Билет 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала
Что сказать?
Первоочередной задачей построения речи (текста) является подбор материала по выбранному вопросу. Причем подбирать материал автор может как уже проверенными, отработанными методами, так и ориентируясь на собственную творческую индивидуальность, индивидуальные приемы работы.
Рассуждая о риторических способах убеждения, Аристотель пишет: «Что касается способов убеждения, то их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие – от того или другого настроения слушателя, третьи – от самой речи»
Таким образом, говорящий должен думать сразу в «трех измерениях»: 1) о том впечатлении, которое он сам производит на слушателей; 2) об эмоциях слушателей («о страстях», по Аристотелю); 3) о доказательствах самой речи («о доводах»).
Ясно, что описана трехчленная структура речевой ситуации: говорящий – информация (речь) – адресат.
Итак, схема данного этапа состоит из трех частей, традиционно именуемых: 1) нравы; 2) страсти, 3) аргументы. Эти три параметра обусловливают способ трактовки темы в зависимости от роли и места, диктуемых определенным «ораторским жанром», а также соотносительно с тем образом, который оратор предполагает создать у аудитории, от ожидаемой реакции аудитории.
Итак, схема данного этапа состоит из трех частей, традиционно именуемых: 1) нравы; 2) страсти, 3) аргументы. Эти три параметра обусловливают способ трактовки темы в зависимости от роли и места, диктуемых определенным «ораторским жанром», а также соотносительно с тем образом, который оратор предполагает создать у аудитории, от ожидаемой реакции аудитории.
Аристотелем было определено также понятие о «топах» (синонимы – топосы, «общие места»): «...Я говорю, что силлогизмы диалектические и риторические касаются того, о чем мы говорим «общими местами» – топами (topoi), они общи для рассуждений о справедливости, о явлениях природы и о многих других, отличных один от другого предметах: таков, например, топ большего и меньшего, потому что одинаково удобно на основании его построить силлогизм или энтимему как относительно справедливости явлений природы, так и относительно какого бы то ни было предмета, хотя бы эти предметы и были совершенно различны по своей природе».
То есть любое речевое высказывание, представляющее собой рассуждение, будет строиться на основании всем известных положений, которые и позволят оформить высказывание как рассуждение.
Таким образом, топосы можно определить как смысловые структурные элементы, на основании которых создаются мини-тексты, служащие раскрытию темы высказывания.
Все риторы, начиная с Аристотеля, подчеркивали, что все сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют некоторое сходство и могут рассматриваться с общих точек зрения.
Прежде всего задача автора – выбрать те топосы, которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, работающей на содержание.
Античный канон предлагает систему «общих мест», каждое из которых является своего рода подтемой, а в совокупности они представляют «каркас» будущей темы.
1. Род и вид (общее – частное). Размножение идеи происходит как бы по вертикали (вверх – вниз): от видового понятия к родовому и от родового к видовому.
2. Определение (definitio) – раскрытие содержания предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение – значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи, возвести к единой идее представление о нем адресата. Это необходимый компонент текста. В зависимости от цели автора определение может строиться на родовых-видовых понятиях, на перечислении свойств, на использовании метафор.
3. Целое – часть. Буквально этот топос означает следующее: восприняв и осмыслив предмет речи как целое, надо разделить его на части и посмотреть, не будет ли какая-либо из частей эффективно и ярко играть на раскрытие темы. Данное «общее место» отражает закон логики – от целого к частям и от частей к целому. Причем это должно быть не механическое деление конкретного предмета на части, а деление на основании некоторых принципов: либо выделяются функциональные части предметов, либо выделяются внешние, самые яркие детали.
4. Сравнение – это модель, позволяющая найти сходство между предметами сравнения, – это не только средство придания выразительности, но и средство познания мира. Для создания удачного сравнения необходимо найти сходство между предметами и отразить это сходство в тексте. Речь привлекает, если в ней есть два члена сравнения, желательно из отдаленных друг от друга родовых понятий.
5. Противопоставление.При поисках различного между предметами речи происходит тот же процесс, что и при выборе сравнения, только идет поиск отличий. Введение подобного микротекста позволяет полнее, ярче, интереснее раскрыть тему.
6. Свойства. Данный топос служит размножению идеи за счет описания свойств этой идеи. Условно все применяемые свойства можно разделить (по Ломоносову) на три группы: 1) «свойства материальные»; 2) «свойства жизненные», внутренние, принадлежащие живым существам: память, характер, страсти и т.д.: 3) свойства функциональные, то есть действия, которые может выполнять предмет.
7. Имя.Данное «общее место» непосредственно связано с происхождением того слова, которое представляет собой предмет речи. Очень интересный и своеобразный топос, безусловно способный сделать текст ярче и интереснее в содержательном плане.
8. Обстоятельства. Данная смысловая модель требуется тогда, когда есть необходимость описать как, где, когда, каким образом что-либо происходило. Ответы на эти вопросы помогают развить содержание. Особенно это важно в описаниях и повествованиях. В данное «общее место» включаются отдельно описываемые у М.В. Ломоносова топосы «место», «время», «условие».
9. Причина – следствие. Еще одна уникальная смысловая модель, показывающая отношения между явлениями в мире и между отдельными фрагментами в тексте. Чаще всего данное «общее место» применимо в рассуждениях.
10. Последующее всегда идет за предыдущим. Данная смысловая модель показывает временное, последовательное развертывание предмета речи, с другой стороны – отражает мыслительный процесс: когда есть последующее, то должно быть и предыдущее, и наоборот.
К внешним «общим местам» обычно относят:
1. Титулы, звания, названия должностей.
2. Исторические справки.
3. Цифровые данные.
4. Биографические справки.
5. Свидетельства очевидцев, специалистов.
6. Цитаты.
Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначаются для более полного раскрытия темы.