Тема: Особенности деловой коммуникации.

План

1. Понятие делового общения. Индивидуальные и коллективные формы профессионального общения.

2. Деловая беседа. Функции и виды бесед.

3. Собеседование с работодателем.

4. Этикет телефонного разговора.

5. Совещания, переговоры, собрания, дискуссии как формы коллективного обсуждения.

6. Искусство переговоров.

Задания

1. Приведите конкретные примеры ситуаций, в которых встречаются индивидуальные формы профессионального общения (личный опыт приветствуется).

2. Составьте памятку для подготовки к собеседованию.

3. Смоделируйте и запишите деловой телефонный разговор (тема для разговора на выбор студента).

4. Подготовьте краткое сообщение на тему: «Деловой речевой этикет».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 24

Тема: Основы ораторского искусства.

План

1. Понятие ораторской (риторической) компетенции.

2. Публичная речь как средство коммуникации и убеждения.

3. Роды и виды красноречия в современной практике публичного общения.

4. Этапы подготовки к публичному выступлению: содержание, композиция, контактоустанавливающие действия оратора.

5. Структура информационной и убеждающей речи.

Задания

1. Составьте обобщающую таблицу на тему «Роды и виды красноречия».

2. Подготовьте словарь ключевых терминов по данной теме (до 20 слов).

3. Приведите примеры контактоустанавливающих действий оратора.

4. Сформулируйте советы начинающему оратору (15-20 тезисов).

5. Напишите приветственную речь, относящуюся к социально-бытовому красноречию, или воодушевляющую речь по поводу любого предстоящего мероприятия с призывом принять в нём участие.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 25

Тема: Основы ораторского искусства.

План

1. Презентация как вид публичной речи.

2. Особенности звучащего текста (голос, дикция, интонация).

3. Причины коммуникативных неудач оратора.

4. Этические и эстетические стороны речи.

Задания

1. Подготовьте краткое сообщение на одну из тем:

– «Презентация как вид публичной речи»;

– «Голос, дикция и интонация оратора»;

– «Причины неудач оратора»;

– «Речевые приёмы оратора».

2. Проведите смысловой, композиционный, стилистический анализ представленной ниже речи в следующей последовательности:

1. Определите тему публичного выступления.

2. Опишите ситуацию речи. При каких обстоятельствах протекает общение? К кому обращается выступающий?

3. Определите основной тезис выступающего, проследите, как развивается мысль оратора?

4. Определите, к какому роду и жанру относится выступление.

5. Определите функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Аргументируйте свой ответ.

6. Выпишите из текста ключевые слова – знаки, несущие основную информацию текста.

7. Какие примеры использует выступающий в ходе аргументации?

8. Выпишите из текста выражения, которые помогают автору образно и выразительно высказать свою мысль.

9. Какие выражения использует автор для привлечения внимания слушателей, как он обращается к аудитории? Попробуйте определить, какой образ аудитории выстраивается в сознании выступающего?

10. Проанализируйте, насколько соответствует последовательность изложения поставленной цели.

11. Отступает ли говорящий от центральной темы? Если вы обнаружили такую непоследовательность, попробуйте понять и объяснить, какими намерениями автора это вызвано.

12. Какова, по вашему мнению, эффективность представленной речи?

13. Попробуйте «оживить» запечатленное в письменной форме публичное выступление. Выделите интонацией значимые компоненты речи.

А. А. Блок

О назначении поэта

(Речь талантливого русского поэта А.А. Блока (1880-1921), произнесенная 11 февраля 1921 года на торжественном собрании в петербургском Доме литераторов, посвященном 84-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина)

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его –внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт.

Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.

… Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта. Мне кажется уместным сказать по этому поводу о назначении поэта и подкрепить свои слова мыслями Пушкина.

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт.

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Из хаоса рождается космос, мир, учили древние…

Поэт – сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир…

… Мы знаем, что он (Пушкин) требовал «иной», «тайной» свободы. По- нашему, она «личная»; но для поэта это не только личная свобода:

«… Никому

Отчета не давать; себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья –

Безмолвно утопать в восторгах умиленья –

Вот счастье! Вот права»…

Это сказано перед смертью. В юности Пушкин говорил о том же:

«Любовь и тайная свобода

Внушили сердцу гимн простой».

… Все перечисленное в стихах Пушкина есть необходимое условие для освобождения гармонии.

… Пушкин умер... И Пушкина тоже убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура.

«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит».

Это – предсмертные вздохи Пушкина, и также – вздохи культуры пушкинской поры.

На свете счастья нет, а есть покой и воля.

Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий… И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 26

Наши рекомендации