стратегия? Группы инновационных стратегий.

3. Уровни инновационной деятельности.

4. Формы инновационной деятельности.

5. Что такое государственная система инновационной деятельности?

Тема 15: Подготовка к практическому занятию по теме «Маркетинг в различных видах энергетического бизнеса».

Используя рекомендуемую литературу, а также литературу, подобранную самостоятельно, подготовьте краткий доклад по следующим темам:

1. Управление спросом электросетевой компании.

2. Расширение бизнеса электросетевой компании.

3. Рынки ресурсов электросетевой компании.

4. Маркетинг в энергосбытовых компаниях.

5. Направления маркетинговой деятельности энергосбытовой компании.

6. Энергосбытовая компания на потребительских рынках.

7. Энергосбытовая компания на оптовых рынках.

8. Конкурентная среда на розничном рынке.

9. Коммерческие потери электроэнергии.

10. Диверсификация сбытовой деятельности.

Содержание практических занятий и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения

Изучение дисциплины «Менеджмент и маркетинг в энергетике» студентами заочного обучения складывается из:

- самостоятельной работы над учебниками и учебными пособиями в соответствии со списком основной и дополнительной литературы;

- выполнения контрольной работы и ее защита;

- прослушивания лекций (1, 3, 7, 8) и выполнение практических работ (1, 2, 3, 5, 7).

Работа по дисциплине рассчитана на один семестр. По дисциплине после посещения лекций и практических занятий, защиты контрольной работы студенты сдают зачет.

Изучать дисциплину предлагается в следующей последовательности:

- ознакомиться с программой изучаемой дисциплины и методическими указаниями к изучению отдельных тем (см. разделы 2-4). Кроме тем самостоятельной работы, представленных в разделе 3, студентам заочной формы обучения на самостоятельную проработку дополнительно предлагается ряд темы;

- изучить тему по рекомендуемой в данных методических указаниях литературе. Для более глубокого усвоения материала студенту рекомендуется составить конспект, в котором отразить основные положения по рассматриваемой теме. Конспект сдается на проверку во время сессии;

- ответить на вопросы и задания для самопроверки.

Дополнительные темы для самостоятельной проработки для студентов заочной формы обучения.

Тема 1: Стратегический менеджмент.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Стратегический менеджмент. Основные понятия стратегического менеджмента в электроэнергетике. Планирование стратегии организации. Процесс планирования стратегии. Миссия и цели организации. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии. Управление реализацией стратегии. Структура управления энергетической организацией, ориентированная на решение стратегических проблем

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем вызвана потребность современной организации в стратегическом планировании и управлении?

2. Что такое стратегическое управление? Какие задачи оно решает?

3. Назовите основные этапы процесса стратегического планирования, дайте им краткую характеристику.

4. На какие основные вопросы дает ответ анализ внешней среды организации? Какие группы факторов включают в анализ внешней среды?

5. Какова цель анализа сильных и слабых сторон организации?

6. Назовите основные стадии процесса выбора стратегии и охарактеризуйте их.

7. Какая взаимосвязь существует между отраслевой структурой организации, ее стратегией и организационной структурой управления?

8. Какие требования предъявляются к структуре управления организацией, ориентированной на стратегическое управление?

Тема 2: Управление рисками.

Вопросы для обсуждения:

Сущность и классификация рисков. Управление рисками и методы их оценки. Риски в электроэнергетике.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое риск как экономическая категория?

2. Что значит управление рисками?

3. Классификация рисков по причинам возникновения.

4. Назовите основные виды рисков.

5. Возможные виды потерь в предпринимательстве.

6. Способы снижения рисков при осуществлении проектов.

7. Что такое цена риска?

8. Методы оценки риска.

9. Какие риски имеют место в электроэнергетике?

Выполнение контрольной работы способствует усвоению и закреплению материала, а также дает навыки практического применения основных теоретических положений, поэтому к выполнению контрольной работы следует приступать после изучения теоретического материала.

Информация о содержании, объеме и сроках выполнения контрольной работы доводится до студентов заочной формы обучения на установочной лекции. Вариант задания определяется по последней цифре шифра зачетной книжки студента. При несоблюдении данного требования работа на проверку не принимается!

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и одного практического задания.

