Тема 1. Вводная лекция. Процесс коммуникации и особенности устно-речевой деловой коммуникации
Учебная программа
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор БГУКИ
________________ Ю.П. Бондарь
«_______»_________________ 2014 г.
Регистрационный № УД-________/баз.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ:
РАЗДЕЛ 2: РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (РИТОРИКА)
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для направления специальности
1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) специализации
1-21 04 01-02 01 Менеджмент социальной и культурной сферы
Минск
БГУКИ
СОСТАВИТЕЛИ:
А.В. Калашникова, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»;
С.А. Простакова, преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Ю.Г. Болотова, доцент кафедры культурологи Частного учреждения образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», кандидат культурологи;
И.А. Алекснина,доцент кафедры театрального творчества учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 4 от 22.11.2013 г.)
Президиумом Научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 2 от 19.12.2013 г.)
Ответственный за редакцию: В.Б. Кудласевич
Ответственный за выпуск: А.В. Калашникова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Речевая коммуникация (Риторика)» – учебная дисциплина способствующая совершенствованию коммуникативных навыков будущего специалиста, в соответствии с требованиями высшей школы и будущей профессиональной деятельности. Преподавание дисциплины направлено на создание устойчивой базы для дальнейшего усвоения дисциплин социально-культурного и культурологического цикла: «Ведение культурно-досуговых программ», «Сценарное мастерство» и «Режиссура культурно-досуговых программ» и др.
Цель дисциплины - обучение будущих специалистов мастерству красноречия, приобретение студентами коммуникативной компетентности и культуры речи.
Задачи курса:1. формирование у студентов устойчивых знаний в области речевой коммуникации;
2. знакомство студентов с практикой и опытом речевой коммуникации (письменной и устной) в деятельности учреждений культурно-досуговой сферы;
3. изучение студентами технологических основ речевой коммуникации, специфики деловой риторики и риторики в сфере культурно-досуговой деятельности;
4. выработка у студентов способностей к межличностным коммуникациям, умений по организации эффективной речевой коммуникации в сфере профессиональной деятельности;
5. формирование у студентов лингвистических навыков (устная и письменная коммуникация), поиска и анализа информации для подготовки материалов, используемых в речевой коммуникации в сфере культуры и искусстве оратора.
В результате освоения курса студент должен знать:- место и роль речевой коммуникации (риторики) в профессиональной деятельности культуролога-менеджера;
- современные структурные модели коммуникационного процесса, категориальный аппарат риторики и функции речевой коммуникации;
- специфический язык разных видов художественной словесности (поэзия, проза и др.) и современной словесности (устная словесность, письменная речь, печатная словесность, словесность СМИ);
- проблемы и тенденции развития речи, нормы русского и белорусского языка;
- достижения класической риторики и неориторики для их действенного использования в развитии личности, управленческом процессе и коммуникативной деятельности менеджера социокультурной деятельности;
- инновационные формы речевой деятельностью для осуществления эффективной коммуникации учреждений культуры в реальных условиях их функционирования.
Студент должен уметь:
- осуществлять художественно-творческую, организационно-управленческую и рекламно-информационную функции учреждений культуры с помощью эффективной речевой коммуникации;
- формировать у населения эстетическую культуру и культуру речи с помощью мастерства публичного выступления – риторики;
- использовать различные виды речевой коммуникации при разработке и проведении социально-культурных программ по организации свободного времени в конкретном микросоциуме;
- иметь навыки речевой коммуникации, связанные с управлением информацией;
- вести переговоры, разрабатывать кантракты с другими заинтересованными участниками;
- составлять документацию (деловые письма) и тексты выступлений, поздравительные, презентационные речи и др.);
- владеть навыками голососбережения и его развития.
В числе эффективных педагогических технологий, которые содействуют развитию у студентов критического мышления, опыта формирования и использования инструментария учебно-творческой деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности осваивать новый коммуникативный опыт, поиска и выявления студентами собственных смыслов и ценностного отношения, можно выделить технологии:
-проблемного обучения;
-развития критического мышления;
-проектного обучения;
-проведения учебных дискуссий, дебатов;публичных выступлений;
-учебной деловой игры;
-рациональной организации самостоятельной работы студентов (репетиционный процесс).
Основные формы обучения – лекции, семинарские занятия, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов орентирована на подбор и изучение материала для создания текстов речей для публичных выступлений перед аудиторией.
Учебным планом на изучение дисциплины «Речевая коммуникация (Риторика)» предусмотрено 84 часа, из них 54 часа – аудиторные занятия. Примерное распределение аудиторных часов занятий: лекционных – 20, семинарских – 14, практических – 20. По завершению изучения учебно дисциплины предусмотрен зачет (публичное выступление перед аудиторией).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | |||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Всего | ||
Вводная лекция. Процесс коммуникации и особенности устно-речевой деловой коммуникации | |||||
Риторика в современной речевой коммуникации | |||||
Речевая деятельность и особенности функционирования языка | |||||
Речевая культура и культура речи | |||||
Речь как средство общения | |||||
Литературный язык как высшая форма национального языка | |||||
Норма - центральное понятие теории культуры речи | |||||
Логика речи и коммуникативные барьеры. Культура спора | |||||
Речевые нарушения и методы преодоления недостатков речи | |||||
Виды современной словесности. Художественное чтение | |||||
Всего… |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Заочное обучение)
№ | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | |||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Всего | ||
Вводная лекция. Процесс коммуникации и особенности устно-речевой рекламной коммуникации. | |||||
Речевая деятельность и особенности функционирования языка. Риторика в современной речевой коммуникации. | |||||
Всего… |
Тема 1. Вводная лекция. Процесс коммуникации и особенности устно-речевой деловой коммуникации
Содержание курса, цели и задачи. Понятие коммуникации. Коммуникация как явление, структура и процесс, основные дефиниции. Коммуникация как специальный характер взаимодействия людей друг с другом, выраженный в контактах и общении. Аристотель и его структура коммуникации: оратор – речь – аудитория. Модели коммуникации. Речевая коммуникация. Основные составляющие процесса коммуникации и подходы к её изучению. Виды коммуникации. Коммуникация в решении специальных задач: политические, организационные, рекламные коммуникации и др. Особенности межличностной коммуникации.
Особенности устно-речевой коммуникации.Деловая коммуникациякак предметно-целевая деятельность: содержание каждой коммуникативной формы (лекции, доклада, дискуссии, беседы) и каждой речевой конструкции (вывода, мнения, критического замечания, реплики) зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Функции устно-речевой коммуникации: инструментальная, интегративная, самопрезентации, трансляционная, социального контроля, социализации, экспрессивная и др.
Тема 2. Риторика в современной речевой коммуникацииПонятия «риторика», «оратор», «ритор». Мастера красноречия и развитие ораторского искусства на Беларуси. Классическая риторика и ее разделы. Риторика в современной речевой коммуникации. Риторика благодарности. Риторика извинения. Риторика замечания. Неориторика - мастерство эффективной речи. Понятие «публичная речь», виды речей. Целевая установка речи и этапы подготовки выступления. Ораторика (поздравительная речь) как классический тип речи, организующий и нормализующий жизнь государства. Требования к содержанию и построению поздравительной (хвалебной, эпидейктической) речи. Традиции академического (монологического, лекторского) и педагогического (учебного) красноречия. Требования к образу оратора в научном выступлении: новизна, уместность, оригинальность, системность, краткость, полнота изложения предмета, оптимальность стиля. Жанры учебной речи: лекция, семинар, учебный диалог, экзамен. Приёмы установления обратной связи с аудиторией.