На проверку преподавателю до зачетной и экзаменационной сессии сдается контрольная работа.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина Социология относится к разделу «Б-1 гуманитарный, социальный и экономический циклы». Дисциплина Социология является базовой для современного обществознания. Специфика социологии как науки состоит в том, что она разрабатывает общую социологическую теорию, позволяющую понять законы развития и функционирования общества как сложной социокультурной системы; доказывает необходимость социально ответственного поведения людей, совершающих социальные действия и принимающих решения.

ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ

– создание предпосылок для развития у студентов навыков самостоятельного анализа социальных явлений и процессов; формирования системных знаний о теории и методах социологии, об особенностях социологического анализа функционирования и развития общества как основы для последующей успешной учебной и профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению и систематизации информации ;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ;

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы ;

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности .

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– объект, предмет, функции, основные понятия социологии;

– специфику социологического подхода к анализу деятельности и взаимодействия людей, социальных групп, организаций и институтов, социальных явлений и процессов в обществе;

– основные этапы развития социологического знания в мире и в России

– основные этапы и особенности социально-исторического развития обществ;

– особенности функционирования и развития современного общества;

– основные социальные институты, их роль и функции

– характеристики социальной структуры общества

– основные методы сбора и анализа социологической информации

– необходимость учета влияния социальных процессов в современном обществе

Уметь:

–применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социологии в профессиональной деятельности;

– применять полученные знания при анализе социальных явлений и процессов, происходящих в современном обществе;

­– использовать соответствующие целям конкретного социологического исследования методы сбора и анализа данных;

– оценивать репрезентативность результатов проводимых различными социологическими организациями исследований

- применять системный подход к анализу социальных явлений;

Владеть:

- культурой мышления, быть способным к восприятию, анализу, обобщению и систематизации информации;

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

- навыками использования базовых социологических знаний на практике

- навыками самостоятельного изучения научной литературы и другой информации по теории, методологии и методике социологии,

-навыками самостоятельной разработки и реализации программы прикладного социологического исследования в своей профессиональной деятельности;

Теоретическая часть программы.

1.1. Проблема исследования

1.2.Цель и задачи исследования

1.3. Объект исследования

1.4.Единицы наблюдения и учета.

1.5. Определение основных понятий

1.6. Теоретическая интерпретация и эмпирическая операционализация ключевых понятий.

1.7.Гипотезы исследования.

Процедурная часть программы

2.1.Описание генеральной и выборочной совокупности

2.2.Методика формирования выборочной совокупности (описание этапов и методов выборки, схема выборки)

3.Заключение.Описание подхода к анализу и обобщению информации.

4. Приложение ( инструментарий исследования - бланк опросного листа).

Список использованной литературы.

ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА

(промежуточный контроль на контрольных неделях)

  • контрольная неделя № 1:

1. конспекты по темам 1-3: (Социология как наука История социологии. Общество как социокультурная система).

2. доклад - выступление на пять минут по истории социологии

  • контрольная неделя №2:

1.конспекты по темам 4-8 ( Программа социологического исследования. Методы сбора и анализа социологической информации. Личность и общество. Социальные общности. Социальные институты, социальный контроль)

2. доклад-выступление на пять минут по теме, в рамках которой разрабатывается программа социологического исследования с привлечением материалов социологических исследований ( 2007-2013гг.).

  • контрольная неделя№3:

1. конспекты по темам 9-12 (Социальное неравенство, стратификация и мобильность. Социологические теории социального взаимодействия. Социология и управление. Макросоциологические теории социальных изменений).

2. апробация инструментария (анкеты)социологического исследования, программу которого разрабатывает студент

К зачету:

1.Планы-конспекты или планы-схемы и знание всех тем, свои примеры из практики социологических исследований или периодической печати 2007-2013 годов.

2. получение положительных оценок по результатам промежуточного контроля (три контрольные недели)

3. Защита контрольной работы, в том числе:

Знание

1. Логической структуры инструментария исследования (анализ вопросов инструментария (анкеты) по форме, функциям, определение индикатора и шкалы измерения)

2. Описание процедуры сбора первичной информации.

3. Описание подхода к анализу и обобщению информации.

( Вопросы для подготовки к зачету прилагаются).

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ.