Теоретические вопросы и практическое задание контрольной работы

Вариант Теоретический вопрос
Последняя цифра шифра зачетной книжки
Инвестиционный цикл и его стадии.
Бухгалтерский и налоговый учет на энергопредприятиях.
Дайте характеристику структуры управления на Вашем предприятии
Понятие организации. Виды и признаки организации. Законы организации.
Понятие проектного финансирования, его преимущества и недостатки.
Опишите систему мотивации и стимулирования труда на Вашем предприятии.
Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов.
Учет и отчетность в системе управления предприятия. Виды и краткая характеристика учета.
Опишите организационную структуру Вашего предприятия.
Цели организации и их классификация. Требования к целям организации.
Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта. Графики реализации проекта.
Опишите маркетинговую деятельность Вашего предприятия в области ценообразования
Особенности формирования бизнес-плана энергетически эффективного проекта.
Контрольная и распределительная функции финансов.
Опишите организационно-распорядительные методы управления на Вашем предприятии.
Особенности и направления маркетинговой деятельности в электросетевых компаниях.
Уровни и формы инновационной деятельности.
Опишите систему целей и задач Вашего предприятия.
Экономические методы управления. Рычаги, используемые в экономических методах.
Стратегия управления персоналом в организации.
Опишите этапы любого инвестиционного проекта, реализуемого на Вашем предприятии.
Диверсификация деятельности энергопредприятий.
Функции и задачи финансового менеджмента.
Опишите систему развития персонала на Вашем предприятии.
Особенности бухгалтерского и налогового учета на энергетических предприятиях.
Маркетинговое тарифное меню электросетевых компаний.
Опишите Ваши трудовые функции, права и обязанности, а также функции, права и обязанности Вашего непосредственного руководителя (подчиненного).
Маркетинг инвестиционного процесса в генерирующих компаниях.
Сущность и структура проектного анализа инвестиционных проектов.
Опишите источники финансовых ресурсов Вашего предприятия.

Теоретические положения, которые необходимо знать для ответов на вопросы и для решения задач, предлагаемых в любом из вариантов, не выходят за пределы изложенных в приведенном перечне литературы.

Контрольная работа выполняется в тетради 12-18 л.

На титульном листе контрольной работы необходимо указать дисциплину, специальность, фамилию, инициалы и шифр зачетной книжки студента, фамилию, инициалы преподавателя.

При ответах на вопросы необходимо сначала указать номер вопроса и его формулировку, а только потом приводить ответ. Ответы на вопросы следует давать кратко, своими словами, освещая только суть поставленного вопроса, а не переписывая литературные источники. Ответ на один вопрос не должен превышать 10 тетрадных листов. Писать необходимо через клетку.

Контрольные задания должны иллюстрироваться необходи­мыми рисунками, схемами или графиками. Каждый рисунок дол­жен быть пронумерован и сопровождаться подписью. Рисунки размещают сразу после ссылки на них в тексте.

Сокращения слов и обозначений должны соответствовать принятым в технической и экономической литературе. Произвольные сокращения не допускаются.

При решении задач и в ответах на вопросы ссылка на использованные литературные источники обязательна с указанием номеров страниц. Список использованной литературы с точным указанием автора, наименования, года выпуска, издательства и количества страниц приводится в конце работы.

Выполненная контрольная работа должна быть представлена на проверку не позднее чем за три недели до начала сессии.

Если контрольная работа представлена не в полном объеме, задания выполнены неверно, работа с замечаниями возвращается студенту на доработку. Доработанная контрольная работа должна быть представлена преподавателю на занятиях текущей сессии.

Зачет контрольной работы осуществляется только после личного собеседования преподавателя со студентом.

5. Оценочные средства для текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации

Текущий контроль

Защита практической работы производится путем устного опроса по результатам выполненного задания. Устный опрос выявляет уровень полученных студентом знаний. При опросе преподаватель вправе задать любой вопрос, касающийся материала практической работы. Текущий контроль производится по завершении каждой темы.

В результате выполнения самостоятельной работы студентом формируется набор конспектов изученного материала в свободной форме, который представляется на проверку преподавателю в течении семестра.

Промежуточный контроль

Зачет проводится по окончании проведения занятий и заключается в ответе на пять вопросов по билету и проходит в форме собеседования с преподавателем. На подготовку к ответам на вопросы студенту выделяется 40 минут.

Вопросы к зачету

1. Какое понятие: «управление» или «менеджмент» является более общим и почему?

2. Основные законы и принципы управления.

3. Что такое субъект управления и объект управления. Кто является субъектом управления, кто объектом управления?

4. Управленческие отношения, их виды. Формальные и неформальные управленческие отношения.

5. Дайте определение понятия функций управления. Основные функции управления.

