Форма итогового контроля по курсу – зачет.
К зачету будут допущены студенты, выполнившие заранее 3 контрольных задания из Практикума по своему выбору (см. с.24 данной программы.) Задания можно выслать до практического занятия на электронный адрес [email protected] или принести на занятие в распечатанном виде. Кроме того, к зачету необходимо проработать и законспектировать Главу 6 «Коммуникации» из классического труда по менеджменту: М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента (пер. с англ.); год издания любой, книга есть в Интернете.
Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету по курсу «Деловые коммуникации»
1. Какую роль играет общение в человеческой деятельности? Назовите основные виды общения и их особенности. Для каких наук общение является основным предметом изучения?
2. Что такое деловая риторика? Это наука или искусство? Для кого она предназначена? Данные каких наук использует деловая риторика? Что нужно, чтобы стать хорошим оратором?
3. Как и почему связаны риторика и демократия? Что имеют в виду, когда говорят, что «риторика - дитя и условие демократии»? Согласны ли Вы с высказыванием Плутарха: “Искусство речи - как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии”? Обоснуйте ответ.
4. Что такое коммуникация? Перечислите основные формы и виды деловых коммуникаций.
5. Дайте характеристику делового красноречия как особого вида ораторского искусства и как сферы профессиональной деятельности менеджера. Назовите основные закономерности и правила, которым подчиняются деловые коммуникации.
6. Какую речь мы называем эффективной? Почему? Каковы основные части деловой публичной речи и их целевые установки? Дайте определение речевой ситуации. Каковы ее главные составляющие?
7. Каким принципам должна отвечать логически правильная речь? Каковы функции логики в деловой публичной речи? В чем отличие плана от композиции речи?
8. Перечислите основные требования к вступительной части публичного выступления. Какие правила необходимо соблюдать при развертывании основной части выступления? Какие задачи ставит оратор при подготовке заключительной части речи? Какие приемы он использует?
9. В чем преимущества устной речи перед речью письменной в ситуациях делового общения? Что такое «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает? Назовите его основные признаки.
10. Что такое орфоэпическая грамотность? Приведите примеры распространенных орфоэпических ошибок в речи деловых людей.
11. Разделяете ли Вы мнение К.Г.Паустовского, считавшего, что «…по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности»? Аргументируйте свою точку зрения.
12. Какие проблемы деловой речи помогает решить психология?
13. Назовите основные каналы воздействия оратора на аудиторию и охарактеризуйте их.
14. Назовите основные факторы, влияющие на установление контакта между оратором и слушателями. Перечислите основные риторические приемы, с помощью которых можно вызвать интерес аудитории в ситуациях публичного выступления.
15. По каким признакам оратору следует классифицировать аудитории публичной речи?
16. Как управлять вниманием слушателей? Назовите основные приемы.
17. Что такое невербальные средства коммуникации? Как они влияют на эффективность деловых коммуникаций?
18. Какие требования предъявляются к жестикуляции и мимике оратора? Влияют ли внешность, поза, манеры оратора на успех его выступления? Обоснуйте свой ответ примерами из практики.
19. Каковы причины потери информации в ходе ее устной передачи? Как с ними бороться?
20. Какие качества личности оратора объективно обеспечивают успех устного публичного выступления?
21. Каковы этические основы деловых коммуникаций?
Основная рекомендуемая литература[1]:
Гойхман О.Я., Надеина Т.М.Речевая коммуникация. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2012. - 272 с.
Курганская М. Я. Деловые коммуникации. Текст. Курс лекций. Моск. гуманит. ун-т, Фак. эконом. и управления, Каф. менеджмента. М.. Изд-во МосГУ. 2013. 121 с.
Психология менеджмента : [практикум]/ под науч. ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Речь, 2010. - 534 с.
Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013. – 352 с.
Сидоров П.И. Деловое общение : Учебник / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. - 2-е изд., перераб. М. : ИНФРА-М, 2011. - 384 с.
Дополнительная литература:
Жернакова, М. Б. Деловые коммуникации: теория и практика : учебник для бакалавров / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 370 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.
Викулова Л.Г., Шарунов А.И.Основы теории коммуникации. Практикум. М.: АСТ, 2008. – 316 с.
Данилина В.В.Речевые коммуникации в бизнесе. М.:Изд-во МГУ, 2011. -152 с.
Зверева Н.В. Я говорю – меня слушают: Уроки практической риторики. М.: Альпина Паблишерз, 2010. -234 с.
Карнеги Дейл.Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Пер. с англ. М.: Попурри, 2009. – 416 с.
Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров. –М.: Юрайт, 2013. – 468 с.
Кривокора Е.И.Деловые коммуникации. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010. – 190 с.
Мананникова Е.Н.Деловое общение: Учеб.пособие. М.: Дашков и К°, 2011. – 208 с.
Недосека О.Н.Основы теории коммуникации. Курс лекций. М.: ВЛАДОС, 2010. - 104 с.
Непряхин Н. Убеждай и побеждай: Секреты эффективной аргументации. М.: Альпина Паблишерз, 2010. -254 с.
Основы теории коммуникации. Учебник /под ред.Василика М.А. М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
Панасюк А.Ю.Современному руководителю. Психотехнологии профессионального общения с персоналом и клиентами. М.: Ин-Фолио, 2008. – 208 с.
Панасюк А.Ю.Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия. Ростов н/Д:Феникс, 2007. – 208 с.
Панфилова А.П.Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. СПб.: Знание, 2004. – 495 с.
Покровская Е.А.Бизнес-коммуникации.Учеб.пособие. М.: Дашков и К°, 2011. – 208 с.
Руденко А.М. Деловые коммуникации: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.
Самохвалова А.Г.Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Уч.пособие. М.: Речь, 2012. – 333 с.
Самыгин С.И., Руденко А.М.Деловое общение. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2012. – 440 с.
Эффективная коммуникация: история, теория, практика : Словарь-справочник / Отв. ред. М.И. Панов. М. : Олимп, 2005. - 959 с.