ФИО Тема по программе курса Вопрос для изучения ( в рамках которого студент делает контрольную работу) Тема КСИ, сформулированная студентом
  Личность и общество Социальные типы личности  
  Общество как социокультурная система Культура и нормативная регуляция поведения. Социальные нормы  
  Общество как социокультурная система Универсальные социальные компоненты культуры  
  Социальные общности Территориальные общности и социальные конфликты  
  Социальное неравенство, стратификация и мобильность Социальная мобильность в современном российском обществе  
  Социальные институты, социальный контроль Современная семья: изменение структуры, функций и социальных ролей  
  Социальное неравенство, стратификация и мобильность Социальная стратификация в современном российском обществе  
  Социальные институты, социальный контроль Социальная стратификация и система образования  
  Личность и общество, Социальные институты   Образование как фактор социальной мобильности    
  Личность и общество, социальные институты Нормативная и модальная личность сегодня    
  Социологические теории социального взаимодействия Социальные процессы и социальные конфликты  
  Личность и общество, социальные институты Социальные институты социализации    
  Социальные институты и социальный контроль Девиантное поведение и институты социального контроля    
  Макросоциологические теории социальных изменений Глобализация и социальные изменения в России  
  Личность и общество Ролевое напряжение и ролевой конфликт    
  Социальные институты, социальный контроль Образование как институт социального контроля  
  Социальные общности Десоциализация и ресоциализация. Маргинальные группы в современном обществе.  

Рекомендуемая литература:

Основная

Учебники и учебные пособия:

Общая социология:

Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е здание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2011

Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М., Академический проект, 2005.-9-е изд.

Прикладная социология.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2005

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований Москва 1996

«Основы прикладной социологии. Учебник для вузов» Под ред. Ф.Э. Шереги и М.Н. Горшкова М.2001

Рабочая книга социолога – М. Наука, 1976

Смирнов Р.А.. Фёдоров И.В., Вражнова М.Н., Фёдоров В.И. «Методы прикладной социологии. Учебно-методический комплекс» М., 1997

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа, методы. – Самара: Изд-во «Самарский университет» 1995

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1999.

Дополнительная :

Комаров М.С. Социология: Учеб.пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2003

Харчева В. Основы социологии: Учебник.—М.:Логос, 2000

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/ под ред. Проф.В.И.Добренькова.- М.:Гардарика, 1999

Социология в XX веке

П.А. Сорокин (Социокультурная динамика)

В. Парето (Логико-эмпирический метод)

Д.Хоманс , П. Блау (Бихевиоризм: теории социального обмена)

Ж.Д. Мид (Символический интеракционизм)

Феноменологическая социология

А. Шютц (феноменология, социология обыденного сознания)

П. Бергер, Т. Лукмен (Социология знания)

Г. Гарфинкель (Этнометодология)

Т. Парсонс, М. Фуко, К. Леви-Стросс, Р. Мертон (Структурный функционализм)

Ч.Л. Миллс (Теории социального конфликта)

Раздел 2. Методы социологии

Тема 6. Личность и общество

Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции.Социобиология (К. Лоренц и другие) о социальном поведении.Парадигмы “социального поведения”.

Понятие личности в социологии. Индивид и личность. Основные теории личности. Формирование личности. Структура личности. Социальные типы личности. Деятельность и социальное действие личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Социализация личности. Основные этапы социализации личности. Концепции социализации Ч. Кули, Ж. Г. Мид, Э. Пиаже. Проблема индивидуальности. Г. Маркузе: «одномерная личность»

Социальные институты и агенты социализации (семья, контактные группы, образование, культура и т.п.). Профессионализация. Социальная ответственность. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы.

Концепция социального характера. Нормативная и модальная личности. Статусно-ролевая концепция личности. Дж. Г. Мид, Дж. Берн, Э. Эриксон. Ролевое поведение. Обучение ролям. Предписанные и достигаемые статусы. Ролевое напряжение и ролевой конфликт. Способы разрешения ролевых конфликтов

Тема 7. Социальные общности

Понятие социальной общности.

Критерии выделения социальных общностей типология социальных общностей (слои, круги, группы, классы, общества).

Социальный слой, его особенности.

Понятие социальная группа. Роль и виды социальных групп, основные признаки.

Факторы, влияющие на формирование социальной группы: численность, структура, организация, культура, интеграция, цель деятельности. Малые и большие группы. Инструментальные и экспрессивные группы. Внутригрупповое взаимодействие. Группы в экономической деятельности. Групповая динамика. Взаимодействие в малых группах. Методы и значения групп. Социометрия Дж. Морено. Первичные и вторичные группы, их роль в жизни общества. Номинальные и реальные социальные группы.