6. Цели, задачи и методы планирования.

7. Функция управления «организация».

8. Понятие мотивации и схема мотивационного процесса. Состав материальных и нематериальных стимулов.

9. Содержание функции управления «координация».

10. Что такое функция управления «регулирование»?

11. Функция управления «контроль». Виды контроля.

12. Методы управления и их группировка.

13. Что такое экономические методы управления? Какие рычаги используются в экономических методах управления?

14. Что такое организационно-распорядительные методы управления?

15. Регламентирующие методы управления.

16. Нормирующие методы управления.

17. Инструктирующие методы управления.

18. Социально-психологические методы управления. Уровни социально-психологических методов управления.

19. Дайте определение понятия «организация» как объекта и как процесса. Основные признаки организации.

20. Что такое организационная структура? Виды организационных структур.

21. Недостатки и достоинства линейной структуры управления.

22. Недостатки и достоинства функциональной структуры управления.

23. Этапы проектирования организационных систем управления и их содержание.

24. Назовите основные особенности энергетических предприятий

25. Что такое производственная структура управления энергокомпании и какова ее характеристика?

26. Какие бывают организационные структуры энергетических предприятий?

27. Цели организации и их классификация. Требования к целям организации.

28. Что такое общие и специфические цели?

29. Что такое миссия компании?

30. Процесс управления по целям: сущность, этапы.

31. Что такое программно-целевое управление?

32. Чем вызвана потребность современной организации в стратегическом планировании и управлении?

33. Что такое стратегическое управление? Какие задачи оно решает?

34. Назовите основные этапы процесса стратегического планирования, дайте им краткую характеристику.

35. На какие основные вопросы дает ответ анализ внешней среды организации? Какие группы факторов включают в анализ внешней среды?

36. Какова цель анализа сильных и слабых сторон организации?

37. Назовите основные стадии процесса выбора стратегии и охарактеризуйте их.

38. Какая взаимосвязь существует между отраслевой структурой организации, ее стратегией и организационной структурой управления?

39. Какие требования предъявляются к структуре управления организацией, ориентированной на стратегическое управление?

40. Назовите факторы, оказывающие воздействие на людей в процессе работы.

41. Что составляет основу концепции управления персоналом организаций электроэнергетики?

42. Какие принципы необходимо учитывать при развитии системы управления персоналом?

43. В чем заключается стратегия управления персоналом в организации?

44. В каком документе прописаны права и обязанности работников?

45. Охарактеризуйте должности по характеру трудовых функций.

46. Из каких этапов состоит процесс планирования людских ресурсов? Что такое кадровый маркетинг?

47. Каковы функции государственных служб трудоустройства?

48. Какие требования предъявляются к кандидатам при их отборе?

49. Какие рекомендации можно использовать для эффективного проведения собеседования?

50. Что такое инвестиции? Виды инвестиций. Классификация инвестиций по формам собственности.

51. Объекты инвестиционной деятельности.

52. Что такое инвестиционная деятельность?

53. Назовите субъекты инвестиционной деятельности.

54. Каковы источники инвестиционной деятельности?

55. Что такое инвестиционный проект? Дайте классификацию инвестиционных проектов. Как возникают идеи проекта?

56. Дайте понятие инвестиционного цикла и опишите его стадии.

57. Что такое проектное финансирование? Преимущества и недостатки проектного финансирования?

58. Назовите основные критерии приемлемости идеи проекта. По каким причинам идею проекта следует отклонить?

59. В чем состоят предпроектные исследования инвестиционных возможностей и кто их выполняет?

60. Перечислите виды проектного анализа.

61. Как определяется коммерческая эффективность?

62. Опишите сущность технического, коммерческого, организационного и социального анализов.

63. Каково назначение и состав технико-экономических обоснований инвестиций?

64. Какие особенности формирования бизнес-плана энергетически эффективного проекта?

65. Перечислите основные характеристики плана по маркетингу для энергетически эффективного проекта.

66. Что отражает план производства энергетически эффективного проекта?

67. Особенности формирования организационного плана.

68. Что такое новшество (новация), инновация, инновационная деятельность?

69. Что такое инновационная стратегия? Группы инновационных стратегий.

70. Уровни и формы инновационной деятельности.

71. Что такое государственная система инновационной деятельности?

72. Что такое финансы? Распределительная и контрольная функция финансов.

73. Из каких систем состоит общая финансовая система страны?

74. Каковы источники финансовых ресурсов предприятия?

75. Каковы источники финансовых ресурсов государства?

