Выразительные средства графики и фонетики
Понятие стиля. Стиль и норма.
Любую стилистическую информацию мы воспринимаем по отношению к норме. Тогда стилистический класс «норма» - центральный и наиболее объемный в стилистической системе. Позитивное содержание стилистического смысла:
а) этот смысл не передает дополнительных сведений о субъекте речи, поэтому он делает как бы равными всех членов языкового социума. б) вербализация мира в самом широком объеме. Это отражение объективной и нормативной картины мира, принятой в данном социуме.
Язык нормы – семантически очень богатый язык. Тут представлены такие явления, как
- многозначность
- идеографическая синонимия (ученый гениальный, выдающийся, знаменитый замечательный, маститый, известный – нет стилистических различий, это все норма. Но есть глубочайшая стилистическая дифференциация, для стилистического смысла «норма» это показательный момент, для других стилистических смыслов мы такого рода стилистической дифференциацией не обладаем).
- на языке нормы мы формулируем наши основные оппозиции, которые относятся к мышлению, жизни, мировоззрению (добро – зло, свое – чужое, бедность – богатство).
- это коммуникативно успешный язык в разных социальных слоях.
- на языке нормы формулируются метафорические концепты обыденного сознания, научного, художественного (концептуальные метафоры) (жизнь – это путь, время – деньги).
- язык нормы в высшей степени способствует интертекстуальности.
- разнообразные индивидуально авторские приращения в большей степени связаны с нормой
- в языке нормы воплощаются коллективные представления об эстетике
В любом тексте в качестве обязательных представлены стилистические знаки со смыслом нормы.
Панов: Не может существовать естественного текста устного или письменного, состоящего только из слов высокого или разговорного стиля, но может встретиться текст целиком из слов и языковых знаков со стилистическим смыслом «норма».
Стилистические смыслы – это точки зрения, закрепленные в системе языка. Они задают способы видения мира в данном языковом социуме, они являются реализацией семантической категории «стилеобразующая точка зрения». Разделение стилистических знаков на классы осуществляется по общему для них стилистическому смыслу.
Стиль и норма внутренне связаны.
Пьер Гиро: «стиль есть специфический способ действия».
Стиль не относится к системе языка!
Чтобы стиль появился, должны быть возможность выбора (можно обратиться: девушка, сударыня, барышня, москвичка, по имени…), наличие нормы, общепринятого способа действия.
«Стиль есть значимый выбор в рамках каких-то общепринятых норм» (Константин Аркадьевич Долинин)
Виноградов о стиле в нормативном понимании: с ним мы встречаемся, когда слышим выражения «прекрасный стиль или язык», «писать правильно, красиво, образно», «язык небрежный, запутанный». Это качественные оценки идеала пользования языком.
Мы должны говорить о нормах стиля, примерно так же, как Р.Барт говорил о нулевой степени письма.
Норма стиля (простой стиль): сказанное должно обладать точностью, ясностью и связанностью (Матезиус).
Оценки стилей (примеры): легкий и тяжелый; ясный, чистый, прозрачный, мытный, вязкий; сухой, сдержанный. Эти оценки связаны с восприятием.
Жирар Жене, ссылаясь на Р.Якобсона: «Стиль – не что иное, как чувственно воспринимаемый аспект текста», который называется ещё ощутимым.
Б.А.Успенский: стилистическое многоязычие в языке – «возможность переводить с одного стиля на другой».
Выразительные средства графики и фонетики.
Графика с точки зрения выразительности знаков
- заглавная буква, курсив, шрифт, постановка специального ударения, особое написание, геометрическая фигура из буквы, полиндромная техника в поэзии, разделение слова на слоги, совместное использование с иероглифическими и иконическими знаками: я тебя [нарисовано сердечко] – метонимия человеческого чувства = «люблю», преобразование графического облика конкретных слов (написания по произношению) - указание на разговорность или просторечие: «тыща» у Бродского.
Фонетика с точки зрения выразительности знаков
- сокращение фонетического облика (в разговорном дискурсе), включение дополнительных звуков (классический пример – пение), сокращение + добавление. В поэтическом дискурсе чаще всего в ритмизованной прозе: сиреза, синкопа, апокопа.