Организация как целевая группа.

Социально-этнические общности. Основные подходы к объяснению понятия «этнос»: естественно-биологический (расово – антропологический) Ж. Гобино, Теория этногенеза Л. Гумилёва; социокультурнный подход. Территориальная общность и поведение личности. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Определение понятия “этническая группа” (этнос). Теория этногенеза Л.Гумилева. Типы этносов: племя, народность, нация. Этническая стратификация. Шкала социальной дистанции Э.Богардуса. Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования общества. Территориальная общность и поведение личности. Причины обострения межнациональных отношений.

Социальные субъекты.

Происхождение новых общностей: изменение потребностей и привлечение маргиналов. Дж. Хоманс, Г. Мид. Этапы формирования новой общины. Теория рационального ценностно- ориентированного поведения Н. Смелзера. Искусственная мобилизация при создании новой общности. Социология действия А. Турена.

Массы и толпы: Г. Тард, Г. Лебон, З. Фрейд.

Трансформация элит: В. Парето и Г. Моска.

Основные понятия теории стратификации.

35. Исторические типы социально-классовой структуры общества.

36. Социологические теории социального неравенства.

37. Стратификационные процессы в современном обществе.

38. Социально-классовая структура современного российского общества.

39. Понятие социального процесса. Взаимосвязь культурных и социальных процессов в современном обществе.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина Социология относится к разделу «Б-1 гуманитарный, социальный и экономический циклы». Дисциплина Социология является базовой для современного обществознания. Специфика социологии как науки состоит в том, что она разрабатывает общую социологическую теорию, позволяющую понять законы развития и функционирования общества как сложной социокультурной системы; доказывает необходимость социально ответственного поведения людей, совершающих социальные действия и принимающих решения.

ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ

– создание предпосылок для развития у студентов навыков самостоятельного анализа социальных явлений и процессов; формирования системных знаний о теории и методах социологии, об особенностях социологического анализа функционирования и развития общества как основы для последующей успешной учебной и профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению и систематизации информации ;

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ;

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы ;

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности .

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– объект, предмет, функции, основные понятия социологии;

– специфику социологического подхода к анализу деятельности и взаимодействия людей, социальных групп, организаций и институтов, социальных явлений и процессов в обществе;

– основные этапы развития социологического знания в мире и в России

– основные этапы и особенности социально-исторического развития обществ;

– особенности функционирования и развития современного общества;

– основные социальные институты, их роль и функции

– характеристики социальной структуры общества

– основные методы сбора и анализа социологической информации

– необходимость учета влияния социальных процессов в современном обществе

Уметь:

–применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социологии в профессиональной деятельности;

– применять полученные знания при анализе социальных явлений и процессов, происходящих в современном обществе;

­– использовать соответствующие целям конкретного социологического исследования методы сбора и анализа данных;

– оценивать репрезентативность результатов проводимых различными социологическими организациями исследований

- применять системный подход к анализу социальных явлений;

Владеть:

- культурой мышления, быть способным к восприятию, анализу, обобщению и систематизации информации;

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

- навыками использования базовых социологических знаний на практике

- навыками самостоятельного изучения научной литературы и другой информации по теории, методологии и методике социологии,

-навыками самостоятельной разработки и реализации программы прикладного социологического исследования в своей профессиональной деятельности;

На проверку преподавателю до зачетной и экзаменационной сессии сдается контрольная работа.

Работать над контрольной работой надо в следующем порядке:

1. Теоретическая проработка темы (по учебникам), в рамках которой выполняется работа.Обязательны ссылки на источники, в том числе электронные, литературу, проработка всех терминов со словарем.

2. Поиск текущей информации по теме в социологических и периодических изданиях (2007-2012гг.) и формулировка на этой основе проблемы и темы социологического исследования.

3. Разработка программы прикладного социологического исследованияпо сформулированной студентом теме. – ИСПОЛЬЗУЙТЕ «Методическое пособие по выполнению курсовой работы по курсу «Общая социология» - есть в электронном виде !!!

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

Структура контрольной работы:

Введение. Обоснование актуальности избранной темы (тема формулируется студентом в рамках темы, заданной преподавателем.)

Наши рекомендации