76. Что такое финансовый менеджмент? Основные функции и задачи финансового менеджмента?

77. Что такое риск как экономическая категория?

78. Что значит управление рисками?

79. Классификация рисков по причинам возникновения.

80. Назовите основные виды рисков.

81. Возможные виды потерь в предпринимательстве.

82. Способы снижения рисков при осуществлении проектов.

83. Что такое цена риска? Методы оценки риска.

84. Какие риски имеют место в электроэнергетике?

85. Какие мероприятия предусмотрены для снижения рисковых событий?

86. Что такое маркетинг? Что является центральным звеном в маркетинге?

87. Какова основная цель и девиз маркетинга?

88. Что включают в себя маркетинговые решения?

89. Каковы методические подходы к исследованию рынка?

90. Что такое сегментация рынка?

91. Что такое реклама? Что такое сервис?

92. Раскройте содержание понятия «взаимоотношение с общественностью».

93. Что такое внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция в электроэнергетике?

94. Сегментация рынка в электроэнергетике.

95. В чем заключается сервис в электроэнергетике?

96. Основные этапы маркетингового исследования.

97. Комплексные и специализированные маркетинговые исследования.

98. Краткосрочное прогнозирование: цели, задачи, методы.

99. Среднесрочное прогнозирование: цели, задачи, методы.

100. Долгосрочное прогнозирование: цели, задачи, методы.

101. Методы ценообразования и их применение в различных сферах электроэнергетики.

102. Цели и направления маркетинговой деятельности в генерирующих компаниях.

103. Выход генерирующих компаний на рынки электроэнергии.

104. Маркетинг инвестиционного процесса в генерирующей компании.

105. Особенности маркетинга в электросетевой компании.

106. Анализ и прогноз спроса на основные услуги электросетевой компании.

107. Маркетинговое тарифное меню электросетевых компаний.

108. Цели и направления маркетинга в энергосбытовых компаниях.

109. Маркетинговые исследования на оптовом и розничном рынке электроэнергии.

110. Диверсификация сбытовой деятельности.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Гусева, Е.П., Менеджмент [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для студентов, специализирующихся по дисциплинам "Маркетинг" и "Коммерция". - Москва : Евразийский открытый институт, 2009. - 416 c. URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90375

2. Ефременко, В.М., Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов очной формы обучения специальности 140211 «Электроснабжение» / В. М. Ефременко, Г. В. Отдельнова; ФГБОУ ВПО «Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т. Ф. Горбачева», Каф. электроснабжения горн. и пром. предприятий. - Кемерово, 2011. - 239 c. URL: http://library.kuzstu.ru/meto.php?n=90647&type=utchposob:common

3. Мескон, М.Х., Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. и ред. И. О. Медведь. - Москва : Вильямс, 2008. - 672 c.

4. Экономика и управление в энергетике : учебник для магистров: [для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень) "Магистр")] / под общ. ред. Н. Г. Любимовой, Е. С. Петровского; Гос. ун-т упр.. - Москва : Юрайт, 2014. - 485 c.

Дополнительная литература:

5. Гительман, Л.Д., Энергетический бизнес : учебное пособие по дисциплинам специализаций специальности "Менеджмент организации" / Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников. - Москва : Дело, 2006. - 600 c.

6. Кудрин, Б.И., Электроснабжение промышленных предприятий : учебник для вузов по курсу "Электроснабжение промышленных предприятий". - Москва : Интермет Инжиниринг, 2005. - 671 c.

7. Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 140200 "Электроэнергетика" / под ред. А. Ф. Дьякова. - Москва : МЭИ, 2005. - 504 c.

8. Морозов, В.В., Стратегическое инновационное управление в электроэнергетике. - М. : Альфа-M, 2004. - 280 c

9. Основы управления энергетическим производством : учебник для вузов по специальности "Экономика и орг. энергетики" / под ред. В. Р. Окорокова. - М. : Высшая школа, 1987. - 334 c.

10. Стратегический менеджмент в энергетике: принципы, цели, методы управления / под ред. Т. А. Филипповой. - Новосибирск : НГТУ, 2005. - 422 c.

Интернет-ресурсы:

11. http://energ.net.ru/ – ЭНЕРГЕТИКА & ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ & ЭКОЛОГИЯ. Информационно-аналитический портал.

12. http://www.minenergo.gov.ru/– Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации.

13. http://gisprofi.com/ – Единая информационной среда (портал) для профильных специалистов в области энергетики.

Наши рекомендации